Капслок

          КАПСЛОК

          Люблю клавиатуру компьютера. Она такая... компьютерная! Ну, в том смысле, что совершенно не нужно прикладывать никаких усилий. Едва касаешься клавиш ноутбука, и на экране плавно появляется строка.
          Помните старые шумные печатные машинки? Попробуйте за нее усадить современного молодого человека. Ему потребуется беспримерная выдержка и неслыханная сила воли. А мне, как переводчику, постоянно приходилось на работе сидеть за таким трескучим аппаратом, печатая переводные с английского или на английский статьи. К концу дня от таких «фортепианных экзерсисов» пальцы ломило, а от стука клавиш звенело в ушах. До сих пор помню это ощущение.
          Память пальцев – страшная вещь! Они до конца жизни сохраняют всё, к чему прикасались: и грубые клавиши печатных машинок, и тонкие гитарные струны, и нежные женские тела.
          Виктор Шкловский говорил, что к печатной машинке нужно испытывать эротическое чувство. А я испытывал неприязнь. Еще потому, вероятно, что приходилось печатать на ней не то, что мне хотелось.

          А сколько мучений доставляло частое исправление неверно напечатанной буквы! Какие-то жирные белила наносишь кисточкой на ошибку. Ждешь, пока высохнет. Потом вбиваешь поверх нужную букву, а она либо не пропечатывается на слое краски, либо, как старая штукатурка, вместе с нею отваливается, и под осыпавшимися белилами предательски высвечивается прежняя ошибка.
          Теперь всё просто: жми Backspace, который надежно очищает строку, и пиши заново – легко и воздушно скользи по клавишам, как музыкант-виртуоз, извлекая из них музыку своей души. Вот тут уж действительно трепетно ощущаешь к этой новой клавиатуре некое соблазнительное чувство, которое не так давно счел бы несбыточным и несуществующим. И хотя бы из чувства благодарности хочется посвящать ей какие-нибудь элегические рифмованные строки:

          Клавиатура... О, ты мой ноктюрн!
          Ты ноты, что рождаются из клавиш.
          Ты те слова, что в песнь мою слагаешь.
          Ты лучшая из всех клавиатур!

          Жизнь наша вообще похожа на песню. Но не ту, что поешь, а ту, что пишешь. До пения часто дело не доходит. Это только в опере все поют. Хорошо тебе или худо, а петь надо. Таковы правила.
          К примеру, в опере Верди «Травиата» главная героиня куртизанка Виолетта Валери весь третий акт умирает от туберкулеза. Она жутко кашляет, лежа в кровати, но не перестает петь со сцены своим мощным, своим чистейшим оперным голосом. Таковы обязательные условности и законы оперы: умираю, но пою.

          А мы свою песню пишем, набирая ее текст на клавиатуре. И глядя на появляющийся от движений наших пальцев текст, мы должны органически становиться этим текстом. Или он должен становиться нами.
          Только и здесь существуют свои правила и законы. Хотя каждому пишущему свою личную песню и графически набирая ее буквами алфавита, обязательно хочется как-то выделить ее жирным шрифтом или увеличить слова капслоком. Ну, чтобы все видели, что вот это – именно его жизнь, в иерархии статусов очень важная, весомая и значимая, а не просто кого-то там еще.
 
          Вот потому некоторые авторы из чувства самовозвышения и возвеличивания, а чаще попросту по недомыслию набирают все свои тексты капслоком. Сейчас объясню. Капслок  – это такая клавиша на клавиатуре слева:  CapsLk. Т.е. когда все абсолютно слова полностью пишут большими, а, правильнее сказать, прописными буквами.
          Это давно считается признаком дурного тона и нелитературного ума, хотя капслок сам по себе существует и предназначен для заглавий произведений или выделения отдельных глав произведения. Но если он возникает в самом тексте, то уж для выражения крайне эмоциональных чувств, не ниже отчаяния.

          Этим верхним регистром обычно пользуются при пожаре или отправляется сигнал SOS, если вы на корабле, терпящем бедствие.
          Или если заметили первые признаки наступления всемирного апокалипсиса и спешите всех об этом оповестить.
          Или если произошло совсем уж что-то ужасное. Например, вы прищемили палец дверью и сразу же решили поделиться этим неожиданным обстоятельством с друзьями по переписке.
          Или еще хуже: вам среди ночи звонит женщина, которую вы уже забыли, вкрадчивым голосом говорит, что соскучилась и сейчас приедет. Тут, конечно, без капслока не обойтись, и он попросту означает ваш исступленный крик «Караул!» Именно капслоком вы набираете ей SMS-ответ, общий смысл которого заключается в том, что принимать ее сейчас для вас, мягко говоря, не совсем удобно и своевременно.   

          Но есть на сайте решительные авторы, которые отваживаются на беспрецедентный шаг. Все свои стихи они набирают капслоком. Словно это и не стихи даже, а культовые лозунги и призывы, которые обычно малюют на огромных полотнищах транспарантов для торжественных парадов и демонстраций.
          Возможно, эти авторы считают, что небывалая доселе мудрость, неожиданно открывшаяся им и заложенная словами в собственные произведения, заслуживает того, чтобы быть увековеченной аршинными буквами. И что только таким принудительным образом можно донести ее до черствых сердец обывателей.
          Но на самом деле такие капслоковые письмена говорят не о мудрости автора и его исключительности, а наоборот – о чем-то весьма заурядном, низком и бесталанном. Если мысль скудная и бессодержательная, то ее пытаются хотя бы зрительно красиво увеличить и тем придать вес.

          К какому бы жанру ни относились подобные творения, и о чем бы в них ни шла речь, в таких текстах, горделиво написанных прописными буквами, нет никакой величавой монументальности. Они, на мой взгляд, похожи на истошные вопли автора, бьющегося в предсмертной агонии. Читать их не только неудобно, но и крайне неприятно. Словно вы, в самом деле, вынуждены присутствовать при чьей-то буйной кончине, с тоскливым сочувствием наблюдая последние, колющие душу своим неприкрытым натурализмом, исступленные судороги умирающего.

          Среди читателей нередко попадаются люди со здоровым организмом и крепкими нервами. Таких не прошибешь и не расстроишь даже самыми глупыми и бездарными стихами. Их закалка заслуживает глубокого уважения, поскольку они способны самоотверженно читать часами совершенно бестолковые стихотворные тексты и даже писать на них хвалебные отзывы.
          Но какой-то хитрец специально для них придумал безотказное убойное средство, чтобы послать их в нокаут с одного удара – стихи, написанные капслоком. А если при этом в конце каждой фразы будет стоять по пять восклицательных знаков в ряд, якобы призванных до предела усилить позитивные эмоции, но на деле только убивающие их, то после такого оглушительного орфографического удара самый стойкий читатель нескоро придет в себя, а психика его может вообще не подлежать восстановлению.

          Однажды я взял на себя смелость задать вопрос одной экзальтированной даме, с какой целью она набрала на сайте все свои стихи капслоком. Она ответила, мол, интуитивно.
          Но стихи нельзя набирать интуитивно! И сочинять их интуитивно нельзя! Как нельзя интуитивно, не имея знаний, опыта и таланта, построить, к примеру, многоэтажный дом или космический корабль. Интуитивно только в юности, пардон, сексом начинают заниматься, поскольку это в животной природе человека, в его инстинктах. Да и то, следует сказать, что рассудок здесь подключать тоже не мешало бы.
 
          Поэзия – это дар цивилизации, ее духовного прогресса. В ней сочетаются вековые достижения культурного общественного развития – как в чувственном, так и в мыслительном восприятии. В ней опыт столетий, огромное мировое наследие лучших сердец и умов, превративших поэзию из досужего развлечения в слаженную систему, в точную и строгую науку! И на нее, как и на любую другую науку, распространяются как правила грамматики, так и нормы графического отображения.

          Мне скажут, мол, и чего это я взъелся на капслоковые стихи? Пусть каждый пишет свои тексты так, как считает нужным – его право!
          Пусть пишет с чудовищными грамматическими ошибками и леденящим кровь правописанием, и даже делает это нарочито, прикрывая свое дремучее невежество некой демонстративной оригинальностью. Пусть сопровождает каждую строку пятикратными восклицаниями или забором закрывающих скобок, словно подпирая ее небольшим рядом деревьев, дабы не упала. Пусть хоть после каждого слова размещает бессмысленные многоточия, в которых то ли должны угадываться пропущенные матерные слова, то ли это просто бессилие связать части речи в осмысленное предложение. Пусть ставит пробел перед каждой запятой, чтобы она как бы повисала в пространстве, ни к чему не имея отношения. Или пусть вообще не пользуется пунктуацией, потому что совершенно непонятно, куда эту филологическую причуду надо впихивать. Да пусть хоть всё исторгаемое из души – или откуда там? – набирает зловещим капслоком, в конце-то концов!
          Ну, пусть. Мы не всегда можем позволить себе быть привередливыми. И даже как филолог, я, возможно, слишком чутко отношусь к тексту. Словно индеец, который приложил ухо к земле. Только сдержанно замечу, что поэзия всё же штука тонкая – и по содержанию, и по внешней форме, – и с нею нужно обращаться осторожно. Хотя бы по возможности.

          Пока писал эти строки, получил от знакомой сообщение. Для наглядности характеристики и ее эмоционального состояния, думаю, будет достаточно в точности воспроизвести лишь первое слово: «ПРИВЕТ!!!!!»
          Стоит ли еще говорить, что за этим словом следовал длинный ряд малопонятных анимированных идеограмм, обычно применяемых людьми, которым трудно дается вразумительная речь и потому заменяется бурной мимикой и безудержной жестикуляцией? Ну, вам всё понятно, да?

          На такое приветствие я написал свое: «Привет».
          Что тут началось! Обычно и традиционно написанное слово, использующее лишь буквы алфавита, без всякого обильного декорирования смайликами, идеографическими картинками, капслоком и нелепой пунктуацией, нынче воспринимается, как крайне подавленное состояние собеседника. Тотчас получаю тревожный ответ:
          «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ????? ПОМОЩЬ НУЖНА?!?! РАССКАЖИ!!!!!.....»
          И что делать в таких случаях, скажите на милость? Вздохнул я и написал:
          «У МЕНЯ ВСЁ ОТЛИЧНО!!!!!» И, презирая самого себя за то, что делаю, прилепил к фразе десяток картинок с дурацкими розочками, оскаленными улыбочками и фейерверками.


          2018


Рецензии
Николай Павлович, доброго Вам вечера!

Люблю Вашу прозу. Она такая... необыкновенная! Ну, в том смысле, что совершенно особенная. Уж простите, что воспользовалась конструкцией начала Вашего рассказа.

Печатные машинки помню, застала. Первое знакомство с этой техникой произошло благодаря маминой работе. Точнее, одной из её часто сменяемых работ. Она приносила домой тексты, а я помогала перепечатывать в нескольких экземплярах под копирку. Сами тексты не запомнились совершенно, а вот чУдные звуки машинки - да. И особенно характерный звук возвращающейся назад каретки. Улыбаюсь. Если бы не этот Ваш рассказ, то вместо слова "улыбаюсь" стояла бы подпирающая скобочка. Снова улыбаюсь.
Позже, в студенческие годы, печатала на машинке дома роли из пьес для любительской театральной группы. Их потом нужно было сшивать с помощью швейной машинки. В этих текстах не взыскивали строго за опечатки, поэтому они исправлялись вручную.

Набор текста на компьютере намного удобнее, это бесспорно. Если бы не такая славная и нужная клавиша, как Backspace, в моём отзыве была бы целая куча исправлений. Что же касается гвоздя программы, клавиши Caps lock, то она иногда у меня нечаянно как-то нажимается и этим слегка раздражает.

В Ваших лестных характеристиках некоторых авторов и в замечаниях по поводу современной манеры письма увидела и некоторые свои черты. Бывает, смиряюсь с современной тенденцией и начинаю сокращать слова в сообщениях, как правило, в мессенджерах. Пока ещё стараюсь не пропускать знаки препинания и писать полными предложениями. Выгляжу при этом, вероятно, вызывающе.

Дорогой Николай Павлович, не идите больше на такие преступления: не ставьте в сообщениях дурацкие смайлы, Вам это категорически не идёт!

Хочу поблагодарить Вас за внимание к моей страничке. Хотя и испытываю чувство неловкости, видя иногда Вас в числе читателей. Для меня ведение странички - это способ общения с друзьями, с которыми довелось тут познакомиться. Не думаю, что Вы найдёте у меня то, что могло бы Вас заинтересовать.
А замечания, которые у Вас наверняка есть, я уверена в этом, можете мне высказать. Я люблю учиться. Только вот часто ленюсь. Это мой серьёзный недостаток.

И, не совсем к месту, но в силу упоминания Вами в рассказе, не могу не написать, что ария Виолетты "Addio del passato" любима мной необычайно. Мечтаю когда-нибудь выучить её с моим педагогом, но пока ещё рано мне.

С благодарностью за отличный рассказ и превосходное владение языком,

Ника Марич   03.08.2022 21:26     Заявить о нарушении
Дорогая Ника, приветствую Вас!
Рассказик, как Вы сами понимаете, чисто филологический. В нем, едва сдерживаясь, кипит уязвленная филологическая душа, сетующая, хотя и в шутку, на то, что не все на свете пишущие люди - филологи. Или далеко не все. Но рассказ мне самому нравится, поскольку написан от первого лица и, собственно, прямо от себя и о себе.

Порадовали Ваши воспоминания о сшиваемых на швейной машинке сценарных листках домашних пьес. И о характерном звуке возвращающейся назад каретки на печатной машинке. Такая приятная предметная детализация всегда радует мое сердце. Словно читаешь или слушаешь Женю Гришковца, или даже пародию на него, когда в его детстве мама готовила яичницу с колбасой, и, поджариваясь на сковороде, тонко нарезанная любительская колбаска подрагивала в масле и заворачивалась краями внутрь. Очень вкусное филологическое описание. Сам к такому склонен.

А на Ваш сердечный призыв, Ника, не идти на орфографические преступления - не расставлять в сообщениях дурацкий смайликов, - отвечу категорически: ни-ког-да! Скажу больше. Даже если Вы, Ника, вдруг передумаете и неожиданно станете, обливаясь слезами, молить меня сделать это, я лишь холодно посмотрю Вам в мокрые глаза и повторю: никогда!

Помню, моим студентам задал написать домашнее сочинение на английском языке. Меня стали вопрошать, можно ли писать в тетради, или нужно на отдельном тетрадном листке, или на листе форматом А4? Я ответил, мол, пишите, на чем угодно, только по привычке после каждой фразы смайлики не ставьте, поскольку такие сочинения будут напрягать мои филологические нервы. Студенты дружно рассмеялись.

В самом деле, абсолютно любую мысль можно выразить словом, и совершенно нет необходимости возвращаться человечеству в пещерные времена, где свои мысли и чувства первобытным людям приходилось передавать наскальными рисунками.

Что касается упомянутой арии Виолетты, - пойте, Ника. Выучите, как об этом мечтаете, и пойте.
А я, так и быть, Вам на чем-нибудь подыграю. Да хоть на чем! Что под руку попадется. Пианино так пианино, гитара так гитара, печатная машинка (с характерным звуком переводимой каретки) так печатная машинка.

С благодарными улыбками,

Николай Левитов   04.08.2022 00:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.