Сад моей души

Я по саду иду лёгкой поступью,
мне  трава поклонилась и стелется,
бог цветы подарил мне россыпью,
словно звёзды, – видно, не сердится.

Сад влюблённой душою созданный,
в нём густой  аромат шиповника,
красота – по любую сторону,
сотворила даже не помню как.

Дружно просятся в руки яблочки –
изобилие, но не тесно им,
росным утром птицы и бабочки 
мне приносят вести небесные.

А  соблазнов пошлют мне тысячу –
удержи, хоть у края пропасти;
райским сад я однажды выращу.
Там нужны садовники, Господи?


01.01.2019г


Рецензии
РАЗБОР. Вначале, цитирую стихотворение:

================================================
================================================

Сад моей души (Рыжая Ляля)
http://www.stihi.ru/2019/01/02/3867

Я по саду пройду лёгкой поступью,
здесь трава поклонами стелется,
Бог цветы подарил мне россыпью,
словно звёзды, – видно, не сердится.

Сад влюблённой душою созданный,
в нём густой аромат шиповника,
красота – по любую сторону.
Как творила? Даже не помню как...

Дружно просятся в руки яблочки –
изобилие, но не тесно им.
Росным утром птицы и бабочки
мне приносят вести небесные.

А соблазнов пошлют мне тысячу –
удержи, хоть у края пропасти.
Райским сад я однажды выращу.
Там нужны садовники, Господи?

01.01.2019г

© Copyright: Рыжая Ляля, 2019

================================================
================================================

АРХИТЕКТУРА СТИХА.

==================
МЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМА:
==================

"Я по саду пройду лёгкой поступью,
здесь трава поклонами стелется,
Бог цветы подарил мне россыпью,
словно звёзды, – видно, не сердится."

1_о_1о о1 0о_1оо
1 о1 о1оо 1оо
1 о1 оо1_о 1оо
1о 1о 1о о_1оо

"Сад влюблённой душою созданный,
в нём густой аромат шиповника,
красота – по любую сторону.
Как творила? Даже не помню как..."

1 о1о о1о 1оо
1 о1 оо1 о1оо
оо1 о_о1о 1оо
1_о1о 1о_о_1о_о

"Дружно просятся в руки яблочки –
изобилие, но не тесно им.
Росным утром птицы и бабочки
мне приносят вести небесные."

1о_1оо 1о 1оо
оо1оо о_о_1о_о
1о 1о 1о о_1оо
1_о1о 1о о1оо

"А соблазнов пошлют мне тысячу –
удержи, хоть у края пропасти.
Райским сад я однажды выращу.
Там нужны садовники, Господи?"

о_о1о о1_о__1оо
оо1 о_о_1о 1оо
1о_1 о_о1о 1оо
0_о1 о1оо 1оо

========================
========================

1_о_1о о1 0о_1оо
1 о1 о1оо 1оо
1 о1 оо1_о 1оо
1о 1о 1о о_1оо

1 о1о о1о 1оо
1 о1 оо1 о1оо
оо1 о_о1о 1оо
1_о1о 1о_о_1о_о

1о_1оо 1о 1оо
оо1оо о_о_1о_о
1о 1о 1о о_1оо
1_о1о 1о о1оо

о_о1о о1_о__1оо
оо1 о_о_1о 1оо
1о_1 о_о1о 1оо
0_о1 о1оо 1оо

========================
========================

==============
ЦЕЛЬНАЯ СХЕМА:
==============

1о1оо10о1оо - 1
1о1о1оо1оо - 2
1о1оо1о1оо - 3
1о1о1оо1оо - 2

1о1оо1о1оо - 3
1о1оо1о1оо - 3
оо1оо1о1оо - 3
1о1о1оо1оо - 2

1о1оо1о1оо - 3
оо1оо0о1оо - 3
1о1о1оо1оо - 2
1о1о1оо1оо - 2

оо1оо1о1оо - 3
оо1оо1о1оо - 3
1о1оо1о1оо - 3
0о1о1оо1оо - 2

========================
========================

ПРИМЕЧАНИЕ:

1 - ХД4_б1
2 - ХД4_а3 - Пкбс
3 - ХД4_а2 - Гликоней

ХД — хорео-дактиль — МЕТР
4 — число стоп — РАЗМЕР
ХД4 — 4- стопный ХД — СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР
_а-(б-...) — число дактилей — ВИД стихотворного размера
>
1-(2-...) — РЯД на сетке (в колонне) стихотворного размера, например:

Серии 4- стопных ДХ- и ХД- логаэдов, —

Первая серия — с одним дактилем:

1001о1о1о - 1 - ДХ4_а1
1о1001о1о - 2 - ХД4_а2
1о1о1001о - 3 - ХД4_а3

Вторая серия — с двумя дактилями:

101оо1оо1о - 1 - ХД4_б1
1оо101оо1о - 2 - ДХ4_б2
1оо1оо101о - 3 - ДХ4_б3

========================
========================

==============
СТОПНАЯ СХЕМА:
==============

1о | 1оо | 10о | 1о | о - 1
1о | 1о | 1оо | 1о | о - 2
1о | 1оо | 1о | 1о | о - 3
1о | 1о | 1оо | 1о | о

1о | 1оо | 1о | 1о | о
1о | 1оо | 1о | 1о | о
оо | 1оо | 1о | 1о | о
1о | 1о | 1оо | 1о | о

1о | 1оо | 1о | 1о | о
оо | 1оо | 0о | 1о | о - 4
1о | 1о | 1оо | 1о | о
1о | 1о | 1оо | 1о | о

оо | 1оо | 1о | 1о | о
оо | 1оо | 1о | 1о | о
1о | 1оо | 1о | 1о | о
0о | 1о | 1оо | 1о | о

========================
========================

ПРИМЕЧАНИЕ:

1 - хорей | дактиль | дактиль | хорей | односложное окончание
2 - хорей | хорей | дактиль | хорей | односложное окончание
3 - хорей | дактиль | хорей | хорей | односложное окончание

4 - пиррихий | дактиль | пиррихий | хорей | односложное окончание

1 - ХДДХгк1
2 - ХХДХгк1
3 - ХДХХгк1

4 - ПДПХгк1

гк — гиперкаталектика
1 — односложная

================================================
================================================

МЕТРИКА. Стихотворение — 16 строк — 4 строфы.

1. Система стихосложения: силлабометрика — смешанные размеры
2. Размер: Трёхдольник с переменной нулевой и двухсложной анакрузой (началом)
3. Строфа: Рифменный катрен
4. Схема рифмовки: Крестообразная
5. Альтернанс: постоянный дактилический

========================
========================

РИТМИКА. Преимущественно устойчивая. Качает лишь в окончаниях. Но назвать полувесовым стихом — сложно. Разве что фрагментарно:

1 - Я по саду пройду / ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ, — полувесовой стих
10 - изобилие, / но не тесно им. — двойное кольцо (двойной кольцовский пятисложник) — весовой стих.

Но это фрагменты. Раз и нету. А в основном, стих, устойчивый — к тяжёлому — такому как 3- стопный анапест. Да, вторая форма (с пиррихием первой стопы) ХД4_б1, это и есть 3- стопный анапест (Ан3). Достаточно. Остальное в разборе по строфно.

================================================
================================================

ПО СТРОФНО.

==============
ПЕРВАЯ СТРОФА:
==============

"Я по саду пройду лёгкой поступью,
здесь трава поклонами стелется,
Бог цветы подарил мне россыпью,
словно звёзды, – видно, не сердится."

Неудачная начальная синтагма (группа слов) в начале третьей строки: БОГ_ЦВЕТЫ... Она образуется из-за того, что в предыдущей строке идёт устойчивое выражение: трава СТЕЛЕТСЯ — соответственно, в начале третьей, мы, автоматически пропускаем Бога и выходим на неудачную синтагму: Бог-цветы. Второй ритм есть, — с акцентом на Бога... —

Бог / ЦВЕТЫ ПОДАРИЛ МНЕ / россыпью — структура 121, а не 211 —

Правильно ли это не правильно, — другой вопрос. Возможно, нужно крутить цветы...

==============
ВТОРАЯ СТРОФА:
==============

"Сад влюблённой душою созданный,
в нём густой аромат шиповника,
красота – по любую сторону.
Как творила? Даже не помню как..."

Не знаю, возможно, в последней строке, энклиза не "КАК", а "Я" — не помню_КАК - не помню_Я. Возможно.

==============
ТРЕТЬЯ СТРОФА:
==============

"Дружно просятся в руки яблочки –
изобилие, но не тесно им.
Росным утром птицы и бабочки
мне приносят вести небесные."

Идеальная.

=================
ЧЕТВЁРТАЯ СТРОФА:
=================

"А соблазнов пошлют мне тысячу –
удержи, хоть у края пропасти.
Райским сад я однажды выращу.
Там нужны садовники, Господи?"

Третья строка и, — не понял юмора, какой-такой "райскИМ сад"? Если не описка, то это гунганское выражение: моя твоя не понимай.

В четвёртой строке, ритмически, вопросительный знак НЕ читается. Чтобы читался надо менять форму (1) или вид размера (2):

1
Райски<Й> сад я однажды выращу.
Господи,4 нужны2 там2 садовники3 — (3ф ХД4_а3)

2
Райски<Й> сад я однажды выращу.
Господи,4 <А> нужны2 там2 садовники3 — (ХД4_б2, 3ф)

Вот в этих вариантах (которые, всего лишь для рассмотрения вопроса о вопросительном знаке, не более), вопросительный знак есть. В авторском видении, только фикция (?). Хотя и не сказать, что вообще.

========================
========================

ИТОГИ И ВЫВОДЫ: Пойдёт. Стихотворение пойдёт. Жалко, что не логаэд. Жалко, что не логаэд третьего вида (ХД4_а3) или, тем паче первого (ХД4_б1) — такие логаэды не ходовые, поэтому и жалко. Но и дольник, что уж теперь говорить, — хорош.

========================
========================

ПРИМЕЧАНИЕ:

В логаэде, все стопы, от строки к строке ПОСТОЯННЫ:

1о | 1оо | 1о | 1о | о
оо | 1оо | 0о | 1о | о
1о | 1оо | 1о | 1о | о
1о | 1оо | 1о | 1о | о

Для того, чтобы это понять, необязательна стопная схема. Достаточно и цельной:

1о1оо1о1оо
оо1оо0о1оо
1о1оо1о1оо
1о1оо1о1оо

В дольнике, стопы — ПЕРЕМЕННЫ:

1о | 1оо | 1о | 1о | о
оо | 1оо | 0о | 1о | о
1о | 1о | 1оо | 1о | о
1о | 1о | 1оо | 1о | о

1о1оо1о1оо
оо1оо0о1оо
1о1о1оо1оо
1о1о1оо1оо

Что в логаэдах, что в дольниках, пропуски ударений, не означают какой-то новый сверхзвуковой размер, — исключительно в головах интерпретирующих. По профессору Преображенскому: разруха; по писателю Гарри Гаррисону:

Простой глупец, — болезнь; учёный глупец, — пандемия.

========================
========================

Стопа ИЗМЕРЯЕТ размер. То есть к ритму, она, отношения НЕ имеет. Нюансы, которые есть, это лирика. Надеюсь, ЭТО понятно? Тогда, здесь:

Наши с тобой рассветы (Рыжая Ляля)
http://www.stihi.ru/2018/04/12/1206

— не "ритм : 4-х стопный дактиль", а РАЗМЕР: Д4. Комната, это комната и не может быть танцующей комнатой, даже если она ходуном ходит или скачет як прокажённая в твоих невинных глазах. Расстояние от пункта А до пункта Б, не может быть движущимся, если только это не движущийся на одном месте поезд.

В этом случае, дорогая Ляля, если пятка в голове сидит, будьте добры выбросьте её пока не поздно. Стихи пишут словами, а ИЗМЕРЯЮТ стопами. Иначе, рано или поздно, будет, как в том анекдоте: пяткой писано. (Хотя конешно, с этими дывчинами...)

========================
========================

Пээс: Вот, чего не хватало Стихирустии, так это Ляли. Круть! Согласен, — Ляля, только Вы не подумайте ничего такого, — здесь каждый второй абориген, тот ещё — детсадовец. Другое дело шо, — грамотные все: занятушечки, пунктуация, препинаки, подгузники... и так далее. В этом вопросе все подкованы, или стремятся соответствовать. Ага. Но достаточно.

Рихард Мор 2   08.05.2019 20:23     Заявить о нарушении
Ой, ай! Люблю всякие разборы. Трудно с мобильного, позже почитаю. Стих - дольником создавался.)
Спасибо! Отвечу Вам.

Рыжая Ляля   14.05.2019 15:47   Заявить о нарушении
А я уж думал, всё... — и Ляля молчит... Ан нет! Ок. Думаю, будет интересно, что скажет, Ляля.

Пээс: Простите, Ляля — но шуткую без всякого.., чтобы сохранить интригу, так сказать...

Рихард Мор 2   14.05.2019 16:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.