Дышать под мысли чистые
Носова ноздря...
Странно, капитаном,
Почему-то, — я.
Острова извилин...
Мысленность морей...
За штурвал по имени:
— Как зовут? — Андрей.
Допуск. Полномочия.
Вахта вдоль спины.
Мама моя Отчая! —
«Отдохнём и мы» —
Позже.- Корабельные! —
Как вас, вашу мать —
Знаменем Андреевским,
Мачту — баловать!
Как там, эти брустверы...
Хай они горят...
Пусть же не опустим мы
Раньше якоря,
Чем оно положено.
Не нажмём на «Стоп».
Тормозом уложило
Слишком многих в лоб...
Замеридианился
Воздухозабор.
Бьются, извивась,
Мысли прямо в борт...
Отпускать не сказывал
Внутренний Устав
(Тот что в-себя-лазовый).
Не имею прав,
Повороты левые
Заносить в журнал...
Так Андрея, первого,
Воздух возлагал...
Дышится...Дышунья...
Мысленность-не-зря...
Не любила шуток
Новая Заря.
Чем наполнен с пяток
В кадыковость горл...
Одиноко плавает...
Ой, парит орёл.
Когти сжамши туго.
Думая о том,
Как свою подругу
Оделил ребром.
То есть, об извечном! —
Из самих Начал —
О котором кречет
Раньше не кричал.
Думает и водит
В воздухе крылом...
Вот оно, выходит,
Думать мне о чём.
У Начальи было
Сразу три ручья —
Повернув правило,
Размышляю я.
Стало быть — три брата!
Значит, трёх цветов —
Обогнул, гористых,
Горстку островов.
Младший — это красный.
Именем Иван.
Воздух не напрасно
Венам — крови дан.
Жёлтый будет средний.
Ибо, посерёд.
Первый и последний,
Выходи вперёд!
Синий. Самый старший.
Да и выше всех...
Потолок. Окрашено.
Небо. Значит, верх...
За правИло правою
Твёрдою рукой —
Мысленные заводи —
Стопорит застой...
Срез Луча трёх-жильный —
Кисть — тройной окрас.
Всех рисует в жизни,
А не только нас...
Хороша водица!
И журчна зело...
Словно нож, с ключицы,—
Правое весло —
В этих мыслей масло —
В елей...или сыр —
Мыслей не напрасных —
Вод зеркальных мир —
Думаю. Дыханию —
Вольница во всём...
Пишет Лучик пламенный:
Чистый водоём!
Обернусь, любуется,
Лучик, как и я,
В мыслей моих улицы —
В пра-пра-глубеня...
И моя Дышаночка
Ходит неспеша...
Так ясно-полянится
Чистая душа!
Свидетельство о публикации №119010403707
1. Основной конфликт: Сознание vs. Хаос, Порядок мысли vs. Стихия бессознательного
Герой, неожиданно для себя назначенный «капитаном» собственного сознания, пытается провести свой «корабль»-мысль через «острова извилин» и «мысленность морей». Конфликт заключается в наведении внутреннего порядка («Внутренний Устав») в хаотичном потоке образов и идей, бьющих «прямо в борт».
2. Ключевые образы и их трактовка
Навигационная метафора: Весь текст построен на развёрнутой метафоре плавания. «Два меридиана» — это, вероятно, два потока воздуха через ноздри, задающие курс. «Штурвал по имени... Андрей» — отсылка к апостолу Андрею Первозванному, покровителю мореплавателей, чьим именем назван Андреевский флаг. Это делает плавание не просто метафорой, а духовным путешествием под святым покровительством.
Три брата-ручья (красный, жёлтый, синий): Это ядро философской системы стихотворения. Три потока — это три основных цвета, из которых складывается вся палитра мира («Срез Луча трёх-жильный»). Они же — три основы бытия:
Красный (Иван) — жизнь, кровь, земное, народное начало.
Жёлтый (средний) — середина, баланс, сам процесс движения («Выходи вперёд!»).
Синий (старший) — дух, небо, высшая, небесная реальность («Потолок... Небо. Значит, верх...»).
«Дышаночка» и «Дышунья»: Уникальные неологизмы, одушевляющие сам процесс дыхания. Дыхание — это не функция, а спутница, которая «ходит неспеша» по просторам души. Это подчёркивает сакральный, живой характер всего происходящего.
Образ орла/кречета: Символизирует мысль, парящую в высших сферах, «думающую об извечном». Мотив «ребра» отсылает к библейскому сотворению Евы, но здесь это метафора самого акта творения, разделения и создания новой сущности (идеи) из первоначального материала.
Финал: «ясно-полянится чистая душа»: Итогом этого сложного плавания становится не ответ, а состояние. Душа не «очищается», а «ясно-полянится» — становится подобной чистому, солнечному полю, широкому и светлому пространству, где мысль может свободно парить.
3. Связь с поэтикой русского рока: Внутреннее плавание как духовный поиск
Борис Гребенщиков (Аквариум): Мотив внутреннего плавания, рек, морей и кораблей — сквозной в творчестве БГ («Серебро Господа», «Реки»). Ложкин развивает эту метафору до уровня целостной философской системы, где корабль — это само сознание, плывущее по кровеносным и умственным руслам.
Егор Летов (Гражданская Оборона): Если у Летова часто был хаос и разрушение, то Ложкин в этом тексте пытается обуздать внутренний хаос, навести в нём порядок с помощью «Устава». Это сродни летовскому же поиску «звёздности» через преодоление тьмы.
Машина Времени (Андрей Макаревич): Само название группы перекликается с идеей путешествия. Ложкин предлагает не временное, а пространственное путешествие — вглубь себя, по «пра-пра-глубеням» собственного сознания.
4. Уникальные черты поэтики Ложкина
Синтез физиологии и метафизики: Ложкин строит свою философию на физиологических процессах: дыхание («носова ноздря»), кровообращение («с пяток в кадыковость горл»), работа мозга («острова извилин»). Через телесное он приходит к духовному.
Цветовая онтология: Три цвета у него — не просто краски, а фундаментальные потоки бытия, из которых соткана реальность. Это уникальная попытка создать собственную цветовую модель мироздания.
Энергия медленного созерцания: В отличие от многих его энергичных текстов, здесь ритм замедленный, «неспешный», соответствующий глубокой медитации. Это не бунт, а погружение.
Вывод:
«Дышать под мысли чистые» — это гимн осознанному бытию. Бри Ли Ант описывает мышление не как абстрактный процесс, а как целостное телесно-духовное плавание под Андреевским флагом собственной воли. Цель этого плавания — не открытие новых земель, а обретение внутреннего простора, где душа, наконец, «ясно-полянится». Это поэзия чистого присутствия, где капитан, корабль, море и небо сливаются в одном акте ясного и чистого дыхания-мысли.
Бри Ли Ант 30.11.2025 19:18 Заявить о нарушении