Разговоры, разговоры. слово к слову 2

Сижу и думаю, с чего начать продолжение…
Наверное с того, чем стихи отличаются от прозаической информации.
Впервые об этом задумался в школе.
Учили наизусть строчки Гоголя.
Не стану напрягать чтением, только напомню…
Н.В. Гоголь,  «Страшная месть», «Чуден Днепр…»

 Попробуйте сравнить ритмику трёх абзацев.
Первый –  спокойствие, величие и безграничность.
Второй – отдохновение и нега.
Третий – буйство, неукротимость, мощь…
Плавная ритмика двух первых резко контрастирует с последним.
Конечно, можно сослаться и на Горьковских «Буревестника» и «Сокола».
Это всё память школьной программы.

Теперь о национальных ритмах.

Славянские.
Частушка, страдания (напевы), песни Баяновы (мифы, былины) и раешник.
- Частушки и страдания опираются на смешливый или печальный ритм,  каламбурные рифмы, горячие события, либо на аллегории душевных состояний.
- Мифические песни строже в ритмике, повествовательны, не всегда рифмованы.
- Раешник.   Рифмованные строки, без чёткого ритма. Походят на склеенные поговорки.
Ершовский «Горбунок» и Филатовский «Стрелец» из того же стада.

Средневосточные ритмы.
Рубаи и рубайят,  газели, мухаммасы.
Главенство в  авторстстве – Алишер Навои.
Первенство в известности – Омар Хайям.

Западноевропейрские ритмы.
Баллады, сонеты,  рондо и т.д. причисляемые к твёрдым формам.
Увы, европейские формы тупиковы.
Языковые традиции:
бриты - ударение на первом слоге,
франки = на последнем.
Не свойственны нашим говорам.

Античный гекзаметр, скорее информационен,  тяжёл к сопряжению вспышкам эмоций.

А важно ли для нас?
Да не на коле!
Наш язык пластичен: и словообразованием, и синонимами, и ударение в словах кандалами не приковано.
Это наше главное богатство.
Мы творим …
Наша мелодийная линия от души исходит.
Делюсь слабостью.
Для меня – стихи род игры.
Играю в слова не ради корысти или для авторитету. Ради радости.
Прежде чем записывать, напеваю.

Попробую на нашем языке.

Строка витает в сумрачном тумане.
Мечтаний и фантазий в параллель.
Граниты разрушает в грубый щебень,
Готовя котлован архитектуры
Взволнованных, возвышенных стихов.
На вспышке темы, такты забетонив:
Анапест, амфибрахий и хорей,
Себя, любимого, в центурионы вправив,
В литературного героя воплотим.

Ну, где-то так.

Большинство делает это рифмачеством.
Ибо считают рифму основой.
Увы! Основное – мелодика стиха.
Именно тон ритма ударений в стихотворении, его мелодика и воздействует на читателя.
Ввергает его (читателя) в переживаемое нами.

Попробуем одну и ту же информационную текстовую идиому переложить в разных поэтических тактах.

Самый традиционный набор: «Серое небо осени».

Вариант 1.

Снова и снова творит меланхолию небо.
Бритвой сезона срезает беспечность и лихость.
Только вчера любовался осенних ковров пестротою,
Ныне туманы седые ковры перепачкали сизым.

Вариант 2.

И хотел бы осень встретить нежной грустью,
Но в лохматых тучах игрища назрели.
Развлекают смертных каплями за ворот.
Или смеха ради киселят дороги,
Зеркалами лужи стелют по тропинкам,
Заглянуть пытаясь под подолы скромниц.

……………

Дополнительные возможности, конечно же, предоставляет рифма.
Точнее, чередование рифмованных строк.

Но о рифме лучше поговорить отдельно и подробней.

31 декабря 2018 г.


Рецензии
Не знаю, Александр. В моём понимании, стих должен литься, как песня и в то же время должен быть понятен и литератору и простому рабочему. А впрочем, сегодня, редко кто уделяет внимание стихам. Прогресс...

С дружеским теплом

Яков Вортсман   17.01.2019 17:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.