Старая кровь

     Европа без филологии — даже не Америка; это — цивилизованная Сахара, мерзость запустения. По-прежнему будут стоять европейские кремли и акрополи, готические города, соборы, похожие на леса, и куполообразные сферические храмы, но люди будут смотреть на них, не понимая их, с бессмысленным испугом недоуменно спрашивая, какая сила их возвела и какая кровь течёт в жилах окружающей их мощной архитектуры.
     Да что говорить! Америка лучше этой, пока что умопостигаемой, Европы. Америка, растратив свой филологический запас, вывезенный из Европы, как бы ошалела и призадумалась и вдруг завела свою собственную филологию, откуда-то выкопала Уитмена, и он, как новый Адам, стал давать имена вещам, дал образец первобытной, номенклатурной поэзии, под стать самому Гомеру.

          О. Мандельштам.


     Европа длит "старую кровь" и не может "заново начаться", ибо у неё уже было одно великое начало. Америка вынужденно началась заново, у неё просто выхода другого не было, как окончательно порвать с Европой, строя себя на ином географическом пространстве.. Но есть страны, которые так и не начались вообще - имеется ввиду во всемирной истории, нет, какая-то собственная хронология у них, конечно же есть, а вот истории...
     Европе в этом плане, как повезло, так и не повезло - хватило бы и одной Древней Греции в собственном начале, но подмешался ведь ещё и Рим, впрыснулись через Христа и христианство, иудеи - с такими началами не то, что своего не родишь, а даже эти как следует не ассимилируешь. Поэтому история Европы - это история продолжения и дления - величественное дление самого величественного. А Америка - вывалилась. Босоногая, дерзкая, экспансивная, словно отрезала саму себя от всего этого и отбросила в сторону.
     Ну а мы в России сидим, наблюдаем - чего мы ещё делаем? У нас есть лишь шанс когда-нибудь начаться, поблагодарим Бога, у многих стран даже и сегодня такого шанса ещё нет. Но начнёмся ли мы, используем ли шанс? - Неизвестно. Известно лишь то, что когда великие европейцы обращали свои взоры в сторону России с некоторой надеждой, как то Рильке например или же Хайдеггер, или же Маркс, они подразумевали в своих ожиданиях именно этот шанс, но никак не реальную, уже осуществлённую возможность.

     Чем бредил Хайдеггер? - Другим Началом. И это "посреди" и в окружении - храмов, картин, скульптур - количество произведений искусства на единицу площади в Европе просто зашкаливает - посреди этой переполненности и ставшести великого - убеждал, что требуется заново - всё заново, что нужен новый отсчёт. Но как трудно осуществить какую-либо другую историю, когда у тебя уже есть свершившаяся своя и, о боги, как свершившаяся! - как образец для всей планеты! Может поэтому Европа сейчас активно обнуляется, потому что спешит "убиться" и "расчиститься" для нового основания, кто знает...
     Говорят, что Китай теперь становится супердержавой, но что такое Китай и что он может миру предложить в плане Культуры? Америка предложила в своё время - ОТРИЦАНИЕ СТАРОГО МИРА и тем выиграла. Что предложит Китай? Я говорю не о технической, экономической или политической мощи, а о метафизической составляющей, необходимой для свершения подлинной истории.
     Россия в этом плане может предложить нечто большее, и скорей всего Россия поэтому выиграет.

     И я не о революциях говорю и не о войнах мировых. И в случае революций(экономических и политических) продолжается старая история на новый лад, и в случаях тотального апокалиптического обнуления продолжится старое как возрождение его в примитивных формах.
     Я говорю, и вслед за Хайдеггером о Новом Начале Другой Истории, а такие вещи происходят через глобальное изменение времени и мира, и мы видим, что такое изменение происходит, прямо сейчас, оно уже началось. И как следствие этих изменений, не только Европа, но и Америка скоро потеряют свои ведущие роли - не потому что они "плохие" или "недоразвитые", а потому что они занимали верх в Другом мире, то есть были таким особенным местом, что совпадало с местом всеобщим и его выражало. Но поскольку всеобщее место истории уходит и на смену ему идёт, если хотите, быть может даже новый "эон", выражаясь древнегреческим языком, то совершенно понятно, что у него будут другие "лидеры" или "лидер". Вопрос только в том, кто это будет.
     И имперскость России здесь совершенно не при чём, как и "династичность" Китая, тут на передний план будут выдвигаться уже иные какие-то характеристики. Россия может быть самой тупой и задолбанной, однако нельзя отрицать, что она имеет большой потенциал энергии и немалый опыт "синтеза" Востока и Запада, это может сыграть существенную роль в будущем. Не сегодня, не завтра, когда вы смотрите в окно, а в будущем, но не в столь уж и отдалённом будущем, чтобы уже сейчас нельзя было видеть и ощущать все эти подвижки.

      О свершившемся нельзя сказать, что его когда-то не будет, Европа уже вписала себя в лицо мира, впрочем как и Америка, только на совершенно иной лад. Исторически вопрос будет звучать принципиально иначе - насколько какая-то культура или цивилизация смогут продолжать оставаться актуальными для современного мира? Так, как например, для самой Европы, для её ежедневного дыхания вечно актуальной оставалась всё это время Древняя Греция. Но уже для Америки - Древняя Греция - это ничто. Америка не знала никакой Древней Греции, а если и опосредовалась(в исключительных случаях, так как Америка - это чистая экспансия по своему смыслу, а таковая вообще не опосредуется), то опосредовалась собственно уже готовой Европой, то есть европейскими результатами, взятыми "налицо", как наличность.
      Но останутся ли актуальные точки старого мира актуальными точками мира нового? Вполне возможно, но не обязательно, но всё-таки возможно - мы не знаем. С той же долей вероятности и нет.
      Не "одряхление ценностей" и не "переоценка ценностей" по Ницше грядёт, а иная размерность самого человека, не за далёким порогом будущего - кардинальный сдвиг во внутренней природе человека - появление "сверх-человека" по Ницше и тут уж речь навряд ли пойдёт о соотнесении его со старыми ценностями, даже и "переоценёнными".

      Мандельштам ищет нового Адама. Как это интересно, должно быть, прозревать облик нового Адама! Не только Уитмен творит нечто такое, равное Гомеру, что стоит на заре восхождения человечества, но и философ Торо поражает нас глубиной естественной интуиции, которую на Западе, в Европе с таким тщанием и старанием ищет Бергсон. Ищет и не может найти, только знает, что ведь должна быть, чувствует. Но зачем искать её на старых камнях, если она рождается на свежей, молодой почве, и словно невзначай, словно сама собой.?!И она даже не отдаёт себе отчёт в том, как прекрасна.
      Скоро, скоро, и другой человек, уже не из Америки, шагнёт нам навстречу как эпохальное новое, взмахнёт крылом, признает ли его старая кровь?


Рецензии