Терпение и смирение

Вчера ездили в Лавру, спустились в нижний храм под свт. Сергием, где много святых мощей. Внезапно вошел монах с ключом, отворил ковчежец с камнем от Гроба Господня, поднял стекло, и позволил нам прикоснуться  челом и устами не к стеклу, а к самому камню. Затем монах опустил стекло обратно, закрыл ковчежец на ключ и ушёл.

Добродетели Терпение и смирение.

Хороша добродетель терпения, но есть выше.

Хороша добродетель смирения, но есть выше.

Давайте попробуем разобраться в этих добродетелях. Откуда и против чего они возникают. И, как положено, рассмотрим их на примере Самого Спасителя, и будем стремиться следовать Его примеру.


Итак, когда возникает ситуация, когда кто-то или что-то раздражает нас настолько, что приходится терпеть и смиряться, тогда что мы терпим, кого смиряем? Терпим ли мы того человека, смиряем ли его? Нет. Мы терпим себя, и смиряем себя. Подавляем в себе все эти эмоции и страсти гнева, ненависти и злобы. Всё наше нутро восстает и бесится, а мы его смиряем. Вот что для нас терпение и смирение. Так не лучше ли сделать так, чтобы терпеть и смирять было некого и нечего?

Можем ли мы представить себе такого Господа, который терпит Себя? Святые отцы учат, что Господь бесстрастен, а когда пишется про Господа, что он гневается и т.п., то это только для нашего понимания.

Вот что по этому поводу пишет святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова ;ярость; и ;гнев; в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых... В другом месте, внушая, что гнев не свойствен Ему, Он сказал: ;Меня ли тии прогневляют, еда не себе самих; (Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?) (Иер. 7:19)», (Беседа на Пс. VI.-2. Творения. Т. V. Кн.1. СПб. 1899. С. 49).


Т.е. прогневляют самих себя, к стыду своему. 


Так и мы должны уподобляться Богу. Не воспаляться страстями, которые потом придётся смирять. Вообще не иметь в себе корня для этих страстей.


Но как этого достичь? Обычно иноков приучают терпеть и смиряться насильно. Идут обратным путём. И часто это приводит только к внешнему смирению и молчанию, а внутри - острое воспаление борьбы с самим собой. Но мы должны зреть в корень, в самые причины несмирения. Действовать через разум и свободную волю человека, по примеру Самого Господа. И всегда брать пример с Него. Как Господь смиряется и учит нас смирению? Посмотрим внимательно и последуем Его примеру. Что Он ставит на первое место?

Мф. 11:29 "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим."

Прп. Иоанн Лествичник: «Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию предтеча есть кротость; посему послушаем истинного Света, Христа, Который так располагает сии добродетели в их постепенности. «Научитеся от Мене, – говорит Он, – яко кроток есмь и смирен сердцем». Итак прежде солнца нам должно озариться светом, и потом мы уже яснее воззрим на самое солнце; ибо невозможно, невозможно, говорю, узреть солнце тому, кто прежде не просветится оным светом, как показывает самое свойство сих добродетелей». Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве.

Прп. Максим Исповедник: «Научитеся от Мене, глаголет Господь, яко кроток есмь и смирен сердцем. Кротость предохраняет раздражительность от возмущения, а смирение освобождает ум от надмения и тщеславия». Главы о любви.

Господь ставит первее и выше смирения  кротость. А почему мы должны следовать Ему, пишет Свт. Лука Крымский:  «Помните всегда о Господе нашем Иисусе Христе, и тогда по слову Его святому обрящете покой душам вашим». Проповеди. Том III. Слово в неделю крестопоклонную.

Святитель Лука пишет здесь об обретении покоя в душе. Это необходимое условие для обретения кротости и смирения, причина и следствие. Для этого помнить всегда о Господе. Можно сказать "Ходить перед Богом", как ходил Енох. Всё время представлять себя пред всевидящим оком Божиим.

Блж. Феофилакт Болгарский: «Иго Христа ; смирение и кротость. Поэтому кто смиряется пред всяким человеком, тот имеет покой, живя без смятения, тогда как любящий славу и горделивый постоянно находится в беспокойстве, не желая уступить кому-либо, но, рассчитывая, как бы сильнее прославиться, как бы победить врагов».

Хорошо разъясняет это византийский богослов и экзегет Евфимий Зигабен почти тысячу лет назад: «И обрати внимание на прибавление: не сказал только «смирен», но смирен сердцем, т.е. смирен душою, волею. Смирение, вынуждаемое обстоятельствами – бесполезно, как наружное и непроизвольное». Толкование Евангелия от Матфея. Здесь монах Евфимий говорит о собственной воле смиряющегося человека, а не по воле другого человека или обстоятельств. Это очень важно понимать для воспитания этих качеств.

Прп. Антоний Великий: «Когда вселится Дух Божий в человека, то облегчает ему все дела его… он не гневается, когда другие оскорбляют его, и не имеет никакого страха ни к человеку какому-нибудь, ни к зверю, ни к духам, потому что при нём днем и ночью находится радость Господня: она питает его и просвещает ум его. Сия радость возращает душу человеческую, усовершает ее и возносит на небо, подобно как тело человеческое всегда питается и укрепляется хлебом и водою или другою пищею». Письма к монахам.

Чтобы действовать через разумение и свободную волю человека, прп. Антоний пишет про воспитание такой добродетели, как смиренномудрие: «Смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство; Божие именование; ибо Господь говорит: «научитеся» не от Ангела, не от человека, не от книги, но «от Мене», т. е. от Моего в вас вселения и осияния и действия, «яко кроток есмь и смирен сердцем» и помыслами, и образом мыслей, «и обрящете покой душам вашим» от браней, и облегчение от искусительных помыслов (Мф.11:29)». Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.

О том же, и против внешнего псевдоделания условно сдерживающих себя несмиренномудрых, пишет прп. Исаак Сирин: «В смиренномудром никогда не бывает поспешности, торопливости, смущения, горячих и легких мыслей, но во всякое время пребывает он в покое. Если бы небо прильпнуло к земле, смиренномудрый не ужаснется. Кто несмиренномудр, тот не сдерживает себя; но сдерживающих себя несмиренномудрых найдешь многих. Сие и значит, что сказано кротким и смиренным Господом: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Смиренномудрый во всякое время пребывает в покое, потому что нечему привести ум его в движение или в ужас. Как никто не может устрашить гору, так небоязнен и ум его. И, если можно так выразиться (а может быть, и не неуместно сказать это), смиренномудрый несть от мира сего (Ин. 8:23), потому что и в печалях не ужасается и не изменяется, и в веселии не приходит в удивление и не ширится. Но все веселие его и истинное радование о том, что угодно Владыке его». Слово 48.

Что же является противником кротости, душевного покоя и смирения? Об этом пишет Прп. Нил Синайский: «Подражая своему Владыке, божественные Ангелы любят смиренномудрие. Посему, когда монах надмевается высотою жития своего, возлюбит гордыню и неразлучно пребывает в ней, Ангелы оставляют высокомерного и стоят от него вдали, не желая уже помогать ему, покрывать, охранять и защищать его, как прежде. Вселукавые же демоны немедленно приходят и, окружив лишившегося блаженного охранения, ввергают надменного в блуд, или воровство, или убийство, или прелюбодеяние, или иное запрещенное дело. Ибо из всех грехов больший грех есть гордость. За нее изобретатель всего худого, диавол, низвержен с неба на землю. А сказано сие мною потому, что спрашивал ты у меня: «Почему иные из избравших жизнь подвижническую в скором времени увлекаются в непозволительные поступки и страшные падения?» Хорошо возлюбить хорошее и постоянно держаться этого. Но всего лучше скромный образ мыслей о себе. И Христос, Господь, Бог и Владыка всяческих, живя по плоти с человеками, всем нам указал сие и заповедал ревновать о сем, говоря: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете твердый покой душам вашим» (Мф. 11:29).» Письма на разные темы. Комиту Феодоту.

Итак, в корне терпения и смирения лежит кротость, мир и покой в душе. Тогда и терпеть, и смирять будет нечего и некого. А главный противник – гордость.

Но как же нам совместить бесстрастие с борьбой со страстями? С активной работой и с дееспособностью? 

Постоянно помнить о Боге, ходить перед Богом.

А как не раздражаться, не гневаться на людей?


Обычно принято не обращать на них внимание, так сказать "хранить себя". Но это неправильно.

Надо людей любить. Любовь выше всех остальных добродетелей. И тогда будет мир и покой в душе и в жизни, не будет гнева, ярости, злобы и всего того, что нарушает кротость, смирение и смиренномудрие. Терпеть и смирять будет некого и нечего.

Тогда с любовью появится и дееспособность, рассуждение вместо осуждения, личный пример, вразумление, воспитание и т.п.

Внешне мы можем бодро реагировать на всякие беззакония и грехи, а внутри сохранять в душе мир, покой и любовь. Натворил кто-то бед – вразумить его,  поговорить, даже применить меры взыскания, но внутри не гневаться, не злиться, не испытывать к этому человеку никаких негативных эмоций, а прощать его и любить.


С наступающим Рождеством!

04.01.2019 г.


Рецензии