Авторское право и лево

54.ПР.12
Авторское право и,
как можно «налево».

Авторское право оно исключительно по тому, что закрепляет право на произведение и его дальнейшую судьбу исключительно за автором. А вот какие права  исключительно за автором и как надолго – это уже зависит от правовой системы. А правовые системы они очень разные.  Авторское право в США и в России  совсем не такие, как в Китае и даже в Белоруссии. Это происходит из-за того, что право  закрепляет, прежде всего, интересы правящего класса, или, если хотите, интересы правящей группировки лиц. О правящих партиях речь не идёт, так как это только формы представления интересов лиц, входящих в мало меняющуюся группировку.

Авторское право ни чем в этом смысле не отличается от права собственности или  иных гражданских прав. Обслуживание интересов правящего класса первостепенно. А авторы от  тех или иных правовых систем получают прибыль или убытки в финансовом смысле, но всё равно остаются авторами.

Авторское право России и США на нынешний момент очень схожи. Дело в том, что авторы современного Авторского права России  писали его с лекал зарубежного законодательства, под чутким руководством американских юристов.  Для удобства работы американского бизнеса  на территории России. С Авторским правом российским авторам повезло. А про общество в целом никто никогда не думает, это нормально. Ведь нет  никакого «общества в целом», есть различные группировки и сообщества.

Дело в том, что советское законодательство в целом исходило из интересов всего населения, поэтому  исключительные права авторов были куцыми и длились не вечно.   Хотя были и прекрасные моменты в советском законодательстве.  Например, зарубежный автор, обладатель тех или иных авторских прав, не подвергался в СССР налогообложению.  Это было в интересах всего советского народа, имевшего облегчённую возможность знакомиться с произведениями прогрессивных авторов со всего мира.  Ведь это так приятно, не платить налоги с доходов, это льстит всем авторам!

Приведу пример умелого использования этого нюанса в советском Авторском праве. Как я помню, в 1993 году  выпускался прекрасный шоколад под названием  «Альтман»,  фабрикой «Рот Фронт». «Альтман» – это фамилия такая, очень знаменитая, наверное где-то. За использовании её в названии шоколада по договору, относящемуся к области Авторского права, этот самый Альтман получал очень приличную сумму на свои счета в США. Точно не могу утверждать, я не видел финансовые документы тех лет фабрики «Рот Фронт», но злые языки говорили, что это составляло всю прибыль от весьма успешной деятельности фабрики. Самое прекрасное в этом деле было то, что всё было абсолютно законно. Сам Альтман входил в число владельцев «Рот Фронта» тех лет. Владельцы были из США и умели правильно пользоваться Авторским правом РСФСР.

А потом  законодательство в России в области Авторского права стало таким же, как в Америке, и фабрика «Рот Фронт» была продана. Вот какова была сила советского Авторского права, при правильном его использовании! Решает  судьбу заводов, фабрик, пароходов.

Авторское право позволяет контролировать много, не только доходы от шоколада. Не случайно США и ряд других западных стран  так любит авторов иметь на своей территории, заманивают их всячески. Не стоит забывать, что изобретатели – это тоже авторы! А не позволить использование какой-нибудь идеи проклятым конкурентам, что может быть приятнее?! Автор сам и не позволит, имеет право. Главное, всё абсолютно законно.  Американцы поняли это давно и придумали технологию –   Авторское право, поэтому авторы, работающие в поле их законодательства об Авторском праве, должны быть счастливы. Напомню, в России точно такое же законодательство сделано, чтобы американским юристам не путаться в нюансах.

Управлению миром использованием Авторского права мешал  одно время СССР со своим подходом, но его не стало. Зато Китай сейчас превратился в первую экономику мира, хотя об этом предпочитает не кричать на всех перекрёстках мироздания. А всё дело в том, что там действует подобная советской система Авторского права! И как Западным странам не возмущаться этим фактом?! Китай – нарушает Авторское право! Извините, Китай не нарушает своё Авторское право на своей территории, он суверенен. А если  кому-то что-то не нравится, то он может жаловаться в ООН, хотя это ничего и не даст. Жалоб нет, есть один визг по поводу нарушений.

Так что, в сухом остатке, для авторов лучше, если действует «американская» система Авторского права, а вот для общества «советская» система. США владеет огромным  количеством авторских  произведений в различных областях, которые защищаются Авторским правом этой страны. И пытается этой системой покрыть весь мир, считая что для них нет никаких границ. А с автором, если он не уступчив и умничает, можно в любой системе разобраться, хоть в «американской», хоть в «советской». Если ты, конечно, хозяин на своей территории.

Приведу ещё один пример, с территории России, пример 1998-1999 годов.  В это время на территории России уже действовала «американская» система Авторского права.  И посольство США было очень заинтересовано в том, чтобы самый выгодный бизнес по книгоизданию контролировался американскими компаниями. А какой самый выгодный бизнес в области книгоиздания? Правильно, производство школьных учебников!  Не буду называть имена  американской компании, организаторов, авторов, и учебники, планировавшиеся к производству и распространению в школах России,  назову только один, который написал я сам. Имею право, так как я автор и обладаю исключительным  правом как автор. «Учебник для 8 класса средней школы «Основы законодательства и экономики». А вообще, значимых прав у автора два: право на имя, и право на вознаграждение за использование его произведения.

Я не только написал по заказу американской фирмы этот учебник, но и продал ей же его. А глава проекта, по её же словам, согласовывала всё, вплоть до текста, в посольстве, у цереушников, по её словам. Ей это самой не нравилось, но таковы были условия, ей обозначенные при найме на этот проект. Кто платит деньги, тот и диктует условия.  Мне, к примеру, запретили в тексте использовать слово «товарищ»,  потребовали написание учебника в американской манере, в виде «кэйсов». А мне что,  я не против.  «Товарищи» легко стали «друзьями», короткие истории даже интереснее классического изложения.

Одновременно эта консалтинговая фирма работала плотно с Министерством образования. Обихаживала  бедных чиновников, для их правильного выбора будущего учебника. Устраивала научные конференции, из которых выходило, что их учебники самые правильные, кормила их в прямом и переносном смысле, много сил этому процессу отдавала.

Я продал этой американской фирме права на публикацию моих произведений очень хорошо, за большую сумму. В те времена широко обсуждался гонорар А. Чубайса, полученный  им за его произведение, от американцев. Намекали на коррупцию. Авторитетно заявляю, никакой коррупции нет и в помине! Это – «американское» Авторское право, я лично за свою книгу-учебник получил в два раза больше за условный печатный лист, чем Анатолий!  Повторяю, сделка моя была очень выгодна в конечном итоге, так как, несмотря ни на что, наши патриотичные чиновники выбрали учебники, авторы которых издавались в издательстве «Дрофа!»

Я, честно сказать, ликовал. Авторы они ведь очень злопамятны, ну не мог я простить запрет «товарищей» конкретно Правительству США. А свой гешефт я получил сполна.   Руководителя проекта тут же наказали – уволили и отправили на прекрасную родину – в США. Она плакала, прощаясь со мной. Как человек, она была мне симпатична, я её понимал. Где ещё она могла заработать такие дикие деньги, как в «дикой» России? А так красиво пожить? За время её командировки, например, у неё в Москве угнали целых четыре машины. Они были застрахованы в российской страховой компании, и этот факт её очень радовал.  Она очень была счастлива, что это случилось в России, потому что в прогрессивных США уже после второй угнанной машины ни кто бы ей из страховых компаний ничего не возместил. Она даже в США собиралась пользоваться услугами «Ингосстраха»!

На вопрос, почему же столько вложенных наличных денег в проект не принесли  результата, она вздохнула и честно ответила.

-Деньги, Иван, в России решают не все.
-Что не брали? –Решил уточнить я.
-Брали, хорошо брали, все брали. –Вздохнула  американка. –Всё время денег хотели.
-А почему же тогда решение комиссии не в нашу пользу? – Не сдавался я. – За базар надо отвечать.
-Они никогда ничего прямо не обещали. Говорили, что сделают всё, что возможно. – Слёзы выступили на глазах у бывшей руководительницы проекта. – Обманули меня, подставили. Но я их понимаю.
-А я нет, за обещания надо отвечать. – Настаивал я со своим русским негибким менталитетом.
-«Дрофа».
-Что «Дрофа»? – Не понял я.
-Победило издательство «Дрофа». У них дети, чиновники  жить тоже хотят. – Уточнила американка. – Я их понимаю. Я поступили бы на их месте так же. Я и так прожила целый год тут прекрасно. Так что всё хорошо. Спасибо за все. Берегись, Иван.
-Take care. – Был мой ответ.

Я тоже понял, о чём говорит американка. Сейчас, через двадцать лет после описываемых событий,  никто уже и не помнит, что в издательстве «Дрофа» каждые полгода почему-то погибал какой-нибудь заместитель директора. Времена были такие, гибли многие. Но учебники «Дрофа» издавала исправно. Суровые и смелые люди работали в этом издательстве в те годы, отбирали хороших авторов, если даже «американская» система Авторского права  ничего с ними сделать не могла, вмести с ЦРУ, посольством и деньгами.

Гордость за российское издательство «Дрофа»  наполнила тогда  моё сердце, ведь Авторское право – это только право. А законодательство можно и поменять. А вот жизнь по понятиям  - это наша хорошая традиция. И её менять не надо.

Американцы, уволив одного руководителя проекта, стали искать другого  из «русских». Потому что они поняли, что русской птичке «Дрофа» может противостоять только  русский «охотник». Я подавал как претендент необходимые документы, хотел занять это тёплое место. По западным стандартам, если были бы личные рекомендации, то это было бы хорошо. Мне потребовались рекомендующие, и я выбрал  лучшего, из числа уважаемых и известных всем  цереушников. Я попросил  о рекомендациях одного американского профессора, по совместительству, весьма уважаемого в  посольстве и в этой организации человека, он был тоже к курсе проблем проекта. Наверное, это была ошибка. Он на меня как-то странно посмотрел. Наверное, почуял, что будет так же как с предыдущим руководителем проекта, что я просто сожру их деньги и ничего не сделаю толкового.

Ещё год они пытались что-то  сделать, но потом проект затих и сдох. Или этим важным делом книгопечатания в России на основании строгого соблюдения  Авторского права, занялась другая организация, другой получатель грандов. Не знаю, меня это мало уже волновало. Как по мне, то «лучше быть первым в провинции, чем вторым в мире». Если не взяли руководить процессом, то это их проблемы. Главное что я получил – это опыт написания учебника. А деньги, полученные от авторства, уже давно потрачены.

Источник - http://xn--7-0ub.net/obschii-razdel

Важная тема. -


Рецензии