Из дневника. История одной песни

Песня
ГРЁЗЫ  СКВОЗЬ  СЛЁЗЫ
(Или: подземный переход)

                Ты хоть много проживи, хоть мало,
                Но тебе скажу я не тая:
                ЕСЛИ БОЛЬ ДРУГИХ ТВОЕЙ НЕ СТАЛА,
                ПРОЖИТа НАПРАСНО ЖИЗНЬ ТВОЯ.
                .                (Расул Гамзатов)
               
I
Не так давно, – да вот, всего-то месяца два назад, – в один из осенних прохладных дней, – я на улицах Питера, гонят дела. Мне надо на обратную сторону шумного городского проспекта. Благо, недалеко подземный переход. Ещё спускаясь вниз по ступенькам перехода, слышу, кто-то старательно, оттуда – из сумрака, выводит на скрипке светлую мелодию широко известной русской песни. Спускаюсь вниз, поворачиваю направо, и – как бы не гнали дела, невольно задерживаю шаг, – перед глазами предстаёт такая картина: с левой стороны того немноголюдного перехода стоят торговые ларьки, ярко освещённые изнутри. И не то чтобы плотным рядом, а разбросанные неравномерными промежутками друг от друга по всей стене. А с другой, совсем голой стороны, чуть ближе к центру, стоит худенький, лет семи-восьми мальчонка. Вот он-то и выводит трогающую душу мелодию на своей скрипке. Он выбрал место напротив самого большого промежутка между ларьками, – вероятно, чтобы не мешать торговым людям своей музыкой. Мальчик бедно и даже, как мне показалось, довольно холодно одет (надо сказать, под землёй вообще прохладней, а в переходах дует....). Около его ног, как в таких случаях обычно бывает, нет ни фуражечки, ни какой-нибудь картонной коробки или раскрытой сумки, а просто – сбоку, к сАмой стене расстелена небольшая чистая газета, и на ней по краям два камушка. Он играет на скрипке, а в метре от него, напротив, стоит девочка и восхищенно, во все глаза, смотрит на маленького музыканта. И со стороны как-то так выглядит,будто он играет только для неё -одной. Девочка годика на полтора помладше его, и ростом поменьше. Она одета тепло и необыкновенно красиво. Мальчишечка явно смущается: он то опустит свои большие серые ресницы, а то вдруг распахнёт их, как крылышки, и посмотрит на неё такой же открытой и светлой улыбкой, как и его музыка сейчас. Мама девочки тут же, сзади, зацепилась у ларька с бижутерией. Она нервно перебирает в руках бусы, кулоны, ещё что-то цветное, яркое. Но вот она столь же нервно бросает всё в окошко ларя, торопливо подходит к девочке и молча, бесцеремонно, – я бы сказал, как-то уж совсем грубо хватает её за руку и тащит к выходу. Они идут прямо на меня. Я вижу – девочка совершенно ошарашена. Как бы по инерции, она делает несколько шагов за матерью, но потом начинает отчаянно упираться, приседать; начинает громко стонать:«а-а, а-а-а...", а мать тащит её,не обращая внимания, будто ручную коляску сзади.Но вот дочь выдёргивает свою ладошку из её рук, выпрямляется и ожесточённо, глядя матери в глаза, истошно, на весь переход, кричит: «ма-а-ма-а-а-а», и в этом раздирающем душу крике явно чувствуется осуждение, отчаянье, обида; слышится недоуменный вопрос: «Что же ты делаешь, мама? Как же так можно?» Потом она решительно поворачивается и возвращается на то место, где только что стояла - рядом с музыкантом. И я вижу, мать от неожиданности даже ахнула. Зрачки её расширились, неестественно перекошенный, широко открывшийся рот так и застыл в удивлении. А мальчонка, видя эту сцену, было опустил скрипочку, но, когда девочка полными слёз глазами вновь подошла к нему – ждёт –стал опять играть. Но теперь что-то очень-очень грустное. И серые, печальные ресницы его заблестели...
Женщина медленно подходит к дочери сзади; она наклоняется над её мокрым лицом и, как одержимая, повторяет теперь только одно: «Прости, прости меня, доченька; пожалуйста, прости…» (Может впервые за всю жизнь, пока они вместе, она поняла, какая добрая у неё девочка, насколько отзывчивая своим маленьким сердечком...
- Маленьким?! Но, боже, каким же огромным, что дай Бог каждому из нас, взрослых, хотя бы малую толику его!)
 А люди – всё мимо, мимо… Редкий из них, если  и задержится, будто, что-то вспомнив, наклонится над газеткой с горсткой мелочи и бежит дальше, даже не сбавляя шага. Но вот, смотрю: снующие мимо туда-сюда люди начинают приостанавливаться. То ли тот громкий крик девочки услышали(настолько громкий, что, вероятно, и на улице слышен был), а может их удивляет сцена, что женщина, никого не стесняясь, просит у малышки прощения, –люди останавливаются, глазеют, перешёптываются… Нет, их интересует не музыка худенького измождённого пацанёнка, но именно сцена. Вот людей всё больше и больше (у нас ведь как, зеваки на зевак идут). Народ затолпился около нашего музыканта, – а на толпу бегут, торопятся всё новые и новые зеваки.(А как же, всем интересно: что там такое происходит?) Да вот и я среди них – скраю. На газетку густо посыпались деньги. Но мальчонка никого и ничего не видит сейчас и к деньгам, замечаю, безразличен. Дети, что впереди толпящихся людей,неотрывно смотрят друг на друга. И я чувствую, музыка его сейчас  только для неё! Нет сейчас во всём мире кого-то ближе, роднее, чем этих два маленьких сердечка. И никто-никто сейчас не понимает друг друга так, как они – истинно святые души. Музыка мальчишечки грустна, но божественна, красива, чиста – будто сама душа плачет… И вечно торопящиеся куда-то по своим заботам люди вокруг понемногу оттаивают. Молчаливая скорбь стоит теперь в их глазах. А он поднимает свои большие влажные ресницы и краем губ, через силу, пытается улыбнуться ей… Но вижу – не получается. Нет, не получается...И от всего этого становится ещё горше на душе...

II
Неожиданно откуда-то появляется высокий мужчина (ещё достаточно молодой, представительного вида, одет с иголочки).Он шумно проталкивается в самую гущу толпы и строго требует, чтобы все сейчас же разошлись. Кричит, что собравшиеся мешают проходу пешеходов и торговле. Показывает при этом в сторону ларьков.Хотя подземный переход не настолько  узок, место для прохода предостаточно. Скорее всего, это был какой-нибудь средней руки чиновник подведомственных торговых точек вокруг, ответственный за порядок здесь. Очевидно, кто-то из торговых людей позвонил ему, пожаловался. Но опять же, ведь ребёнок выбрал место напротив самого большого промежутка между ларьками, чтобы никому не мешать. Да куда там… Народ, хотя и ропщет, но начинает понемногу расходиться. Громче всех возмущается мать той девочки, будто тем хочет как-то оправдаться перед своей дочерью, загладить собственную вину. А мужчина подходит к пацанёнку, что стоит у холодной стены, и кричит: «Серёжка, я же тебя предупреждал, я просил тебя  никогда больше сюда не приходить, слышишь, ни-ко-гда. Вот сейчас вызову, кого следует, пусть с тобой разбираются в отделении – почему по улицам шатаешься? Знай, тебя от твоей бабушки заберут. В детдом отправят».Видно по всему, что этот служака давно уже знает его. Может Серёжа раньше, когда пришёл сюда в самый первый раз, а на него нажаловались, доверился дяденьке; рассказал ему всё о себе, а тот теперь вот бессовестно пользуется этим. Запугивает. Грозится детским домом. Мальчик поднял голову, молча посмотрел на него долгим горьким взглядом – лицо его побледнело, губы задрожали и слёзы градом покатились по лицу...Он только ещё крепче прижал свою скрипочку к груди и обречённо опустив голову, побрёл к выходу. А будто в никуда...Даже не наклонился к газетке, –  деньги так и остались лежать нетронутыми на полу. Добрые люди догадались: призадержали маленького музыканта, бросились собирать рассыпанные деньги и рассовывать ему по карманам. А из какого-то его кармана они опять рассыпались по полу...Повторюсь, совсем безучастен он был к деньгам. Он только молча и безутешно плакал. И в глазах стоял немой вопрос: «Зачем люди такие? – сразу в детский дом, а как же бабушка? Она ведь там, дома, совсем одна.»(То, что его зовут Серёжей, и что он живёт с бабушкой – я понял из тех угроз, что сыплются на его голову). Но надо признать, мне все же не показалось, что сотрудник тот, так-то уже совсем рьяно бранился, т. е. со зла.Нет, скорее для виду. Но всё равно, так  нельзя бы, это слишком жестоко.Да он и сам не выдерживает, – когда ребёнок бредёт к выходу, мужчина в двух шагах идёт сзади от него и извиняющимся голосом просит: «Серёжа, ну ты же всё понимаешь, ты уже большой, пожалуйста, найди себе другое место. Здесь нельзя. Видишь, меня ругают и на тебя жалуются.» Потом он махнул рукой, резко повернулся и пошёл в обратную сторону. А когда шёл мимо той газетки, расстеленной на полу, вдруг остановился, постоял над ней минуту-другую – глаза его покраснели, он часто-часто заморгал, потом поднял газету и, нервно комкая её в руках, быстро пошёл прочь.Некоторые из продавцов при этом из окошек своих ларьков нарочито громко здоровались с ним, непременно называя по имени-отчеству, как бы заискивая. Но он ничего им не отвечал. Даже не обернулся в их сторону. И во всех его движениях явно читалось: «Эх вы, люди, всё жалуетесь, жалуетесь… Да чем же этот ребёнок вам мог помешать?».

III
Переход опустел, народ рассеялся, но щемящая тоскливая боль в груди осталась… Подумалось: что я здесь делаю?Зачем до последнего здесь, зачем делаю вид, будто побрякушки в ярких витринах интересуют, а на самом деле вижу совсем другое? Зачем? Разве и без того мало боли вокруг? От всего увиденного меня трясло, как в лихорадке… Состояние было совершенно раздавленное. Какие уж тут дела, надо возвращаться домой. "Ах, водки бы сейчас, что-ли..." – мелькнула вдруг тоскливая мысль.
Но не в сторону метро, не домой понесли меня ноги, а туда, вслед мальчонке. Он явно нуждается в нашей помощи...............................................
Спросить кого: а где же ему место себе искать другое? Если на него кричат, грозятся детдомом, а он всё равно украдкой возвращается сюда,– значит, некуда больше идти. (Наверное, где-то рядом живёт; одна бабушка и осталась). Конечно, можно расположиться прямо на улице, под открытым небом. Но на улице дождик холодный сыплет, и скрипка на улице не так звучно поёт, как здесь, в подземном переходе. И потОм, её никак нельзя намочить под дождиком, скрипка – она живая, всё чувствует. Да ведь и самому ему, наверное, порой так хочется насладиться её нежным звуком – она и плачет, и любит всех вокруг...
Вот так и появилась на свет эта грустная песня «Грёзы сквозь слёзы».
 И последнее. Прошло уже немало времени после того, когда эта песня была написана. А подземный переход всё не хочет отпускать. Ну вот что поделать? Может теперь, когда выговорился, все же поотпустит? (Говорят, в подобных случаях выговориться надо).
* Небольшое примечание: в этой истории изменено лишь имя ребёнка. Так надо. Признаться, мне что-то тревожно за него. Где-то он теперь, наш маленький музыкант? Храни его, ангел, – пожалуйста, береги! Давайте и мы будем добрее, внимательнее друг к другу, пусть и к незнакомым нам людям. Ангел – он ведь в каждом из нас. Заметим, кто бы и как плохо не говорил, не думал о нас, но разве мы сами не знаем о себе, что мы – лучше, добрее своим столь ранимым сердечком; светлее душою. Кто знает, может мы и сами потом, после завершения земного пути, перевоплотимся в добрых ангелов для кого-нибудь из живущих здесь, на Земле, людей. Мы хранимы только потому, что пока ещё храним в себе веру в доброту,веру в самое лучшее, что есть у нас в Душе. И если Душа наша скорбит или поёт – значит Душа наша в зеркале любуется! Истинно так. Истинно!

Санкт-Петербург
(P.S. вариант  дневниковой записи - усечённый.  В.Измеров )


Музыкально-поэтическая композиция из цикла «Бриллиантами – по свиньям»

песня
ГРЁЗЫ  СКВОЗЬ  СЛЁЗЫ


В рубище мальчик со скрипкой.
Улица мимо идёт...
Звякают грустно монетки –
Скрипка поёт.

Скрипочка тихо играет.
Молит она за него.
Плачет и вновь представляет
Принцем его.

Хочется девочке-скрипке
Рядом с мальчишечкой быть.-
В белых роскошных нарядах
Петь и кружить!

Маленький принц обернётся
Добрым для всех королём.
Будет он всюду по свЕту
С нею – вдвоём.

Этот король не обманет.
Грусть с ним утихнет и боль;
Этот король не обидит.-
Добрый король.
.......................................
..,....................................
В рубище мальчик со скрипкой,
Улица мимо  п л ы в ё т...
КАтятся тихие слёзы,-
Скрипка поёт…
           Скрипка поёт…
                Скрипка поёт….

Сладостны скрипочки грёзы,
Холодно...
КАтятся слёзы...
А люди – всё мимо и мимо....
Господи, не-вы-но-си-мо-о-о-о........



Санкт-Петербург  В.И

@Copyright:Портал под эгидой Российского союза писателей


Рецензии
Владимир! Сразу извиняюсь, не всегда привязана к интернету.
Итак без сю-сю, как и просили.

Рассказ хороший! Вызывает в душе отклик. А значит, дает возможность
задуматься над своей жизнью, своими поступками. Меняет восприятие действительности. Хочется помочь здесь и сейчас, а не когда-нибудь потом.

Теперь что бы я изменила.
Третья часть написана короткими абзацами. Это отлично! Читается легко.
Большие тексты лично меня сразу отбрасывают.

Я бы убрала все слова с выделенным ударением типа:
"к сАмой стене"
"хватает её зА руку" (Здесь видимо описка)
"МОлит она за него" (вряд ли здесь кто-то может умудриться прочесть по
другому. Мешает. Грамотному человеку это не нужно, а безграмотному прочесть лишний раз и понять как поставить ударение не грех, а благо.)

"в один из осенних прохладных дней (2015 года)" (вот это уточнение года мне кажется лишним. Рассказ не хронологический. Сказали , что осень в Питере и все понятно: холодно, дождливо, неуютно.)

А в целом мне Ваш рассказ понравился!

Мартина Левина   16.01.2020 18:30     Заявить о нарушении
Крайне редко здесь, на Стихире, встретишь настоящую рецензию, - вот все бы ТАК,
была бы польза, а то всё больше "сю-сю" по кругу...
Спасибушки, Мартина, - Подправил!! А то,что указан год - даже не знаю, надо ли
удалять даты?- ведь это и не рассказ вовсе, а дневниковая запись(там даты кругом).
От всей души СПАСИБО! Непременно заходите в гости, буду только рад.( В рецках
не нуждаюсь - пустое это, тщета; абсолютно ничего не даёт). Но в доброжелательном
сторонним взгляде мы все здесь нуждаемся как в воздухе, поскольку, замечаю, мы в своём творчестве чаще САМИ В СЕБЕ. Непременно буду заходить в гости, и не
исключено, со своим(!)СТОРОННИМ :-) взглядом.
С уважением, и самыми наилучшими, В.И(Питер)

Владимир Измеров   16.01.2020 20:14   Заявить о нарушении
Владимир! А вот здесь, сдается мне жизнь именно прожитА
Закрыв глаза и декламируя......
Попробуйте!
Ты хоть много проживи, хоть мало,
Но тебе скажу я не тая:
ЕСЛИ БОЛЬ ДРУГИХ ТВОЕЙ НЕ СТАЛА,
ПРоЖИТА НАПРАСНО ЖИЗНЬ ТВОЯ.
. (Расул Гамзатов)

Мартина Левина   28.06.2020 02:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.