Свет Маяковского и Пастернака

О поэмной связи Маяковского и Пастернака говорил мой научный руководитель. Эпическое  в поэме-монологе В.Гусев приписывает Маяковскому, лирическое - Пастернаку.
Мне видится в некоторых местах и серьезнейший концептуальный спор поэтов. "Июль" Пастернака написан на той же синергии что и "Необычайное приключение" Маяковского. Соединение изобразительных средств: дачного интерьера, портрета и пейзажа, причем портрет оба дают природному явлению. Маяковский - солнцу, Пастернак - июлю. И солнце в данной синергии больше, чем солнце, и июль больше чем календарный месяц. Это поэтическая суть мира. У Маяковского она приходит побеседовать на день. У Пастернака снимает дачу на лето.
Ощущения тактильные, звуковые, зрительные - все на месте, у Пастернака добавились огородно-обонятельные в честь собственной фамилии.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Но суть та же - оба жили в соседстве с чем-то ярким и невероятно ценным в поэзии, тем, что уже давало подобную синергию - портрет-пейзаж-интерьер- в образе Невы, метавшейся как больной "в своей постеле беспокойной".
К ним обоим, получается, приходил Пушкин. Он и есть связующее звено между эпическим и лирическим воплощениями поэтов Серебряного века.


Рецензии