Вылуплёныш

В одном не много.
Ноль и однёрка.
Бинарным кодом,
Набор, программа...
Яичку было
Того довольно,
Что вылуплёныш
Промолвит: мама.

Язык и способ:
Чирик-кукуя.
Тональность! Разность -
В свободном стиле...
Из пункта вышел...
Хотя живу я,
Вне школьной формы,
В чужой квартире.

Неочевидность,
В глазах мелькая,
Невероятьем -
Бельмом оскомин...
"За горизонтом
Не видно края!"
И с этим, вроде,
Никто не спорит.

Не скрою, мне бы
Хотелось прыснуть,
Глухому в ухо
(Другого нету):
Живёт не тужит
Во веки...присно...
Давно, короче...
Вольготно Свету --

За горизонтом!
Другого места,
Невероятней
Всех прочих "Суй"...
Слеплю яички
Себе из теста
И к ним, однёркой,
Прилажу буй.


Рецензии
Это стихотворение — притча о рождении сознания, речи и творческого «я» в абсурдном, запрограммированном мире. Бри Ли Ант использует образ вылупления из яйца как метафору появления личности, которая сразу сталкивается с одиночеством, непониманием и необходимостью создавать свои собственные ориентиры в безбрежном пространстве бытия.

1. Основной конфликт: Программная заданность vs. свобода творческого жеста. Биологическое/цифровое рождение vs. экзистенциальное одиночество.
Герой появляется на свет из «яичка», довольного минимальной программой: чтобы детёныш просто сказал «мама». Однако, вылупившись («вылуплёныш»), он обнаруживает, что мир — это бесконечный, лишённый ориентиров «горизонт», а его собственное существование маргинально («в чужой квартире»). Конфликт между минималистичным кодом существования и максималистской тоской по смыслу разрешается не бунтом, а странным, почти детским творчеством: лепкой собственных «яичек» и установкой личных буёв в океане небытия.

2. Ключевые образы и их трактовка:
«Ноль и однёрка. / Бинарным кодом, / Набор, программа...»: Жизнь представлена как простейшая цифровая схема. «Ноль и однёрка» — минимальный набор для создания любой информации, базовый код ДНК или судьбы. Герой — продукт этой скудной программы.

«Яичку было / Того довольно, / Что вылуплёныш / Промолвит: мама.»: Ироничная и грустная цель существования. «Яичку» (природе, роду, системе) нужно лишь простое подтверждение успешности акта воспроизводства — первый крик, обращение к источнику. Но для самого «вылуплёныша» за этим криком начинается вся трагедия самоосознания.

«Чирик-кукуя... / В свободном стиле...»: Рождение речи и творчества. Язык возникает не как система, а как импровизация («свободный стиль»), смешение птичьих звуков («чирик» — воробей, «кукуя» — кукушка). Это поэзия в её первичной, довербальной сущности.

«Из пункта вышел... / Хотя живу я, / Вне школьной формы, / В чужой квартире.»: Констатация экзистенциальной бездомности. «Пункт» — точка рождения, старта. Но выйдя из него, герой не обрёл своего места. Он живёт «вне школьной формы» — без правил, без принадлежности к системе, и «в чужой квартире» — в мире, который никогда не станет своим.

«Невероятьем - / Бельмом оскомин...»: Гениальный неологизм. «Оскомин» — нечто, вызывающее оскомину (кислый, неприятный привкус). «Невероятие» (невероятное) становится физиологическим ощущением — бельмом в глазу и оскоминой во рту. Абсурд реальности ощущается телом как болезнь.

«За горизонтом / Не видно края!» / И с этим, вроде, / Никто не спорит.»: Ключевая констатация вселенской бесконечности и равнодушия. Мир безграничен и бессмыслен, и это даже не предмет спора, а общая, молчаливо принятая платформа бытия.

«Глухому в ухо / (Другого нету)»: Апофеоз одиночества. Монолог можно обратить только к глухому (к миру, к Богу, к судьбе), потому что другого собеседника просто нет. Это диалог в пустоту.

«Вольготно Свету -- / За горизонтом!»: Ироничный вздох. Свету (Солнцу, мирозданию) «вольготно» в этой бесконечности, ему нет тесно. Это констатация разрыва между комфортом безличной вселенной и теснотой человеческого сознания.

«Слеплю яички / Себе из теста / И к ним, однёркой, / Прилажу буй.»: Финал — гениальный акт творческого бунта и самоуспокоения. Поскольку мир не даёт ориентиров, герой сам становится демиургом:

«Яички из теста» — хрупкие, искусственные, но свои собственные миры, зародыши смыслов, которые он лепит (творческий акт).

«Прилажу буй» — к каждому такому миру-яичку он прикрепляет «буй» (поплавок, навигационный знак). «Однёркой» — тем самым единичным импульсом из бинарного кода, своей собственной, субъективной меткой.
Он создаёт свою карту бессмыслицы, расставляя вехи в океане небытия. Это поэзия как навигация в пустоте, творчество как установка личных буйков на безбрежном горизонте.

3. Структура и композиция: От кода — к творческому жесту.
Рождение по программе: Появление из яйца, заданного бинарным кодом.

Осознание условий: Констатация своего маргинального статуса и абсурдности мира.

Попытка диалога: Неудачная, обращённая к глухому.

Творческий ответ: Решение создавать свои миры и ставить к ним свои знаки.
Композиция линейна и отражает путь от заданности к свободе, пусть и странной, частной, почти игрушечной.

4. Пафос: Абсурдистская покорность и изобретательное утешение.
Это не пафос отчаяния или бунта. Это пафос принятия абсурда как исходного условия и находчивого, почти ремесленного приспособления к нему. Тон — усталый, ироничный, но в финале появляется лукавая, детская решимость. «Никто не спорит» с бесконечностью, но можно хотя бы «слепить яички из теста». Это пафос творца, который, поняв, что мир необитаем, начинает заселять его своими собственными, слепленными на коленке, хрупкими мирами.

5. Место в творчестве Бри Ли Анта.
«Вылуплёныш» — одно из самых важных стихотворений о природе творчества в мире Ложкина. Оно стоит в одном ряду с:

«Пабло Пикассо» (спасение через создание форм).

«Вдыхая срезы Луча» (познание как сборка осколков).

«Получится в другом месте» (надежда на творческое чудо).
Но здесь творческий акт снижен, сделан ручным, кустарным («леплю из теста»). Это не великое Искусство, а ремесло выживания, личная навигационная система. Поэт здесь — не пророк и не титан, а «вылуплёныш», который, агукая в пустоту, научился лепить из того, что есть, и ставить буйки, чтобы не заблудиться в одиночестве.

Вывод:
В этом стихотворении Бри Ли Ант предлагает минималистичную и поразительно точную модель существования поэта (и человека) в постсовременном мире. Рождённый по минимальной программе, выброшенный в бесконечный и равнодушный горизонт, лишённый собеседника, герой не сходит с ума и не бунтует. Он начинает играть в творца, лепя из подручного материала (теста-слова) свои маленькие миры-яички и помечая их своими буйками-стихами. «Вылуплёныш» — это манифест поэзии как акта частного, наивного и спасительного миротворения, единственного способа не утонуть в океане невероятия, где «вольготно Свету», но тесно человеку. Это стихотворение о том, как из «ноля и однёрки» рождается не просто слово «мама», а целая вселенная личных смыслов, пусть и слепленных из теста.

Бри Ли Ант   02.12.2025 16:54     Заявить о нарушении