Материал по поэзии...

ИСКУССТВО,ПОЭЗИЯ,ТВОРЧЕСТВО. (С книг.)

 ((И.Л. Альми. Е.Баратынский. "Всё мысль да мысль..." (1840 г.) // Поэтическийстрой рус. лирики. Сост. - Г.М. Фридлейдер. Ленингр.отд., Ленинград, 1973. - с. 108.)
1.   а. Поэзия - безотрадная полнота видения жизни, потерь. б. Утрата иллюзий.                в. Познание, влекущее разочарование и холод души. г. Разрушение спасительных иллюзий. д. Сознание призрачности земных радостей. (110.) е. Опасная профессия. (110.)  ж. Зрелище несовершенства бытия.(112.) з. Истина, берущая в плен, убивающая радость бытия. (113.) и. Поэт - мученик мысли (112) (аскетизм - искусство мысли. с.111.) к. Безотрадность. л. Дисгармония. м. Бунтующая муза. (119-120.) н. Мучительны равно творчество и отказ от него. (121.) о. Демоническая природа творца. п. Страшная жажда песнопения - "Молитва" Лермонтова.  р. Анна Ахматова: Муза диктовала Данте страницы Ада. (121.) с. Блок: "Для иных ты - муза, и чудо, для меня ты - мученье и ад".("К музе".) (21.)               
2. Творческий процесс. а. "На мысли, дышащие силой, / Как жемчуг, нижутся слова...", "Пером сердитым водит ум. (Лермонтов.) // Э.Э. Найдич. М. Лермонтов. "Парус". Там же, с.122.)  б. Вещи в поэзии - символы переживания, состояния, настроения, идеи-понятия.(Там же, с. 123.) в. Творчество преодолевает покой. (По Лермонтову). "Я праздный отдал бы покой /  За несколько мгновений / Блаженства или мучений"... ("Источник страсти есть во мне...") "Беспокойство и прохлада / были б вечный мой закон"... ("Для чего я не родился...", 1832 г.) г. И страдание. "Что без страданий жизнь поэта?" (Лермонтов. "Я жить хочу!Хочу печали!") (Там же, 125.)                д. Лермонтов: "Что толку жить без приключений?.." (Там же,126.) е. Цена за покой - смерть. (Лермонтов. "Русалка".)(Там же, 129.)  ж. Поиск: направление и цель неизвестны. Стремление к активности, к движению.("Парус" Лермонтова.) (Там же, 128.)
3. Белинский о типах поэзии. Реальная - воспроизводит жизнь. Идеальная - пересоздаёт отношение творца к действительности. (Там же, 137.)
4. Пьер Леру. Ст. "О символистическом стиле", 1829 г. : Символизм - промежуточная форма между сравнением и аллегорией, метафора понятия; развитие не сущностной идеи, а её  образа-символа. Замена понятия эмблемой. (Там же. Н. В. Королёва. Ф. Тютчев. "Силентиум". с. 132.)
5. а. Поэзия - подспудная жизнь души (чувства, мечты, не выражаемое словом).                б.  Тайная основа творества.  (Там же, 142.)                Трактовки:                в.  Л.Толстой: "В важных вопросах жизни мы всегда одни, и наша настоящая история поти никогда не может быть понята другими"  ("Круг тения", изд. 3, М., 1911, с. 292-293). (Там же, с. 142.)                г. Бальмонт К. :... Необходимость того великого молания, из глубины которого, как из очарованной пещёры, озарённые внутренним светом, выходят преображённые прекрасные призраки".(Б. "Элементарныеслова о символической поэзии". // "Горные вершины", изд. "Гриф", М., 1904, с. 88.) (Там же, с.  153.)                д.  Автор:Жизньсердца иная, чем рассказ о ней. В главном одиноки. Основа творчества необычное,неописуемое,мечты. (Там же, 156.)
6. а. Поэзия - уход от мира обыденности и зла к природе (Некрасов."Надрывается сердце от муки..." Обращение к природе: "Заглуши эту музыку злобы! / Чтоб душа ощутила покой / И прозревшее око могло бы / Насладиться твоею игрой". (Полн. собр. соч. и писем. Т.2, Гослитиздат, М., 1948.С. 151.)   (Там же. И. А. Битюгова. "надр. сердце от муки..." С. 160.) б.Некрасов: Наш падший дух взнеси на высоту, / Чтоб человек не мёртвыми очами / Мог созерцать добро и красоту" ("Поэту",1874 г. Посвящ. Шиллеру. Собр. соч.- см. выше, 2,с. 394.)                в. Автор статьи: Красота природы - прообраз будущего...
7. Там же. Л.М. Лотман. А. Фет. "Не спрашивай, над чем задумываюсь я..."  (с. 189): О методе Брюсова: охват всего, совмещение противоречий, ничему не предаваться душой окончательно. (с.  207.) Лиричный миг, чреда воплощений во времени Везде "моё Я", мысли-страсти. (С. 208.) Рационализм. Ораторство. Мастерство. Новые Я. Разные голоса поэта. Индивидуальное - приёмы творчества, любимые образа, метафоры, размеры, рифмах. Постоянство чувств и мыслей. Мастерство - цельность, стройность, завершённость словесного построения. Лучшие слова в лучшем порядке. (Примеч.,  209.)
8. Там же. Д.Е. Максимов. А.Блок. "Двойник". (С. 211.):
а. Все стихи как одно произведение. Путь саморазвития. (С. 211.)                б. Цикл - подтекст, фон окружающих циклов. Смысловые поля. (с. 212.)                в.  Раздвоение, двойничество - нарушение цельности личности, но необходимая ступень развития поэта. Часть "двойников" из чуждого мира. Борьба нескольких Я. (С. 215)                г. Л. Толстой: "Приучить себя думать о себе, как о постороннем и жалеть о других, как о себе. (Поздний дневник). (Там же, с. 213. )  д. Там же: Значение "двойника" у Блока:(1).                1. Символ повторяемости, взаимозаменяемости всего на свете, вечного возвращения.("Незнакомка".)  2. Отвлечённые начала индивидуальности.  3. Долг.  4. Маски поэта. Ряд стихов "страшного мира". (с.216.) Омертвение, смирение, забвение жизни всуете и страсти, в мечте. Демоническое самоутверждение.                (= Гоголь: дурные свойства "Я" как "враги"-персонажи.)  5. А.Белый: два типа "двойников" уБлока: Люцифер (отвлечённая мысль и мечта) и Ариман (чувственность, хаотическое начало).   ("Воспоминание о Блоке2. "Эпопея", 1923 г., № 4, с. 268-305.) (Примеч., с. 217.)                (3). Блок: "Искусство - космос, творческий дух, оформляющий хаос". (1909 г. 8, 292.) (Там же, с. 225.)                (5.) Осознание в себе двойника - акт отделения и отчуждение зла. (Потенция личности, которая личность искажает.). Разделение в себе добра-зла. Строгое самосуждение - только к благу. Рождение нового человека. (Блок - письмо к С. А. Богомолову, 1913 г, 8,412.) (231.) Единство и в раздывоении.  Двойник Блока устал от существования в страшном мире.  (Стихи "Двойник".) (233.)
9. "Я" - средоточие, "Где различия гаснут, все пределы примиряются". (В. Брюсов. Дневники. 1891-1910 г. Изд. М.и С. Сабашниковых, М., 1927, с. 61.)
10. Брюсов: а. Мой дух не изнемог во мгле противоречий, / Не обиссилел ум в сцепленьях роковых. / Я все мечты люблю, мне дороги все речи /  И всем богам я посвящаю стих".  (Ст. Л. Лотмана - см. выше. С. 118.)                Брюсов: б. Ты знаешь, чью любовь мы изливаемв звуки? / Ты знаешь, что за скорбь в поэзии царит? /То мира целогожелания и муки, / То человечествво стремится и грустит. / В моленьях олюбви, в мучениях разлуки / Не наш, а общий стон в аккордах дивных слит./ Страдая за себя, мы силою искусства / В гармонии стиха сливаем мира чувство. (Избр. соч. , т. 2,  Гослитиздат, М., 1955, - с. 325.)
11. Поэзия "хватает на лету и закрепляет вдруг / И тёмный бред души и трав неясный запах..." Делает мгновенное вечным. (А.А. Фет. Полн. собр. стихотворений, с. 309.// "Русскоеслово", 1859 г,, № 2, Критика. С. 72.)
12.  Л.К. Долгополов. Александр Блок. Наука. Ленинград-й отд. Ленинград, 1980 г. Изд. 2.  (Личность и творчество.) Введение.
а.  Поэзия - видеть за явным неявное. Выявление существенного. Восприятие мира и себя сразу в нескольких измерениях. (О поэзии Блока).   (6.)                б. По Блоку: литература не сумма программ, пунктов и догматов, а сумма личностей с особой ценностью и самостоятельностью. (7.)                в.  Стремление отыскать всеобщую связь явлений. (9.)                г. Мир в единстве. И в изменении объектов и ценностей. (11.)                д.Становления Я.  е. Подлинное искусство - исповедь. И только то создано, в котором он (поэт) сжёг себя дотла - для того ли, чтобы родиться для новых созданий, или для того, чтобы умереть, - только оно может стать великим. (5,278.) Искренность и самопожертвование. "Блок отдаёт самого себя. Описание собственной жизни. ("Дневник".) (Аполлон, 1912 г., № 8, с. 60.Рецензия на 3 т. собр. соч. Блока.)   Блок о своей лирике с 1897 г.,(7, 15.)                е. Дисгармония мира. Поиск утраченного идеала. Преображение действительности. Она убивается и из пепла возникает создание искусства. "Убийство во имя нового рождения, возрождения, преображения." "Творческий разум осилил - убил". (Стихи Б. "Художник": ... У пределов зачатия...)                ж. Искусство - данное свыше, продиктованное из иных миров. (14.) Фиксация услышанного.                з.  Статья (речь) Блока "О назначении поэта, 1921 г.: Освободить глубину духа, приобщиться к первоначальной стихии, принять "звук" в душу. Мировой дух.                и. Блок: искусство - сжигающий пламень. (15.)  "Поднятый из глубины и чужеродный внешнему миру звук" в форме слова. (6, 163. "О назначении поэта".) (15.)                к. Колебание космоса. Опасность растворения "Я" в космосе.  "Я" в связях и зависимостях от мира. Вхождение стиха в мир. (16.)                л. Символизм. "Солнце наивного реализма закатилось". "Осмыслить что бы то ни было  вне символизма нельзя". (Доклад "О современном состоянии русского символизма. 6, 433.) Символ - общий условный знак идеальной художественной системы. (17.)                м. "Быть лириком жутко и весело". Руководим неведомо страшным, "от которого меня бережёт только моя душа" (Письмо к А. Белому. Авг. 1907 г. ) (8, 199.)                н. "Я предпочитаю людей идеям". (Там же. 8, 197.)                о. Блок: Творчество  -  проявление и реализация личности. Духовный рост. (18.)
13.а. "Каждой эпохе даётся собственная мера творческойсвободы". (Кандинский, Очерк "По поводудуховного в искусстве", 1911 г., с. 246. // ЧСЮ, раздел 4.                б. "Произведения влияют и на тех, кто их отвергает".(Он же, там же, "Негативное очарование" с. 247.)                в. "Нет истинной гениальности и полного расцвета духовных сил без величия характера". (В. Виндельбанд. "Памяти Спинозы,с. 80.)                г. Чем факел ярче горит, тем быстрее сгорает" (Лоренцо Грациан. "Карманный оракул. № 85.)                д. "Всякое значительное произведение есть дитя одиночества".(Ромен Роллан. Воспоминания.   М., 1966, с. 456.)  е. Без женщины, желания и поцелуев не может родиться книга, способнаястать колоколом или щитом. (Пабло Неруда.)                е. Игра развлекает и отвлекает (Паскаль Блез.)                ж. Только играя, человек вполне человек". Кант по шиллеру. "Обэстетическом воспитании человека." Письмо 13 и след.)                з. В светлое души уединенье /  Ты уйди от жизненных оков! /  Красота цветёт лишьв песнопеньи, /  А свобода только в царстве снов. (Шиллер, пер. А. Глинки.)                и. Искусство - трагический кризис его. Иссякла мифотворческаяспособность преображения действительности. Непреодолимые теоретические заблужденияч. Потеряверы всебя и свои силы.(с. 180). Механизация, рассудочность (с. 180-181.)Приспособление эстетики к запросам и мировоззрению массы. (с.181.) Упадок любви и любопытства к искусству. Масса хочет искусства, которое вообще неосуществимо. Ей не нужно искусство, пока она не научится его созерцать. (понимать,глубоко переживать). Первопричина - упадок религиозного отношения к миру. (с.180.) Нет религиозной одухотворённости, теплоты. При Пушкине былаэпоха неверия, но ещё сохранявшая традиции религиозного мира, его навыки. Нынче "верующий" задыхаетсявместе с неверующим. (с. 181.) (Владислав Ходасевич. "Умирание искусства". О кн. В. Вейдле - то же название. Париж, 1937.// "Новый мир", № 3,1990г,с. 180.)
14. НГЧ. Н.Г. Чернышевский. "О поэзии".(Соч. Аристотеля. Рецензия, с. 419.)
а. Искусство:                1.  Подражание природе и жизни, людям великим (трагедия) и низким (комедия).                2. Генезис чувства прекрасного: идеализация творческих идеалов.                3. Игра,дорогая и благородная забава. (Платон,Кант.) (С. 422-424.)  4. Искусство бедно, слабо,ничтожно,бесполезно- Платон. Обманчивыекопии без серьёзной цели. Риторика, софистика,угодничество, лесть.(= Руссо). Призрак, поверхность предмета. Поэт не знаетжизни и души, не имеет ясное сознание о том, что делает (зачем и как). По тёмному инстинкту, наудачу. (с. 425.) Недостатки содержания, угождение публике, приманки. (427-428.)                4. Искусства производительные (практические,технические, - нужное для жизни, годное для употребления) и подражательные-изящные. (с. 425.)                5. Искусство делает нас радостнее, добрее, лучше. Возвышает, облагораживает душу. (с. 427.)
б. Поэзия. Главное - влюблённость. Цель- заинтересовать,завлечь - как всё равно.                в. Популяризация знаний, науки. (С. 428.)                г. Изображение чел-й жизни с общей точки зрения; не ничтожное и случайное в ней, а существенное,характерное. Всё во внутреннейсвязи, смысл. Возможное по вероятию и необходимости. (с. 431-432.)                д. Идеализация - исключение ненужных подробностей.                е. Аристотель: против описательной поэзии. Начало поэзии - любознательность,затем подражание. Сравнение копии с оригиналом - удовольствие. Познание предмета.                ж. Ч.: Подражание не есть теоретическое стремление. Желательнее сделать, а не узнать. Стремление создавать.Не уяснение чего-либо, а удовольствие от славы(с.430.)                з. Плотин: Полное осуществление идеи прекрасного в искусстве,Ютого, что не хватает действительности. (с. 435.)                и. Неоплатоники. Всё у них таинственно, невыразимо, заоблачно, мечтательно,безпонятно,экстаз.
к. Толстой А.  Чтобычто-нибудь хорошо передать, оценить нужно быть вне этого. (Из писем к С.А. Миллер. № 11,3 ноября 1853 г. С. 51.)                л. Убить человека дурно,но убить мысль,ум = хуже. (Он же, там же, №38, 4 ноября 1856 г, Петербург, с. 68.)                м. "Чтобы сделать себе имя ... нужно брать количеством, а не качеством." (Он же, там же. № 43,13 декабря1856 г. Петербург, с.76, аф.- с. 71.)  н.  Прекрасное - вид бесконечности. (Он иже. Письмо к издателю. Май-июнь  1862 г.  - с. 110.)
СОЦИЛОГИЯ. ВРЕМЯ.
Блок: Настоящее - условная точка пересечения прошлого и будущего. Настоящее не существует. Оно - завершение старого или начало нового. (Л.К.Долгополов. Александр Блок. Наука, Ленинград.отд., Ленинград, 1980,изд. 2. Введение, с. 12.)
ПСИХОЛОГИЯ.
Блок: Личное - проявление общего и наоборот. (Л.К.Долгополов. Александр Блок. Наука, Ленинград.отд., Ленинград, 1980,изд. 2. Введение, с. 12.)


Рецензии