Имя на поэтической поверке. Ольга Берггольц

У мэтра российской поэзии Евгения Евтушенко – есть замечательный поэтический цикл – под названием: «Поэты русские», состоящий из 78 стихотворений о наших поэтах, разных столетий.
 
Русской советской поэтессе Ольге Фёдоровне Берггольц, посвящены следующие строгие строки:
          «Ольга Берггольц».
            1910 - 1975

«У Победы лицо не девчоночье,
А оно как могильный ком.
У Победы лицо не точёное,
А очерченное штыком.

У Победы лицо нарыдавшееся
Лоб её, как в траншеях бугор.
У Победы лицо настрадавшееся –
Ольги Фёдоровны Берггольц».

     Надо отдать должное Ольга Берггольц – прижизненная легенда, Её до сих пор называют: «Музой блокадного Ленинграда».
Все 900 дней блокады она провела в осаждённом городе. В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие  в её книгу: «Говорит Ленинград», выступала на фабриках и заводах, в воинских частях и на кораблях Балтийского флота.

     Её редкостные по своему накалу стихи, отражали высокий и гордый дух ленинградцев, вынесших беспримерно тяжкие испытания и невзгоды.
Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда.
Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось: «это мило, славно, приятно – не больше», Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.

Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Её голос звенел в эфире три с лишним года. Её голос знали. Её выступления ждали.

Её слова, её стихи входили в замёрзшие, мёртвые дома, вселяли надежду, и жизнь продолжала теплиться.
               
          ***

«Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Н мы не забыты с тобой, не одни, -
И это уже победа!»

Порой казалось, что с горожанами беседует человек, полный сил и здоровья, но Ольга Фёдоровна, как и все горожане, существовала на голодном пайке.

 Однажды её подруга, писательница Вера Кетлинская раздобыла бутылочку рыбьего жира, и приготовилась жарить лепёшки из «причудливого месива, куда основной массой входила кофейная гуща», - позвонила Ольге Фёдоровне и позвала, чтобы поделиться.

 Та ответила: «Иду». Идти надо было полтора квартала в темноте на ощупь.

     Возле филармонии обо что-то споткнулась, упала на полузанесённого снегом мертвеца.

 От слабости и ужаса не смогла подняться, стала застывать …и вдруг услышал прямо над собой голос.

 Свой голос. Из репродуктора. Голос несдающегося духа над готовым сдаться телом!
 
И неслучайно ведь германские фашисты вносят Ольгу Фёдоровну в чёрный список людей которые будут расстреляны сразу же по взятию города.

 Символично, после войны на гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно слова, из её стихотворения:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины женщины дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
«НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
 
Ольга Берггольц как-то сказала, что лучшим своим произведением она считает надпись на Пискарёвском кладбище - "Никто не забыт, ничто не забыто",- которые и впрямь великие слова.

     Русская советская поэтесса, прозаик, Ольга Фёдоровна Берггольц родилась 12 мая 1910 года в Санкт Петербурге.
 
Мать-Мария Тимофеевна Берггольц, отец Фёдор Христофорович Бергольц, врач-хирург (фамилия немецкая по деду со стороны отца).

 Кроме неё в семье была ещё младшая сестра Марья. Детские годы прошли на окраине Невской заставы.

 С 1918 по 1920 годы жила вместе с семьёй в Угличе в бывших кельях Богоявленского монастыря.

 Росла и училась в трудовой школе, которую окончила в 1926 году. Первое стихотворение «Пионерам» было напечатано в газете «Ленинские искры» в 1925 году.

В 1925 году пришла в литературное объединение рабочей молодёжи «Смена», где встретила поэта Бориса Корнилова, первого мужа и отца дочери Иры, с которым позднее училась на Высших курсах при Институте истории и искусств.
 
 Здесь преподавали такие учителя, как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, выступали Багрицкий, Маяковский, Уткин.

      С 1930 года работает в детской литературе, печатается в журнале «Чиж». Поступила на филологический факультет Ленинградского университета. В 1930 – 1931 годах разъездной корреспондент газеты «Советская  степь» в Казахстане.

 
Затем, возвращается в Ленинград, редактирует комсомольскую страницу многотиражной газеты завода «Электросталь».
 
Писательская работа Ольги Берггольц началась с книжек для детей вышедших в 1929 – 1932 годах, а также с очерков и рассказов, отражающих героику строительства первых пятилеток.
 
Молодой поэтессе помогал своими советами С.Маршак, внимательно следил за её работой М.Горький.

     В1930 году разводится с Борисом Корниловым, с которым не сошлись характерами. Борис Корнилов был талантливый поэт, автор песни «Песня о встречном», положенной на музыку Д.Шостаковича, для фильма «Встречный» -1931 год.

«Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река,
Кудрявая, что ж ты не рада
Весёлому пенью гудка?

Не спи вставай кудрявая!
В цехах звеня,
Страна встаёт со славою
На встречу дня», и так далее…

     Борис Корнилов погиб молодым, не успев проявить во всю мощь свой крупный талант, попал под репрессии и был расстрелян 21 февраля 1938 года в Ленинграде.

  В 1930 году Ольга Фёдоровна выходит замуж за однокурсника по университету Николая Молчанова, с которым пробудет до его смерти, у неё на руках, от голода, в блокадном городе.

 На долю Ольги Фёдоровны выпали тяжёлые испытания. Беды ходили за ней по пятам.
 В декабре 1938 года Ольгу Фёдоровну по доносу была арестована и заключена в тюрьму, но в июне 1939 года, проведя, в застенках 137 дней была освобождена.

 Беременная она полгода провела в тюрьме,  где после пыток родила мёртвого ребёнка, (обе её дочери умерли прежде, Майя и Ира).
 
В 1940 году Ольгу Фёдоровну восстановили в партии, а в марте 1942года, её отец Фёдор Берггольц за отказ стать осведомителем, был выслан из блокадного Ленинграда, органами НКВД в Минусинск, Красноярского края.

 В конце 1942 года, Ольга Фёдоровна, уже похоронив мужа, согласилась слетать в командировку в Москву.

Когда самолёт оторвался от взлётной полосы, заплакала. Впервые.

Летели низко, опасаясь немецких зениток. Над блокадным» кольцом» самолёт атаковали немецкие «мессершмитты», наши «ястребки» сопровождавшие рейс, начали с ними драться, бой шёл над лайнером, видно было как один из истребителей, наших, врезался в землю.

     В Москве гостью встретили радушно, удивились, что такая круглолицая – тут ещё не видели людей, отёкших от голода.

За годы блокады Ольга Фёдоровна создала свои лучшие поэмы посвящённые защитникам Ленинграда «Февральский дневник» и «Ленинградскую поэму».

 После войны выходит книга «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны, написала пьесу «Они жили в Ленинграде» - поставленную в театре А.Таирова.

     После командировки в освобождённый Севастополь создала трагедию «Верность». Новой ступенью в творчестве Ольги Берггольц явилась прозаическая книга «Дневные звёзды» - 1952 год, позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу поколения.

     Дневники, которые поэтесса вела много лет, при её жизни не увидели света, архив после смерти, был конфискован властями и помещён в спецхран.

Большинство не публиковавшихся в России произведений, из наследства Ольги Фёдоровны, вошли в 3-ий том её сочинений в 1990 году.

     С 1946 года, Ольга Фёдоровна оказалась среди тех, немногих людей, от неё не отвернувшихся, кто продолжал посещать её, заботиться о ней, слушать и хранить её стихи, и в первую очередь, эта была Анна Андреевна Ахматова.

Умерла Ольга Фёдоровна Берггольц 13 ноября 1975 года в Ленинграде.

Похоронена на Литературных мостках Волковского кладбища.
 
Несмотря на прижизненную просьбу писательницы похоронить её на Пискарёвском мемориальном кладбище, где высечены в граните её слова: «Никто не забыт и ничто не забыто», тогдашний глава Ленинграда, ныне забытый П.Романов, отказал писательнице.


     Величайшие строки – «Никто не забыт и ничто не забыто» - лучше всяких слов выражают всероссийскую боль и страдание, печаль и память о погибших в блокадном Ленинграде, и выдающуюся роль поэтессы Ольги Фёдоровны Берггольц, в мужественной обороне блокадного Ленинграда.

Советский народ высоко оценил, орденами и медалями, вклад Ольги Фёдоровны Берггольц в дело Победы.

-орден Ленина-1967 год.

-орден Трудового Красного Знамени-1960 год.

-медаль «За оборону Ленинграда-1943 год.

-медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»
-Сталинская премия третьей степени - 1951год-за поэму «Первороссийск»-1950 год.

-почётный гражданин Санкт-Петербурга-1994 год.

     Памятник Ольге Берггольц - установлен во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусств на ул. Гороховой, где в годы войны Великой Отечественной войны был госпиталь.

     Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Санкт – Петербурга. Также именем Ольги Берггольц названа улица в центре Углича.

Бронзовый барельеф памяти Ольги Берггольц установлен при входе в Дом радио.
По произведениям Ольги Берггольц поставлены два художественных фильма «Дневные звёзды» - 1966 год (реж,Игорь Таланкин) и «Первороссияне» - 1967 год (реж.Евгений Шифферс).

     К 100-летию со дня рождения поэтессы, в 2010году, петербургский театр «Балтийский дом» поставил спектакль «Ольга.Запретный дневник».

 Творчество Ольги Берггольц глубоко лирично и очень искренно. В нём звучит напряжённая трагическая нота и в то же время твёрдая убеждённость в правоте своих идеалов своего дела.

     Ольгу Фёдоровну Берггольц, по праву называют духовной матерью блокадников, осаждённого Ленинграда.

Из поэтического наследия Ольги Берггольц.

     5 декабря 1941 года. Идёт четвёртый месяц блокады. До пятого декабря воздышные тревоги длились по 10 -12 часов. Ленинградцы получали от 125 до 250 граммов хлеба.

           «Разговор с соседкой».

Дарья Власьевна, соседка по квартире,
сядем, побеседуем вдвоём,
Знаешь, будем говорить о мире,
о желанном мире, о своём.

Вот мы прожили почти полгода,
полтораста суток длится бой.
Тяжелы страдания народа –
наши, Дарья Власьевна, с тобой.

О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба –
он почти не весит на руке…

Для того чтоб жить в кольце блокады,
ежедневно смертный слушать свист,-
сколько силы нам, соседка, надо,
сколько ненависти и любви…

Столько, что минутами в смятенье
ты сама себя не узнаёшь:
-Вынесу ли? Хватит ли терпенья?
-Вынесешь. Дотерпишь, Доживёшь.

Дарья Власьевна, ещё немного,
день придёт – над нашей головой
пролетит последняя тревога
и последний прозвучит отбой.

И какой далёкой, давней – давней
нам с тобой покажется война
в миг, когда толкнём рукою ставни,
сдёрнем шторы чёрные с окна.

Пусть жилище светится и дышит,
полнится покоем и весной…
Плачьте тише, смейтесь тише, тише,
будем наслаждаться тишиной.

Будет свежий хлеб ломать руками,
тёмно – золотистый и ржаной.
Медленными крупными глотками
будем пить румяное вино.

А тебе – да ведь тебе ж поставят
Памятник на площади большой!
Нержавеющей, бессмертной сталью
Облик твой запечатлят простой.

Вот такой же: исхудавшей, смелой,
в наскоро повязанном платке,
вот такой, когда под артобстрелом
ты идёшь с кошёлкою в руке.

Дарья Властьевна, твоею силой
Будет вся земля обновлена.
Этой силе имя есть – Россия.
Стой же и мужайся, как она!

          « Борису Корнилову».

     …И всё не так, и ты теперь иная, поёшь другое, плачешь о другом…

          Борис Корнилов.

1
О да, я иная, совсем иная!
Как быстро кончается жизнь…
Я так постарела, что ты не узнаешь.
А может, узнаешь? Скажи!

Не стану прощенья просить я, ни клятвы –
напрасной – не стану давать.
Но если – я верю – вернёшься обратно
но если сумеешь узнать,-
давай о взаимных обидах забудем,
побродим, как раньше, вдвоём,-
и плакать, и плакать, и плакать мы будем,
мы знаем с тобою – о чём.
1939 год.
                2
Перебирая в памяти былое,
я вспомню песни первые свои:
«Звёзда горит над розовой Невою,
заставские бормочут соловьи…»

…Но годы шли всё горестней и слаще,
земля необозримая кругом.
Теперь – ты прав,
                мой первый
и пропащий,-
пою другое,
              плачу о другом…
А юные девчонки и мальчишки,
они – том же: сумерки, Нева…
И та же нега в этих песнях дышит,
и молодость по-прежнему права.
1940 год.

         Стихи о любви.

Взял неласковую, угрюмою,
С бредом каторжным, с тёмною думою,
С незажившей тоскою вдовьей,
с непрошедшей   старой любовью,
не на радость взял за себя,
не по воле взял, а любя.
1942 год.

           Ответ.

А я вам говорю, что нет
напрасно прожитых мной лет,
ненужно пройденных путей,
впустую слышанных вестей.
Нет невоспринятых миров,
нет мнимо розданных даров,
любви напрасной тоже нет,
любви обманутой, больной,-
её нетленно – чистый свет
всегда во мне,
                всегда со мной.
И никогда не поздно снова
начать всю жизнь,
                начать весь путь,
и так, чтоб в прошлом бы – ни слова,
ни стона бы не зачеркнуть.
1952,1960 год.

          ***
Я люблю сигнал зелёный,
знак свободного пути.
Нелюбимой, невлюблённой,
хорошо одной брести.

Снег легчайший осторожно
вертится у самых губ…
О, я знаю, - всё возможно,
всё сумею, всё смогу.

Разве так уж ты устала,
беспокойная душа,
разве молодости мало,
мира, круглого, как шар?

И твердят во всей природе
зелёные огоньки:
проходите, путь свободен
от любви и от тоски…


Рецензии
Хорошая работа.Спасибо.

Сэлл Славиков   23.07.2022 14:53     Заявить о нарушении
Дорогой коллега! Благодарю,Вас, за доброе слово. Будет время, прочтите у меня: Исаак Соболев. Константин Левин и Аркадий Кутилов, Герман Плисецкий. Авторы с бойцовскими качествами по жизни и талантливые.
С уважением! Лев.

Лев Баскин   23.07.2022 15:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.