Ключики

990 Ключики от Белых пятен Сибири. Дополн
Владимир Девятков 2
                Ключики.
Почему трудно было мне создавать историю Малой Родины моих предков. Частенько архивы ставили меня в тупик. Именно по такому пути и нужно идти каждому, и только тогда можно будет закрыть множество белых пятен Сибири, да и не только по ней.
На 1625 год – река Бачкима из 18 дворов. Деревня не имеющая названия.

На 1684 год появляется деревня – Старый погост на речке Паченка.

И, только в 1710 - 1720 годах, появляется деревня Паченка.
Поправка: «Тут дело в том, не появляется селение Старый погост, а даётся новое название деревни Паченки, которая находилась на 1625 год на речке Бачкиме - Паченке и не имела названия». Речка Бачкима – Паченка и деревня не имеющая названия – Старый погост, это одно и тоже. Само же село Тавда так и стояло на реке Тавда.  Эта последняя строка, явилась КЛЮЧИКОМ,  для, географического и  истрического открытий, то, что Старый погост на речке Паченке на 1684г, и деревня не имющая названия на 1625г, на речке Бачкиме, есть одно и тоже. 
На самом деле Тавдинская слобода впервые упоминается в 1621 году, когда её основал Тобольский АРХИЕПИСКОП КИПРИЯН Старорусенков. По прибытию он увидел, что народу там достаточно и, он зарегистрировал это селение, как Тавдинская слобода но ни как не основал, В этом же году в первых числах июля сделал заимку при устье реки Ницы и поселил на ней восемь семей крестьян, которых вывез из Руси. Это было началом Усть - Ницинской слободы. На этот период Тавдинское село уже было заселено крестьянами деревни Паченки и поселил там своего приказного человека Ивана  Бовыкина с наставлением строить православный храм, который и был поставлен до 1625. Если считать, по Есиповской и Кунгурской летописямии и другими, то население деревень, которое существовало на реке Бачкиме и её окрестнстях, ни какого исторического движения не вершили? Как всё просто у заморских, да и отечественных историков. Получается, что ни когда и ни кто из них не бывал, ни в Тавдинском селе - слободе, ни тем более в деревне Паченке в начале 16го века, кроме Киприяна. Официально других деревень не было, ни в 1621г, ни в 1625, ни в 1633, да и на 1662г. Заимок было несколько: Курьянская, Сосновская, Маслянская, Летняшевская, Берёзовская, но они ни в одном архивном документе не упоминаются, не исключением является и Тавдинское село, которые и стали в последствии деревнями и слободой. Такая классика, почти  всех деревень и сёл Сибирской земли со времён первых их поселенцев.
 Российское правительство ещё 1590г, отправляло в Сибирь людей на поселение, но то, что они останавливались по берегам реки Тавды, этого ни где не писано. Это тоже в пользу того, что основали село Тавдинское  местные крестьяне, а кроме как деревни, не имеющей названия стоящей на речке Бачкиме, других селений не было. Тем более дворов в ней  стояло восемьнадцать, это довольно внушительное количество по тем временам. Если бы не было готового села, то он бы смог, возможно, дать ему название по имени речки Саранки, которая находится при селе Тавдинском и при реке Усть – Ницинской не оставил бы все восемь семей, а половину бы переселил в Тавдинское поселение, если бы оно не было заселено.
Побывал, же архиепископ Киприян в этих местах в конце июня, середине июля. Именно такое время года использовал и Ермак.  Воевал Лабуту, Паченку. Разбираться в навигации и изучать её, ему приходилось по ходу своей деятельности, познавая и познавая дикие и  не знакомые места Сибири. Не мог он не иметь при себе людей, на которых мог бы  возлагать обязанности по составлению документов - подобия навигационных карт, то есть лоциии, для этого нужны были люди толковые и грамотные, и знающие местность. Таковым мог быть казак Илья Ермила – бывший остяцкий князь принявший крещение. Как оказалось, это моё мнение подтверждается «Историей Ханты - Мансийского Автономного округа с древности до наших дней». Лист 120.
На рубеже 16-17 веков в Тобольске было создано первое летописное произведение, посвящённое истории Сибири и её покорению Ермаком. Его автор Черкас Александров, являлся свидетелем и участником основных событий, к тому же он владел татарским языком, что позволило ему воспроизвести в своём сочинении всё наиболее документально. Так что навигационные карты по лоции, у Ермака были, если у него находились такие грамотные атаманы, как Черкас Александров. Илья Ермила.

В 1622г. Бил Киприян челом царю Михаилу Фёдоровичу о пожаловании в дом Софии Премудрости Божией отъезжей пашни между реками Тавдой и Тоболом по обе стороны – именно просил: «Остров Займище царя Кучума». Из описания дозорщика ПОЛУТОГО, 1623г, видно что Займище находилось по реке Тавде там, где с восточной стороны в эту реку, пала речка Бизик, а с западной речка Ангирка, на последней в то время находилось татарское городище. Государь и в той просьбе не отказал Киприяну. Не смотря на то, что почва здесь была мало продородная, крестьяне, как видно, охотно заселили это займище дома Софии Премудрости Божией. Они сеют хлеба мало, всего 17 десятин. Не далеко от слободы находятся: Тихая Тавда и старая прорва Тавды, где крестьяне имеют рыбные ловли. Эти угодья и привлекли крестьян в новую архиепископскую слободу.
            А  вот что привлекло крестьян в Тавдинскую слободу, пишут сами землеустроители Тобольской губернии.
Во всей волости хозяйство устроено на обще принятых старинных началах и по причине местных условий пашенные поля преимущественно открыты, уваленные, имеющие малый слой чернозёма при суровости климата и отсутствии орошения требуют переменно удобрения, которого по отдаленности от селений, жители не могут делать, потому при изобилии земель они обходятся одним способом. Дать полям отдохнуть, т, е, после снятия двух трёх хлебов поля оставляют без разработки на десять и более лет. В смежный период на этих полях был урожай хлеба, преимущественно, ржи. В засушливое время, почти, вся пашня оставалась не возделана и жители возвращались к расчистке лесов под пашни – плав. Вблизи селений, разработанные пашни из под лесов песчаные, требующие каждогодннго хорошего удобрения навозом, такие земли возделывают только зажиточные крестьяне, имеющие скотоводство. Орудия для пашни приняты: соха, борона старинного устройства. Посевы хлебов преимущественно: рожь, ярица, ячмень, овёс, частично пшеница, просо. Огородные овощи, но они не получают улучшенного качества.
4 часть.
   Как-то услышал от краеведов-профессионалов, что деревня Паченка появилась в честь татарского предводителя Паченга, с  которым и произошла битва на речке Паченке. Меня эта новость поставила в тупик: «Как это? Ермак воевал с Паченгом и вдруг, в честь его имени назвали деревню? а почему не в честь победителя Ермака?» Очередной вопрос моим мозгам. А тут такое открытие! Торопиться не стал. Решил сделать сверку по другим документам. Через год появились и следующие основания: 1636г. и 1684г. Стало всё на свои места. Понял, это что не только оказалось историческим, но и географическим открытиями в начале двадцать первого века. Как бы там не было, но название деревни дал сам народ, сама история. В связи стакими открытиями решил зарегистрировать в аппарате Губернатора Тюменской губернии. Написал письмо с выписками исторических оснований.
Регистрировано от 12 сентября 2005года, о том, что благодаря документам Архива Древних актов, открыл новые белые пятна истории Сибири, как географические, так и исторические. Дело в том, что и та и другая дисциплины тесно взаимодействуют друг с другом. Оттуда пришёл одобрительный ответ.
               
Рождение деревни  Паченки, то есть, деревни, не имеющей названия, на речке Бакчима произошло 1 июля 1583г. (7091) «История  Сибирская». Июля в 1 день того же году (7091)-1583г. ездили воевать по Тавде: взял Лабутинский городок, князька Лабуту  с богатством и Паченку, и на Паченке бой великий бе, яко Поганое  озеро наполнил труппами. В этой битве много было ранено  в дружине Ермака. По другим документам было ранено триста казаков. Убитых не было. Р. Г. Скрынников, л. 185. После битвы раненых доставили туда, где находилось селение на правом берегу речки Бачкимы, где ныне находится деревня Паченка. Это самое удобное местечко для проживания людей. Так появилась первая русская деревня в данной местности. Те, кому удалось выжить от ран татарских стрел, поженились на женщинах местных национальнстей.
По историческим документам, Нижнетавдинский район родился в 1583году, (1 июля) нового 12 июля, с момента битвы Ермака с князьком Паченгом – Печенгом на  речке Бачкиме – Паченке. Регистрация Нижнетавдинского района произошла 1621года. Тобольским архиепископом Киприяном. 



Девятков Владимир Прокопьевич 77 лет 11 месяцев 5\11\16 г.


© Copyright: Владимир Девятков 2, 2016
Свидетельство о публикации №116110501518


Рецензии