Ускользающая Истина - 2 Платон

             Великий греческий философ Платон
                (428–348 до Р. X.) 80 лет.

Настоящее имя Платона – Аристокл. Прочно закрепившееся за ним прозвище «Платон» («широкий») философ получил в юности то ли за свою широкую грудь, то ли за широкий лоб.
. Обладая поэтическим талантом, Платон в юности пробовал сочинять стихотворения и драмы, но после знакомства на 20-м году жизни с великим Сократом бросил литературу и целиком отдался философии. Говорят, что Платон благодарил небо за четыре благодеяния: что он родился человеком, а не животным, мужчиной, а не женщиной, греком, а не варваром, и более всего – за то, что он родился афинским гражданином и современником Сократа. Платон общался с Сократом на протяжении 8-лет до его смерти. И именно Сократ сразу разглядел в Платоне философский гений.

Юность Платона пришлась на годы, следовавшие за великой эпохой Перикла. Афинская образованность в это время процветала. Но Перикл слишком потворствовал желаниям демократической черни, и после его смерти преобладание легкомысленной народной толпы принесло Афинам немало бедствий. Семья Платона и сам философ принадлежали к аристократической оппозиции, мечтавшей изжить в согражданах сильно распространившиеся после Перикла леность, болтливость, трусость и корыстолюбие.
Платон изучал древних философов, ездил в Египет, Италию. Будучи в Афинах, выступил в качестве учителя философии. Беседы он вел в определенном месте – роще, посаженной в честь героя Академа, окружавшей гимнасию (здание для гимнастических упражнений). Была у него масса помощников - ассистентов (одним из ассистентов был молодой Аристотель).


Основа философии Платона – учение об «идеях» – что имело источником сократовский призыв к истинному познаванию понятий, которые не субъективны (как утверждали модные современники Сократа и Платона – софисты), а составляют самостоятельный бестелесный мир, существующий вне мира чувственного. Платон полагал, что только в мире идей и заключается действительная истина. Идея – это всеобщее; она не существует так, как вещи. Идеи не даны человеку, как чувственно воспринимаемые вещи. Идеи непосредственно не существуют, следовательно, они могут быть познаны только умом. По Платону идеи, т.е. роды, виды есть безусловные, независящие от произвола человека определения вещей; то, без чего не существуют вещи как таковые; то, что делает вещи именно тем, что они есть. Живые вещи причастны идее жизни, человечность – идея, делающая человека человеком, вещь красива, если причастна идее красоты, некрасива, если нет и т.д. Идея – это то, что порождает вещь как таковую, т.е. как то, что она есть. Кто видел красоту саму по себе? Глазами можно видеть лишь красоту в вещах.

Платон продолжал развивать учение своего учителя Сократа об истине, который говорил: «Истину нельзя взять откуда-то извне, ее можно извлечь только из своей души. Истину нельзя вложить в душу».

«Истина влезть в душу не может – она уже там, - говорит уже Платон, - но, как прочно забытая».

Противоречие: истина есть, но ее и нет, пока она не будет развита, «вспомянута».

«Учить уму-разуму» – глупейшее выражение. Разум уже есть. По Платону, ДУША, НЕ ВИДЕВШАЯ ИСТИНУ, НЕ ВСЕЛЯЕТСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО.  И действительная помощь всякого воспитывающего  – это убрать препятствия душевному росту! Человека нельзя научить истине, можно лишь помочь ему научиться развить душу до состояния «вспоминания». Суть искусства воспитания – помочь человеку стать тем, что он уже есть в себе, в возможности, – свободным существом. Он не табурет, чтобы его делать. Педагогика - искусство, поскольку делает, ничего не делая!!!


Рецензии