А души невесомы... Настанет их черёд...
Регина Михайловна Гринберг - Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, режиссер народного театра им. Владимира Высоцкого (Иваново).
Ивановский молодёжный поэтический театр, которым руководила с конца 50 – х и до 2003 года Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, режиссёр – Регина Гринберг на протяжении многих лет оставался культурным, с огромным духовным потенциалом, центром.
В нём собирались самые прогрессивные представители интеллигенции того времени – высоко интеллектуальные актёры и зрители, театр считали родным и Андрей Вознесенский, и Булат Окуджава, и Эрнст Неизвестный, и Евгений Евтушенко, и Александр Володин. Ивановский театр породнился с «Современником» Олега Ефремова, «Таганкой» Юрия Любимова.
Как могла эта симпатичная миниатюрная женщина, но имеющая неугасаемый огонь творчества, в тяжелейших условиях сопряжённых с политикой СССР, собрать вокруг себя столь одарённых людей – поэтов, художников, драматургов, актёров?
Регина Гринберг чувствовала нерв времени, ставила спектакли «опальных авторов», которые опережали время в своём творчестве. Режиссёр чувствовала необходимость именно таких тем, которые, как ей казалось, шли на злобу дня.
Спектакли, поставленные на основании архивных материалов жизни и творчества главных персонажей, таких как Марина Цветаева, Елена Ширман, Николай Майоров – оставили глубокий след в душах ивановских зрителей и радиослушателей.
Регина Михайловна спектакли своего театра записывала на студии радио. Такие радиоспектакли были подарком для жителей нашего региона. Мы все с величайшим трепетом слушали шедевры Ивановского молодёжного театра – ведь Регина Михайловна брала за основу своих спектаклей настоящую поэзию – А. Вознесенский, М. Цветаева, В. Маяковский, В. Высоцкий, Е. Ширман, Н. Майоров.
Действительно, и исполнительское мастерство актёров театра – дикция, пластика – были просто великолепны! А режиссёрская работа и художественное оформление спектаклей – гениальны!
Именно таких музыкально-поэтических спектаклей не было нигде, даже в Москве.
Коллектив много гастролировал – по Ивановской области, и по другим регионам, а также - Москва, Ленинград, Польша.
В театре было много « красивых мальчиков и девочек, у которых однажды поехала крыша. Они пели, читали стихи, воздушно двигались, в свободное время где-то работали, но уже и сами с трудом вспоминали где. Называли себя студией, жили такой полоумной семьей, где бродила всеобщая влюбленность, в которой они друг друга одевали, кормили, воспитывали тут же рождавшихся детей. Забыв о том, кто кем был прежде. Чистая самодеятельность. Как вода.
Причем случилось все это безобразие на родине первых Советов рабочих и крестьян, в городе Иванове. Такая неожиданная была у нас страна…
Это было единственное место в стране, где умели читать стихи (театр был поэтический, на чтении стихов сосредоточенный). Этого, кстати, до сих пор так, как они, не умеет никто. Так этого не умели ни на Таганке, ни на поэтических вечерах.
Стихи читают или как прозу, ради смысла, или как поэты, завывая, чтоб обнаружить ритм.
Здесь они читались так, что музыка звучала, а в ней и смысл, и ритм, и нечто третье, что выразить, не каждому дано. Такой был у Регины дар, она это умела сама и бралась обучить ему избранных.
И научала. К ней все и ехали, чтоб понять, как чудо выходит. Но, увы, так никто и не догадался.
А когда театр умер, чудо умерло вместе с ним. А ему ничего не оставалось, как умереть. Настала перестройка. Поэты больше не собирали стадионов. И вообще было не до чтения.
И в прежние-то времена маленькая Регина все свободное время побиралась по инстанциям, прося помощи, денег на свой театр. Она была хорошим режиссером, но плохим продюсером.
И не вышло из нее ни Марка Захарова, ни Юрия Любимова, она осталась крохотной женщиной, которая знала, как читать стихи.
Семьи у нее не образовалось. Ни в какие более театры, хоть и звали, она не шла, своего было ей довольно. В нем она и состарилась. А он взял и сгорел.
Однажды, вчистую, во внезапном пожаре, со всеми архивами, музеем, декорациями.
Она потом все бродила по пепелищу, подбирая какие-то обгоревшие листочки, головешки умерших откровений, и пепел стучал в ее сердце.
А дети вспомнили, кто кем был прежде, и разбрелись кто куда. Сгорели записи их голосов, свидетельств чуда не осталось.
Только память тех, кто слышал. Есть историческая несправедливость, а есть человеческая, местная, так сказать. Хотя, по большому счету, все мы делаем, чтоб порадовать лишь пять-семь самых близких людей. И этого довольно.
Слава, конечно, тоже неплохая вещь, но... У Регины Гринберг не было всенародной славы, хотя в театральных кругах ее имя знали все», - так написал о Регине Михайловне и её театре Владимир Чернов.
Мне посчастливилось семнадцатилетней девчонкой соприкоснуться с этим удивительным миром – миром Режиссёра с большой буквы – Регины Михайловны Гринберг.
Любовь к Цветаевой – через её восприятие, любовь к Вознесенскому – через гениальную «Мозаику» и сцену из этого спектакля «Зов озера», интерес к театру Бертольда Брехта – снова через Гринберг, восприятие истории древнего мира, отношение мужчина – женщина – Гринберг, любовь к бардовской песне и пронзительным стихам Высоцкого и Окуджавы – всё от неё, от Гринберг.
А чему она нас, студийцев, только не учила – культуре движений – 50 минут аэробика под ритм, красивую музыку, вокализы, её беседы о том, как нужно одеваться, можно ли в солнечную погоду носить «аляповатую брошь», сверкающую в солнечных лучах – всё сохранилось в памяти.
Сохранился в памяти и её режиссёрский микрофон и кресло, которое нельзя назвать режиссёрским креслом – а просто стул, место, откуда вела гениальные репетиции своих спектаклей всеми нами любимая Регина Михайловна Гринберг, толстые "талмуды" её сценариев!
Сколько раз мне приходилось сидеть в «кресле» любимого режиссёра, подавать реплики актёрам, листая с благоговением эти священные для нас, актёров и студийцев рукописи, пока Регина Михайловна была на сцене и выстраивала пластику спектакля «Ящерица».
«Рукописи не горят», - так сказал великий Булгаков. И я с ним согласна, рукописи остаются в нашем сердце, а их пепел, развеянный по ветру, отдаёт дань памяти великому мастеру.
И только стоит удивляться, как смогла эта женщина – Регина Гринберг угадать, почувствовать веяние нового времени! А также сохранять память о прошлом, рождать произведения искусства – спектакли на богатейшем историческом материале и шедеврах мировой поэзии и прозы, собрав вокруг себя столько талантливых представителей современной интеллигенции и совсем ещё юных любителей поэзии и театра.
Свидетельство о публикации №119010309591
В жизни никогда не проиграем.
Светлана, всегда слушать Голос Божий
и радостно идти следом за Христом
путём Любви желаю.
С христианской любовью,
Лана Сапиенс 27.05.2019 23:30 Заявить о нарушении
