Буковски, дерьмо и закон разделения

       Видеть на экране всякое дерьмо стало столь привычным, что люди перестали отдавать себе отчет в том, что смотрят одно дерьмо.

             Чарльз Буковски, «Голливуд».


       От себя добавлю, что в этой огромной куче дерьма попадаются и крупицы золота. Вопрос в том - кто его ищет? Кто хочет найти это золото в одной огромной мусорной куче? А второй вопрос, который следует за первым, прямо таки навязывается после него - кто может его найти, кто способен на это?
И разве не также обстоит дело и с текстами, и с картинами, да и даже с самими людьми - попробуйте найти среди них людей-золото.
       И тогда у нас возникает третий и последний, завершающий, подытоживающий, так сказать вопрос: а сами вы кто?
       Способна ли какая-нибудь свинья искать золото в кучке дерьма? Да зачем она это будет делать, если дерьмо ей гораздо ближе и родственней? Скорей всего, она неплохо будет себя чувствовать в "надлежащей атмосфере" и без всяких поисков.
       Поэтому спросите себя: страдаем ли мы от дерьма на экране? Страдаем ли мы от дурно пахнущих текстов, от плоских картин, от разобранных на части, пустых людей-полуавтоматов?
       Вот Вы... конкретно Вы - страдаете от этого?

       Но нет страдания, нет толчка для поиска. Искусство нужно современному человеку не для того, чтобы в него погружаться или как-то находить себя, хотя бы в нём, я уж не говорю - понимать через него жизнь, но для того, чтобы развлечься, то есть читай дословно - отвлечься - от чего же? - от всего вышеперечисленного. А для того, чтобы отвлечься от всего вышеперечисленного самое как раз что ни на есть дерьмо и подойдёт.

       Каковы потребности - таков и продукт удовлетворения. Не ждите, что придя свиньёй в зал с пачечкой поп-корна вы получите шедевр и облагородитесь. Вы получите именно то, что и заслужили. И через телек, через интернет, вы получите - ровно вам причитающееся.

       Поэтому некоторые "хорошие люди" и до сих пор смотрят "хорошее кино", и не только старое, кстати, и не только классическое, европейское или именитое - хорошее кино можно найти и до сих пор, мастера ещё не перевелись и живые люди ещё не перевелись, хорошее кино продолжают делать, но увидит его лишь "хороший зритель" - вот в чём всё дело. Сегодня это так. А "плохой зритель" даже если начнёт смотреть "хорошую картину" - ничего в ней не поймёт, и будет ругаться, не подозревая, что ругается сам на себя, на свою немощь. Сегодня всё разделилось, всё достаточно чётко.

      Множество людей нынче просто не в состоянии прочитать какую-то философскую мысль, не теоретическую и не понятийную, а всего лишь необычную смысловую, и тут же, когда мы видим отчётливо эту их неспособность, мы видим и кучу дерьма, которую они вываливают на взбесивший их текст. Они исходят из позиции, что все тексты должны быть удобны и прилажены к ним самим - это новое поколение и новая генерация "потребляющих", чьи запросы выстроены по чёткой схеме функционирования "взял -отдал -передал" и в процессе движения этой схемы ты получаешь кайф.

      Говоря старым метафорическим языком, это и есть те самые свиньи, что радуются найдя лужу пожирней и бесятся, если попадают на чистую лужайку, где дерьма не обнаруживается - свиньи, уже искусственно сгенерированные модернисткой и постмодернисткой системой. Необходимый элемент нашего нового образа жизни, упакованный и расфасованный современным образом, с обслуживающей их дегенеративной речью и всеми незыблемыми правами "маленького пользователя".
      Зачем им "хорошее кино"? Зачем им мысль о жизни?
      Каждый из таких людей представляет из себя агрессию по отношению к любому настоящему, будь то настоящее кино или настоящий, живой, а не сделанный, не сфабрикованный человек.
      Наш мир агрессивен, потому что в нём существует принципиально две позиции, а не потому что есть разные интересы разных стран, деньги, политика, кровь и т.д. Всё это, если хотите, атрибуты.
      Человек беспомощен, не найден, бессмысленен. Вот корень проблемы, и по отношению к этому существуют две позиции, одна из которых использует эту ситуацию катастрофы человека - в свою выгоду. Именно это мы именуем дерьмом, а не саму человеческую беспомощность и растерянность. Не на сильных и бессильных делится мир сей, хотя все так привыкли считать, а на тех, кто рискует оставаться человеком и всех остальных. Вот как он делится: он всегда делится на "всех остальных" кроме...

      Вы можете быть не в состоянии понять чью-либо мысль, найти и прочувствовать хорошее кино, разобраться в какой-либо ситуации или в других людях, но при этом вы можете всё же оставаться человеком, а не разнузданной скотиной. Тем человеком, который мало-мальски отдаёт себе отчёт в своей беспомощности. И тогда, в какой бы малой мере вы не могли бы открыть для себя настоящий мир, как в жизни, так и в искусстве, он всё же придёт к вам - случайно и однажды с "чёрного хода", так что вы сами будете этому удивлены - в силу того незыблемого закона - что настоящее притягивает настоящее, а дерьмо влечётся к дерьму, неминуемо, и коль скоро у нас нет личных сил "сразу и быстро их разделить", то наше упование на общий закон такого разделения не напрасно.


Рецензии