Метафизика Зла. Демоническое 3

          Термины Бёме, "горькое", "терпкое" качество, "сладкая вода" - уникальны и беспримерны, таких больше нет нигде в истории философии, ни в её, так сказать, классическом жанре, ни в русле мистики. Между тем, каждый из этих терминов является "живым" и вполне узнаваемым, благодаря тому, что несёт за собой характерные образы. Так сжимающее качество Бога отсылает нас с научной стороны сразу же к гравитационным силам, к происхождению нашей Вселенной из сжатой точки совершенно немыслимой сверхплотности, чего, естественно, во времена Бёме никоим образом знать не могли, однако Бёме уверенно определяет один из универсальных типов взаимодействия материи, как у нас сейчас говорят - притяжение, сжатие, гравитацию. Бог, который по своей довлеющей природе - источаем и открыт, одним из своих качеств имеет беспредельное сжатие, и Бёме даже обозначает его как номер первый - условно говоря, конечно. Сюда же относится и то, что привычно говорят про уже павшего Люцифера - "дух тяжести", любое понимание "тяготы вообще", уплотнения, а значит и интенсивности - Сила эта, или качество в Бемовском понимании абсолютно универсальна и действует на всех уровнях, в том числе и на уровне духа, уплотняя и его.
        Следующее качество, "горькое", лично для меня отсылает за аналогиями к Бергсону, потому что в "Творческой эволюции" Бергсон даёт такой образ появления живых форм - нечто, что можно именовать как Жизнь с большой буквы восходит в своём движении, а через это восхождение, вниз идёт другая волна какой-то неживой, косной материи, и то, что получается из их взаимонакладывания и выглядит для нас как реальная живая форма - та или иная. Нечто похожее ощущается и в описаниях Бёме: Бог источается, но сжимая себя, словно ставит преграды своему источению и тогда оно прорывается не повсюду, а будто бы через определённые "дыры" - формы жизни или многообразия, множественности форм - так образуется великое разделение "единого" на многое". Так возникает "горькое" качество разделения.
       И вот "сжатие" и "разделение" противостоят друг другу и так друг о друга "трутся" в борьбе, что вспыхивает огонь - ну, как при входе приземляющегося космического корабля в атмосферу Земли, я шучу, конечно, но когда одно прорывается через другое так и бывает.
       Огонь - есть третье качество и он есть единение в борьбе. Борются же противоположности, поэтому здесь аналогом для третьего качества, сам собой напрашивается Гераклит с его огнём, из которого возникает Космос. Космос мерно вспыхивает, загорается и мерно гаснет. Борьбой противоположностей пронизано всё, ведь каждое качество, ещё раз напомню, универсально. Поэтому всё сжимается и уплотняется, поэтому всё единое множится, и поэтому всё находится в неустанной борьбе друг с другом.
       И, наконец, четвёртое качество "сладкая вода" - быть может, нечто похожее на кровь Бога?
       И как кровь человека переносит кислород, так и кровь Бога переносит гармонию и равновесие, питающие все "члены" Бога. Динамика всех трёх первых качеств развивается в этой "сладкой воде" и это, соответственно, значит, что они в конце концов становятся светом. То есть достигают подлинного совершенного единения уже не на первичном уровне своих столкновений, а на новом уровне тождественности и упорядоченности.
      "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его"... "И сказал Бог - да будет свет, и стал свет".
      Следовательно, первый уровень Бога или первая его ипостась, Бог - Отец - до-световая(в неё входят четыре первых качества), поэтому Бог-Отец - твёрд, страшен, жёсток(но не жесток), всепроникающ, гневлив и огненен - устрашающ, однако справедлив(благодаря "сладкой воде"). Это Бог - Яхве древних евреев - Бог, не умягчённый светом, Бог как он есть по нутру...
      Рождение Сына, то бишь Света создаёт в Боге второе кольцо, то есть второй уровень.
      Порождённый первыми четырьмя качествами Свет спешит обратно, чтобы их облагородить. Порождённый сын является серединой Бога, мостом перекинутым от его первого кольца к последнему, третьему, Бёме называет его сердцем, средоточием Божиим. В его свете все качества узнают себя по новому и уже не борются, а ладятся друг к другу.
      Жёсткое превращается в мягкое, горькое превращается в сладкое, огонь превращается в свет, и сладкая вода и свет всё побеждают.
      И тогда все качества в своих движениях начинают колебаться в унисон, и эти вибрации восходят вверх как звук, как слово божие и "осанна". Так формируется третье кольцо или третья ипостась Бога, Бог-Дух. Ибо Слово Божие наконец всё замыкает внутри себя и все пути от Бога к Богу становятся единым Духом - "Дух веет где хочет", и всюду он дома, добавим мы, поскольку Дух движется в теле Бога.

      И да простится нам такое пространное разыскание "динамики Бога", но без него невозможно будет всё же увидеть, что есть демоническое на этом фоне, как его понимал и прозревал Якоб Бёме.


Рецензии