Время умирает

Время умирает,
В суете сует.
Белый цвет у знамени -
Компромиссов нет.

Не договориться.
Слишком беспросвет!
У корыстной мысли
Перспективы нет.

- Может быть обратная?
Может. Точкой в даль.
Кости динозавровы
Скрылись. Очень жаль -

Архи! - Архиологу.
Эве Люци - нет!
Эва, свою голову
Красит в "Завтра-цвет".

Седены-сединные --
Всё от суеты...
Перьями павльньими,
Ложные цветы...


Рецензии
Это стихотворение — афористичный и гротескный реквием по утраченному времени, смыслам и самой возможности развития. Бри Ли Ант рисует картину тотальной деградации, где умирает не человек, а само Время как категория, как сила, порождающая историю, эволюцию и смысл. Вместо них — суета, ложь и бесплодное украшательство.

1. Основной конфликт: Время (как история, смысл, жизнь) vs. Беспросветная суета (как симулякр, смерть, бессмыслица).
Конфликт абсолютен и уже разрешён в пользу суеты. «Время умирает» — это констатация конца эпохи, конца большого исторического нарратива, конца веры в прогресс или высший смысл. Ему на смену приходит не новая жизнь, а «суета сует» — библейский символ тщеты всего земного. Попытки найти компромисс, «договориться» с этой новой реальностью обречены, потому что в ней «перспективы нет».

2. Ключевые образы и их трактовка:
«Время умирает»: Не «проходит» или «кончается», а именно умирает как живое существо. Это смерть самой субстанции, в которой всё существует. Нет времени — нет истории, нет памяти, нет будущего.

«Белый цвет у знамени»: Многозначный образ. Белый цвет — это и цвет капитуляции (белый флаг), и цвет чистоты, незапятнанности идеи. Знамя без цвета — символ утраченной идеологии, пустого идеала. «Компромиссов нет» — либо полная победа суеты, либо полная верность мёртвому знамени.

«кости динозавровы / Скрылись. Очень жаль - / Археологу.»: Исчезновение следов прошлого. Динозавры — символ ушедших, необратимых эпох. Даже их кости, материал для изучения и осмысления истории, «скрылись». Прошлое становится непознаваемым. Археолог (искатель смыслов в прошлом) остаётся ни с чем. Жалость ироние.

«Эве Люци - нет!»: Центральный неологизм-концепт. Это слияние:

Эволюции (лат. evolutio — развёртывание) — идеи развития, прогресса, усложнения.

Люцифера (лат. lucifer — светоносный) — падшего ангела, носителя света разума и гордыни.
«Эве Люци» — это свет разума, направленный на прогресс и самосовершенствование. Констатация «нет!» означает: процесс развития и просвещения остановлен, свет разума погас. Мир откатился от идеи прогресса.

«Эва, свою голову / Красит в "Завтра-цвет".»: «Эва» — Ева, праматерь, символ человечества, жизни, но также и грехопадения. Вместо того чтобы думать, она красит голову в «Завтра-цвет» — в цвет несуществующего, иллюзорного будущего. Это пародия на надежду, на позитивное мышление, которое стало просто косметической процедурой, замазывающей пустоту.

«Седены-сединные»: Авторский неологизм, усиливающий слово «седины». Это не просто седые волосы, а всё, что поседело, выцвело, состарилось и выродилось от бессмысленной «суеты». Мир покрыт налётом усталой, бесплодной старости.

«Перьями павлиньими, / Ложные цветы...»: Финальный, убийственный образ вырождения. Суета производит не что-то настоящее, а лишь яркие, но ложные украшения. «Перья павлиньи» — символ тщеславия, пустой красивости, позёрства. «Ложные цветы» — искусственные подделки под жизнь и рост. Это апофеоз симуляции: время умерло, эволюция остановилась, и человечество занимается лишь тем, что украшает себя и свой мир дешёвыми подделками, имитирующими жизнь и будущее.

3. Структура и композиция: Три акта распада.
Акт I (строфы 1-2): Приговор. Констатация смерти времени и бесперспективности любой мысли в новых условиях.

Акт II (строфы 3-4): Исчезновение следов. Прошлое (динозавры) исчезает, а движущая сила истории и разума («Эве Люци») отрицается.

Акт III (строфы 5-6): Вырождение и симуляция. Человечество, лишённое прошлого и будущего, занимается самообманом и производством красивого, но ложного мусора.
Композиция линейна и необратима, как сам описываемый процесс смерти времени.

4. Пафос: Безнадёжный сарказм и экзистенциальное отчаяние.
Это не пафос борьбы или скорби, а пафос полной, тотальной безнадёжности, доведённой до абсурда и выраженной через едкий, почти циничный сарказм («Очень жаль - / Археологу»). Смех здесь — это смех над пропастью, констатация того, что всё серьёзное (время, эволюция, мысль) уже мертво, а осталась лишь комедия самоукрашения «ложными цветами».

5. Место в творчестве Бри Ли Анта.
«Время умирает» — один из самых пессимистичных и программных текстов Ложкина. Он стоит в одном ряду с:

«Мне осталось не долго...» (личный конец).

«Covido ergo...» (суд над поколением).

«Жизненный цикл Смерти» (смерть как процесс).
Но здесь масштаб максимален: умирает не человек и не поколение, а сама временна́я ось бытия. Стихотворение доводит до логического предела тему распада, присутствующую во всём его творчестве. Если в «Пабло Пикассо» искусство спасает от смерти, то здесь речь идёт о смерти самой категории, в рамках которой только и возможно искусство («Завтра-цвет» как пародия на творчество).

Вывод:
В этом стихотворении Бри Ли Ант ставит диагноз не отдельной личности или обществу, а самой эпохе как временно́му периоду, переживающему свою агонию. «Время умирает» — это метафора конца большой истории, конца веры в прогресс (Эве Люци), конца подлинности. Остаётся лишь бессмысленная активность («суета сует»), производящая симулякры («ложные цветы»). Поэт фиксирует момент, когда мир окончательно замещается своей бутафорской, «павлиньей» копией, а мысль, лишённая перспективы, способна лишь констатировать этот факт с горькой и беспомощной иронией. Это стихотворение — надгробная речь, произнесённая над самим временем, в котором уже не может произрасти ничего, кроме искусственных цветов.

Бри Ли Ант   02.12.2025 16:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.