Имя на поэтической поверке. Зинаида Гиппиус

     Имя Зинаиды Гиппиус остаётся одним из самых известных рубежа 19 и 20 века поэтом и считается по праву идеологом русского символизма.

Однако в течение долгих лет имя Гиппиус в нашей стране было одиозным и полузапретным, что объясняется в первую очередь, политическими взглядами поэта, занявшей после Октября непримиримую позицию по отношению к большевизму.
 Оригинальность личности и необычайный склад ума отмечали у неё многие современники.

 Стихотворение Зинаиды Гиппиус «14 декабря» посвящённое памяти декабристов, вышедших на Сенатскую площадь в 1825 году, подтверждает данную характеристику:

            14 декабря.

Ужель прошло – и нет возврата?
В морозный день, заветный час,
Они, на площади Сената,
Тогда сошлися в первый раз.

Иду навстречу упованью,
К ступеням зимнего крыльца…
Под тонкою мундирной тканью
Трепещут жадные сердца.

Своею молодой любовью
Их подвиг режуще – остёр,
Но был погашен их же кровью
Освободительный костёр.

 Минули годы, годы, годы…
А мы всё там, где были вы
Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы!

Мы – ваши дети, ваши внуки…
У неоправданных могил,
Мы корчимся все в той же муке,
И с каждым днём всё меньше сил.

И в день декабрьской годовщины
Мы тени милые зовём.
Сойдите в смертные долины,
Дыханьем вашим – оживём.

Мы, слабые, вас не забыли,
Мы восемьдесят страшных лет
Несли, лелеяли, хранили
Ваш ослепительный завет.

И вашими пойдём стопами,
И ваше будем пить вино…
О, если б начатое вами
Свершить, нам было суждено.

     Зинаида Николаевна Гиппиус (по мужу Мережковская  родилась 20 ноября 1869 года, г. Белёв, ныне Тульская область – 9 сентября 1945 года, Париж, Франция) – русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры.

     Зинаида Гиппиус составившая с Дмитрием Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, прожили вместе 52 года, не расставаясь друг с другом ни на один день, вплоть до смерти, в1941 году, мужа.

     Отец, Зинаиды Николаевны, Николай Романович Гиппиус, был родом из обрусевшей немецкой дворянской семьи, по профессии юрист, мать, Анастасия Васильевна, урождённая Степанова, была дочерью екатеринбургского оберполицмейстера.
Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет, очень верила во вдохновение, старалась писать сразу, не отрывая пера от бумаги.

     Отец болел туберкулёзом, по тогдашнему названию – чахоткой, и скоропостижно скончался в г.Нежине, в 1881 году, где он работал председателем местного суда.
 Зинаида в то время, училась дома, с преподавателями из лицея, поскольку в г. Нежине, не было женской гимназии. Мать, ставшая вдовой, с четырьмя дочерьми, Зинаидой, Анной, Натальей и Татьяной переехали в Москву.

 Зинаида поступила в гимназию Фишера, где начала учиться охотно и с интересом. Вскоре, однако, врачи обнаружили туберкулёз и у неё, из-за чего учебное заведение пришлось оставить.

«Маленький человек с большим горем», такими словами вспоминали в гимназии девочку, унаследовавшую от отца склонность к чахотке.

     Тревожась за старшую дочь Зинаиду, мать увезла, всех детей в Ялту. Поездка в Крым удовлетворила с детства развившуюся в Зинаиде Любовь к путешествиям, предоставила ей новые возможности для занятий двумя любимыми вещами, верховой ездой и литературой.

 Затем из Ялты, в 1885 году мать увезла дочерей в Тифлис, к брату Александру, где сняли дачу в Боржоми. Здесь Зинаида смогла оправиться от тяжёлого потрясения связанного с потерей отца и восстановить здоровье.

     В 1888 году Зинаида опубликовала своё первое стихотворение в журнале «Северный вестник». В 1889 году Зинаида Николаевна вышла замуж за Дмитрия Мережковского, незадолго до этого выпустившего в свет свою первую книгу стихов и путешествовавшего по Кавказу. Познакомились в Боржоми.

     В январе 1889 года, в Тифлисе, состоялась скромная церемония венчания, за которым последовала короткое свадебное путешествие. Союз с писателем и поэтом Дмитрием Мережковским, как показала жизнь, дал смысл и мощный стимул всей творческой деятельности Зинаиды Николаевны, вскоре позволил юной красавице вырваться на огромные интеллектуальные просторы, сыграть важнейшую роль в развитии и становлении литературы «Серебряного века».

     В 1903 году вышла поэтическая книга Зинаиды Николаевны «Собрание стихов 1889 -1903».Ко времени её выхода Зинаида Николаевна опубликовала несколько сборников рассказов, роман «Победитель», печаталась во многих литературных журналах, основали вместе с Д.С.Мережковским Религиозно-философское общество в Петербурге и редактировала журнал «Новый путь».

     Период между двумя революциями (1905 – 1917) был очень плодотворным. Вышли сборники рассказов  «Алый мак», «Чёрное по белому», «Лунные муравьи» ,и два романа «Чёртова кукла» и «Роман – царевич». В 1910 году в издательстве символистов «Скорпион» вышел том «Собрание стихов» Зинаиды Гиппиус.

     В 1967 году, русский поэт-акмеист и литературный критик, Георгий Адамович (1892 -1972) , знавший лично Зинаиду Гиппиус, издал книгу «Зинаида Гиппиус», где он описал такой случай.

В самом начале революции Троцкий выпустил брошюру о борьбе с религиозными предрассудками, где было сказано:

«Пора, товарищи, понять, что никакого Бога нет. Ангелов нет, чертей и ведьм нет», - и вдруг, совершенно неожиданно, в скобках, «Нет, впрочем, одна ведьма есть – Зинаида Гиппиус».

     Мне эта брошюра попалась на глаза уже здесь в Париже, и я принёс её Зинаиде Гиппиус. Она, со своим вечным лорнетом в руках, прочла, нахмурилась, пробрюжала:  «Это ещё что такое? Что это он выдумал? – а потом весело рассмеялась и признала, что по крайней мере остроумно».

     Последняя её предэмигрантская книга «Последние стихи»  вышла в 1918 году. Октябрь 1917 года Зинаида Николаевна восприняла как контрреволюционный путч и зримое пришествие того «хама», который в её понимании, это конкретное преступление, политических проходимцев и великий общий грех народа, допустившего их к власти и позволившего измываться над собой.

У Зинаиды Николаевны есть пророческое стихотворение, за 1913 год, с символическим названием «У порога», полное зловещих предчувствий, будущих чёрных дней войны 1914 года и революции 1917 года:

          У порога.
На сердце непонятная тревога.
Предчувствий непонятных бред.
Гляжу вперёд – и там темна дорога,
Что, может быть, совсем дороги нет.

Но словом прикоснуться не умею
К живущему во мне – и в тишине.
Я даже чувствовать его не смею:
Оно как сон. Оно как сон во мне.

О непонятная моя тревога!
Она томительней день ото дня.
И знаю: скорбь, что ныне у порога,
Вся эта скорбь – не только для меня!
Санкт - Петербург.1913 год.

     С 1919 года Зинаида Гиппиус жила в эмиграции, около десяти месяцев – в Польше, где участвовала в основании газеты «Свобода» и издала сборник стихов «Походные песни», под псевдонимом Антон Кирша.

    С 1920 года, до своей смерти в 1945 году Зинаида Николаевна жила в Париже, где вместе с Дмитрием Сергеевичем Мережковским, организовала общество «Зелёная лампа», явившееся одним из важнейших  интеллектуальных центров русского зарубежья. Столь же широкой известностью пользовались и «воскресенья» у Мережковских.

     Аудитория иных собраний «Зелёной лампы» насчитывала несколько сотен человек. В администрацию «Зелёной лампы» входили: Д.Мережовский, З.Гиппиус. Георгий Иванов, в собраниях постоянно участвовали крупнейшие писатели: И.Бунин, А.Ремизов, Б.Зайцев, В.Ходасевич, М.Алданов, философы – Н.Бердяев, Г.Федотов, А.Шестов. «Зелёная лампа просуществовала с февраля 1927 года по 1939 год.

     Название общества «Зелёная лампа» напоминало о литературно – политическом кружке, с таким же названием, в котором участвовал юноша Пушкин, и недвусмысленно намечало ту преемственность, которой З. и Д Мережковские стремились остаться верными и в своей эмигрантской жизни и писательской деятельности.

     В эмиграции Зинаида Николаевна издала ещё два сборника стихотворений:  «Стихи: Дневник 1911-1921г.» -1922 год  и «Сияние»-1939 год. Тяжелейшим ударом для Зинаиды Гиппиус, стала кончина Дмитрия Сергеевича Мережковского 7 декабря 1941 года.

     Последние годы своей жизни она посвятила работе над биографической книгой о нём – «Дмитрий Мережковский», оставшейся незаконченной и над большой поэмой «Последний круг», второе название «И новый Дант в аду» - где попыталась дать очерк своей поэтической жизни  в России и во Франции, но, к сожалению не успела дописать.

     Скончалась Зинаида Николаевна 9 сентября 1945 года. Похоронена под одним надгробием с Дмитрием Мережкрвским на русском кладбище в Сен Женевьев де  Буа, близ Парижа.

Стихотворения Зинаиды Николаевны Гиппиус по праву, входили и входят в лучшие поэтические антологии российской поэзии «Серебряного века».

     Из поэтического наследия Зинаиды Гиппиус.

          Прошедший мимо.

У каждого, кто встретится случайно
Хотя бы раз – и сгинет навсегда, -
Своя история, своя живая тайна,
Свои счастливые и скорбные года.

Какой бы ни был он, прошедший мимо,
Его, наверно, любит кто-нибудь.
И он не брошен: с высоты, незримо,
За ним следят, пока не кончен путь.

Как Бог, хотел бы знать я всё о каждом,
Чужое сердце видеть, как своё,
Водой бессмертья утолять их жажду
И – возвращать иных в небытиё…

       Без оправданья.
Нет, никогда не примирюсь.
Верни мои проклятья.
Я не прощу, я не сорвусь
В железные объятья.

Как все, живя, умру, убью,
Как все себя разрушу,
Но оправданием – свою
Не запятнаю душу.

В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне,
И никогда не будет.

И если это Божья длань –
Кровавая дорога, -
Мой дух пойдёт и с ним на брань,
Восстанет и на Бога.
Санкт – Петербург. 1916 год.

       Знайте.

Она не погибнет – знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, - верьте!
Поля её золотые.

И мы не погибнем, - верьте!
Но что нам наше спасенье?
Россия спасётся, - знайте!
И близко её воскресенье.
Санкт – Петербург. 1918 год.

          ***
Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне ещё увидеть
Родную мою Россию.

Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.

          ***
По лестнице… ступени всё воздушней
Бегут наверх иль вниз – не всё ль равно!
И с каждым шагом сердце равнодушней:
И всё, что было, - было так давно…

          Родине.

          I
Не знаю плакать иль молиться,
Дождаться дня, уйти ли в ночь,
Какою верой укрепиться,
Каким неверием помочь?

И пусть вины своей не знаем,
Она в тебе, она во мне:
И мы горим и не сгораем
В неочищающем огне.

          II
Повелишь умереть – умрём.
Жить прикажешь – спорить не станем.
Как один, за тебя пойдём,
За тебя на тебя восстанем.

Видно, жребий у нас таков;
Видно, велено так законом,
Откликается каждый зов
В нашем сердце, тобой зажжённом.

Будь, что будет. Нейти назад:
Покорились мы Божьей Власти.
Подымайся на брата брат,
Разрывайся душа на части!


Рецензии
Прекрасную и большую работу Вы ведёте, Лев! Огромное Вам за это спасибо! С уважением,

Фуникова Анна   24.02.2019 09:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.