Тайна Леонардо 3

      Вазари так пишет о Леонардо: "всякое произведение его замедлялось от избытка желаний". Леонардо был всегда переполнен самим собой, но это собой означало у Леонардо нечто отличное от остальных людей - идеи, мысли и идеальное вообще. Можно сказать, что Леонардо полностью и совершенно чисто состоял исключительно из них. И всё это жило, билось, скрещивалось, фонтанировало, развивалось - по сравнению с этим вулканом, любой конечный результат казался ничтожным, даже если бы мы сегодня назвали этот результат шедевром. Это был великий подъём духа, его совершеннейший и утончённейший аристократизм.
      Живой реальный Леонардо был прототипом ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА вообще. То есть некоторым образцом одной стороны человека - его светлой стороны, где тёмная сторона отнюдь и не обязательно означала что-то дурное и непригодное, поскольку например, Рембрандт был "тёмным художником" по аналогии с "тёмным мыслителем" Гераклитом. Но Леонардо был светлым, был весь на свету, что опять же нисколько не означает нашего привычного понимания святости. Леонардо не был святым, в обычном понимании этого слова, хотя некоторые черты святости у него наблюдались - не ел мяса, не знал женщин и тому подобное.
      Всем сделанным им он был недоволен, более чем рисовать - он желал изучать и познавать, но более всего Леонардо хотел ЛЕТАТЬ.
      Высота, полёт, свободное дыхание - вот имя Леонардо. Подняться высоко в воздух, увидеть землю с высоты птичьего полёта., охватить идеальным планом возможности любое событие, любое явление, любой факт жизни - вот чистая ртуть воображения Леонардо.
      Леонардо - это живой универсальный и при этом индивидуально выраженный, факт приподнятости человечества над реальной жизнью.
      Всё переделать и всё изменить к лучшему - каких титанических усилий это стоит в целом для человечества? А когда потенцию такого изменения принимает в себя индивидуальная душа???
      За что хвататься, с чего именно начинать, что переделывать? - поневоле можно сойти с ума - от масштабов задачи и её множественности.
И также как упрекал себя Леонардо при жизни, на смертном одре он снова восклицает, обращаясь к себе:" и что ты сделал, что тебе удалось сделать, довести до конца?"
      Как мало это похоже на тот тип человека, который придёт на смену Леонардо, ещё меньше на тип современного человека, у которого любое субъективное желание уже раздувается в подвиг как мыльный пузырь - очевидно, индивидуальная человеческая душа настолько обнищала, что любое её поползновение, даже самое незначительное становится теперь значительным событием.
      Я хочу сказать, что масштабы, которыми Леонардо однажды измерил человечество - не то, что не были достигнуты сегодня, но стали ещё более далёкими в плане достижений индивидуальной души.
      В сущности, идеальный тип человека сегодня - вымерший человек. Приблизительно также, как вымерли мамонты, вымерли и идеальные люди, которых порождала некогда история, и мы ходим смотреть на Леонардо как на далёкого и незнакомого нам мамонта. Потому что сейчас "таких нет", более того - потому что сейчас такие НЕВОЗМОЖНЫ.
      Но... быть может и тогда, Леонардо родился в силу невозможности?
Как невозможное существо посреди возможного люда?
      Поэтому он оставался и остаётся чудом, распознать которое сложно в силу его предельной уникальности.
      Представьте себе творца, который изготавливает скульптуру из глины, а потом на неё не хватает металла, потому что металл уходит на пушки.
      Леонардо не мог лицезреть свои идеи во плоти, не мог вещественно увидеть и подтвердить свои замыслы, тем более что для большинства из них не было подходящих средств даже в плане эксперимента - в чём может тогда вариться такой гениальный ум, как не в самом себе - как последнем убежище и прибежище света и истины?
      Можно долго спорить о том и поднимать различные исторические источники - то ли Леонардо не выполнял заказы своих герцогов-покровителей, то ли они сами не могли обеспечить его гений как следует, но ведь несомненным остаётся одно - обеспечить материальное осуществление леонардовских замыслов не могла даже эпоха, что там говорить о герцогах, каждый из которых был занят в первую очередь своим насущным делом - войны, дипломатии, излишества. Леонардо оказывался в положении обслуживающих их, но может ли иметь функцию обслуживающего идеальное?
      Чем-то наподобие "полезного шута" - вот кем был Леонардо при их дворах, поскольку полностью зависел от прихотей и расположений своевольных нравов высокопоставленных особ, его быть может и любили какими-то местами и ценили другими, но в конечном счёте пушки-то были ценнее всего, а в пушках ценнее всего была вовсе не их идея, а их реальное свойство - стрелять прямо сейчас. Но танки и залповые орудия Леонардо не могли стрелять "прямо сейчас" и значит они были обречены.


Рецензии