Метафизика Зла. Демоническое 2

         Бёме очень старательно и по возможности детально описывает падение Люцифера, такой расширенной версии рассмотрения происхождения зла вы не встретите ни у кого, читая, мы поражаемся смелости этого мистика. Столь же подробно он вырисовывает и всё последствия катастрофического "падения", вплоть до образования нынешнего вида земли и человека, а также реакцию творца на происходящее, как уже состоявшуюся, так и планируемую в будущем.
        У каждого из нас в кармане лежит, конечно же, "своя" версия Бога, впрочем как и "своя" версия дьявола, но рассмотреть и разобрать то, что предлагает нам именно Бёме - одно из захватывающих событий духа.
        Бёме не строит своих конструкций из головы или же опираясь на частный, конкретный опыт, он претендует на всепоглащающее озарение свыше.
       Округляя, всё им написанное по этому поводу, мы получаем следующее: одно из творений Бога, и причём одно из лучших его творений, даёт сбой.
       Кокретно, Люциферу для производства света не хватает "сладкой воды", но здесь, чтобы стало несколько яснее о чём идёт речь, нужно вообще коснуться главных Бёмовских положений, хотя бы по минимуму.
      
       В Боге существует 7 качеств и все они - равноизначальны, так что Бог вырастает как из одного качества, так и из всех семи сразу же. Однако условно, и для человеческого разумения, требуется говорить о самых исходных качествах так: первое качество - предельно сжимающее и превращающее всё в сугубо жёсткое и это качество вступает в противоречие с вечным движением Бога к открытости, сжимаясь, Господь Бог начинает дробить себя, множить и здесь заключено самое горькое качество Бога - в разделении. Сжатие(твёрдость) и горечь противостоят друг другу, так как сжатие стремится всё превратить в нерушимое одно, а горечь бесконечно разделяет всё сжимаемое, и вот в их противоборстве, буквально в их "трении" как пишет Бёме, рождается огонь. Огонь является третьим качеством, и не будь "сладкой воды", в которую этот огонь сразу же попадает, этот огонь божий всё испепелил бы. Но существует ещё это четвёртое качество - "сладкая вода", и хотя Бёме пишет о ней меньше, чем о других качествах, в принципе ясно, что это нечто наподобие принципиальной открытости и равновесия Бога, подразумевается, что огонь горит уже внутри этих семи уравновешивающих его качеств и только потому - вспыхивает светом, то есть находит и обретает своё единство со всем остальным. Свет - есть новое, свободное единение Бога - не то, что достигается через сжатие, но то, что достигается как "сумма" всех пылающих в нём страстей, качеств.
         Свет - это единение на новом уровне. Таким образом, первые четыре изначальных качества, называемых так условно, обеспечивают как бы "исходник" - праздника всех семи, и именно эти четыре первых качества, Бёме называет Богом - Отцом. В Боге - Отце, имеется сжатие - нерушимая твёрдость; разделение - горечь соотнесения; огонь - всепожирающий и всепоглощающий; и сладкая вода, как присутствие всех остальных качеств. Но после того, как рождается свет - пятое качество, а оно именно порождается первыми четырьмя, мы говорим, что Бог-Отец родил сына, потому что Бог-Сын и есть этот свет. Рождённый Свет сразу же меняет всю ситуацию, происходящую "до него" - он освещает четыре исходных качества Бога, и они радостно узнают себя в нём и примиряются в нём с безмерным упоением, рождая звук хвалы и счастья. Этот рождённый звук есть Слово божие и есть "счастье" Бога, в котором все его силы поют единую хвалу. Когда же все шесть этих качеств, "топологически" вырастая друг из друга, порождают друг друга заново, происходит их общее замыкание в кольцо бесконечного самопорождения и Блага, и это кольцо есть Дух Божий - то, что обхватывает всех, и оно же есть и тело всех качеств - условное "тело" Бога.
         Теперь по окончанию этого краткого пояснения вернёмся к Люциферу. Последний обрёк себя на "вечное" существование внутри исключительно первых четырёх качеств, по той или иной причине, которую мы пытаемся разбирать, Люцифер становится неспособным выйти за пределы первого большого Круга: сжатие - дробление -огонь -равновесие, и будучи отрезанным от света, является обречённым - сжиматься, дробиться и гореть, и больше ничего. Бёме недвусмысленно пишет о самом тонком источнике падения Люцифера - "сладкой воде". Люцифер расходует сладкую воду неправильно, и она заканчивается, и три основных исходных силы становятся "сухими" и адски горят друг в друге, распаляясь всё больше и больше, а света породить не могут, потому что не хватает "сладкой воды", она высохла, внутри Люцифера "сухость". Но что означает эта "сухость"? Она означает, что Люцифер нарушил гармонию, равновесие и единство всего. И три мощнейших качества обратились сами на себя, исключив, невольно, остальные. Здесь мы опять видим, что отпадение является "следствием", а вовсе не "причиной" Зла Люцефера, и обращаем на это пристальное внимание, это важно. Люцифер нарушает равновесие не тогда, когда "отпадает", он нарушает его значительно раньше - когда пытается гореть ещё сильнее собственного пламени, светить ещё ярче собственного света. И некоторое время ему это удаётся за счёт безмерного уничтожения "сладкой воды", за счёт перекоса, но затем равновесие, нужно понимать "даёт о себе знать" - тем, что возвращается с иной стороны к Люциферу так, что "сладкая вода" истощается, и в какой-то момент её становится так мало, что светящийся как несколько таких звёзд как он сам, Люцифер, в "мгновение ока" тухнет и погружается во мрак.
         Дальнейшая история Люцифера и всё остальное, как демоническое вообще, вытекает уже из его "мрачности".


Рецензии