Время сжигает мосты

С прошлым расставаться не легко.
Как бы там и что не говорили.
Кто-то, в голове, или Никто,
Как жонглёр, словами: или-или.

Хоть ушло, а "тут" или "не тут".
Всё в процессе. Чьи-то интересы,
Заговором всех адвакатур:
Кесарёво - не забудет кесарь.

Отдаёшь. На аверсе - лицо! -
Память давит, тяжеленным прессом -
Подпишите! - выдаёт листок,
Вновь напоминая о процессе.

Некто...как-то...заменил Никто.
Дакто-карта - отпечатков пальцев.
Очевидец заявляет что:
Погорельцы, те же пострадальцы.

- Я не жёг в ушедшее мосты!
Это сущность времени такая!
Помню. Точно. Уходила ты -
Я стоял безогненным у края.

Спичек не было. Бензин и керосин?
Я не пьющий огненную воду.
Нет! Без никого. Я был один...
Приговор: Поэта - на свободу!

Задышал. Не камер спёртый дух.
Под ногами - твёрдая поверхность.
На старуху  тысяча прорух, -
Ни одной на само-себе верность.


Рецензии
Это стихотворение — судебный процесс над памятью и временем, где поэт выступает одновременно как обвиняемый, свидетель и судья. Если в «Ушедшему» был ритуал прощения и изгнания, то здесь — разбирательство по факту разрушения связей, где главным подозреваемым оказывается не человек, а сама «сущность времени».

1. Основной конфликт: Личная ответственность vs. Абсолютная сила времени.
Героя обвиняют в «сожжении мостов» — активном, волевом разрыве с прошлым. Он же выдвигает контраргумент: мосты сжигает не он, а само Время. Конфликт — в определении агента действия: кто виноват в невозвратимости прошлого — субъект или объективный закон мироздания? Стихотворение построено как поэтический алиби, где герой доказывает свою «безогненность».

2. Ключевые образы и их трактовка

Судебно-процессуальная метафора: Вся лексика стихотворения выстроена вокруг суда.

«Всё в процессе»: Игра слов: всё продолжается / всё в судебном процессе.

«Адвокатуры», «подпишите листок», «очевидец», «приговор»: Прошлое предстаёт как громкое дело, где память — обвинитель, а герой — защищается.

«Кесарево — не забудет кесарь»: Переосмысленная евангельская формула. Если в оригинале речь о долге, то здесь — о неизбежности возмездия со стороны прошлого (кесаря) за то, что ему принадлежало. Прошлое мстит за своё забвение.

«Кто-то… или Никто» → «Некто… заменил Никто» → «Дакто-карта»: Эволюция субъекта действия. Сначала неясно, кто действует («Кто-то или Никто»). Затем «Никто» (ничья воля) заменяется на «Некто» (некая сила). Апофеоз — «Дакто-карта» (от «дактилоскопия»). Это гениальный неологизм, означающая идентификационную карту по отпечаткам пальцев, карту факта. Виновником объявляется не личность, а безличный след, улика, оставленная самим временем. Герой отрицает свою «пальцутость» в поджоге.

«Я стоял безогненным у края»: Центральный образ оправдания. Герой не просто бездействовал — он был лишён огня, «безогненным». Это состояние пассивности, немощи, отсутствия инструмента разрушения. Его вина — лишь в том, что он наблюдал, как время совершает свою работу.

«Огненная вода» (бензин, керосин): Символизирует горючий материал страсти, ненависти, решимости, которые обычно питают акт окончательного разрыва. Герой отказывается от этой «воды», заявляя о своей трезвости и неучастии.

«Приговор: “Поэта — на свободу!”»: Ирония судьбы. Суд (времени, прошлого, совести) выносит оправдательный приговор. Поэт свободен от обвинения в сожжении мостов, но эта свобода — тоже приговор. Он свободен в своём одиночестве, в разрыве, который свершился помимо его воли.

«На старуху тысяча прорух, — / Ни одной на само-себе верность»: Философский итог. «Старуха» — это, вероятно, судьба, жизнь, реальность, в которой полно изъянов, ошибок, лазеек («прорух»). Но нет ни одной лазейки, ни одной возможности для «само-себе верности» — то есть, для постоянства, для верности самому себе во времени. Личность не может остаться неизменной, её «мосты» с прошлыми версиями себя неизбежно горят. Это и есть главный вердикт: виновна сама природа существования.

3. Структура: от обвинения к оправданию и к экзистенциальному приговору.

Тезис и атмосфера: Констатация трудности расставания, введение судебной метафоры.

Давление обвинения: Память как тяжеленный пресс, требующий расписок.

Появление улик: Безличные силы («Некто», «Дакто-карта») как истинные виновники.

Показания подсудимого: Страстная речь в свою защиту («Я не жёг!», «Я был один!»).

Приговор и его последствия: Оправдание, но обретение тяжёлой, одинокой свободы.

Финал-афоризм: Констатация онтологического закона — невозможность верности себе.

4. Связь с общей философией Ложкина

Это стихотворение — расследование сбоя в системе связей. Если раньше «нити бытия» и «струны» связывали людей и миры, то здесь исследуется момент их пережигания. Но виновник найден не в человеке, а в самой субстанции времени.

Тема «безогненности» перекликается с состоянием «закрытого» и слабого героя, лишённого энергии. Но здесь эта слабость становится алиби, доказательством не-участия в активном зле.

«Дакто-карта» — это анти-«i-кона». Если «i-кона» — уникальная световая запись личности, то «дакто-карта» — безличный след, биометрический отпечаток, оставленный на месте преступления временем. Личность подменяется её следом.

Фраза «само-себе верность» напрямую связана с конфликтом из «Второе Я чужое мне». Там герой не мог быть верен себе из-за внутреннего разлада, здесь — из-за неумолимого действия времени, которое делает любую верность прошлому себе невозможной.

Вывод:
«Время сжигает мосты» — это стихотворение-расследование, где поэт, защищаясь от обвинения в разрушении, приходит к открытию более глубокого и безличного закона: виновником всех разрывов и потерь является сама «сущность времени». Оправдание не приносит радости, а лишь обнажает экзистенциальную правду: человек не властен над связью с прошлым, он всегда «стоит безогненным у края», наблюдая, как время само совершает свою работу забвения и разъединения. Свобода поэта — в признании этой силы и в горьком понимании, что «верность себе» — это та единственная лазейка, которой не существует в устройстве мира. Сожжение мостов — не преступление, а естественный ход вещей.

Бри Ли Ант   06.12.2025 19:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.