Рожденная под знаком Георгия Победоносца продолжен

                3
Первое занятие у Надежды Николаевны по хирургии было в 61 группе фельдшерского отделения. Нужно  отметить, что студенты-фельдшера – это те ученики после десятого класса, которые по какой-то причине не поступили в этом году в медицинский институт: не добрали баллы, завалили экзамен. Войдя в класс в девять часов утра,  Надежда Николаевна  вместо тридцати человек увидела семь. Сердце новоиспеченной учительницы екнуло: неужели бойкот. Оценить обстановку нужно было быстро. Надежда  начала, как ни в чем не бывало занятие: представилась, назвала тему лекции и написала ее на доске. Никто ее этому не учил, так она видела свои занятия. Через пятнадцать минут дверь класса открылась и на пороге, с шумом и гамом, появились остальные представители группы. Увидев незнакомое лицо, они замолчали.  «В чем дело?»- строгим голосом  учителя спросила  Надежда Николаевна . В ответ – молчание. «Пожалуйста, принесите допуск на занятие от завуча?» -попросила новая преподавательница. Продолженная лекция прервалась через десять минут, когда группа вернулась с допуском.  Занимали свои места в классе громко. надежда Николаевна сделала замечание, но тишины не добилась. Тогда  преподаватель попросила студентов  все убрать со столов и дала контрольную работу на четыре варианта. Сразу наступила тишина. В глазах учащихся читалось: « Ну, и стерва!», Занятие  закончилось  и преподаватель выдержала время после него и отпустила группу  тогда, когда нужно ей. Преподавателя не должны бояться, его должны уважать. В преподавании как и в воспитании, а это один и тот же процесс, важен принцип- «сказал – сделал», т.е. нужно  всегда доводить сказанное до конца.
В коллективе училища того времени, когда  Надежда  только начала свою деятельность как  педагог, к ученикам  были теплые отношения и не только потому, что нужно сохранить контингент. Многие педагоги были как наседки – следили,  что  бы хорошо учились, если что, быстро подключали родителей, но не для того, чтобы наказать, а для помощи ребенку.
Надежде  было интересно на занятиях, она старалась приблизить их к практике.  Опрос  проводился по ролевым играм. Давалась ситуация: женщина 69 лет сбита автомобилем, лежит на проезжей части, даны параметры артериального давления, пульса. Правая нижняя конечность в средней трети деформирована, отечна, красно-синего цвета. Вы приехали по вызову СП (машины скорой помощи), Ваши действия. И далее фельдшера, начинают устно, оговаривая каждое свое действие, «оказывать помощь». Если была совершена ошибка, преподаватель  останавливал  студентов, указывая какое осложнение получила пациентка в результате неправильно оказанной помощи.  Далее присоединялся следующий студент и так до финала. Студенты прослеживали все этапы оказания помощи, сами указывали на ошибки и вырабатывали алгоритм действия в жизни.  Здесь же учитывались индивидуальные особенности пациента, а не чисто стандартное поведение.  Русская медицина тем и хороша, что подход у нас индивидуальный. Вот почему до сих пор «старые» доктора против стандартов. Это как джинсы одного покроя, размера и цвета, а подходят не всем и сидят по- разному. И ничего с этим не поделаешь.   Джинсы укорачивают, ушивают или перекрашивают под себя. Вот что значит индивидуальный подход. Врач берет во внимание сопутствующие заболевания, предугадывает возможные осложнения,  определяет способы введения лекарств и так далее                4
Однажды на практическое занятие в стационаре студенты 61 группы опоздали на тридцать минут. Такого раньше никогда не случалось.  Студенты рассказали  Надежде Николаевне , что на занятие по педиатрии директор Людмила Николаевна, которая вела у них этот предмет,  опоздала на два часа. Занятие прошло не интересно и об этом студенты сказали преподавателю.  Та поинтересовалась, а где им интересно. На что учащиеся ответили - на хирургии. Директор спросила фамилию их преподавателя по хирургии. Они ответили.  Надежда  рассмеялась: « Ну, спасибо Вам, мои хорошие!» Такая реклама грозила проверками и усиленным вниманием.
На следующий день, без предупреждения, на занятие по хирургии пришла старшая методист  Галина Михайловна.  Она села на последнюю парту и тут в класс вошли опоздавшие студенты.
Увидев их, Галина Михайловна воскликнула: « Эти  оболтусы и тут опаздывают….».
«У меня они - хорошие студенты, я ими довольна»-  Надежда Николаевна никогда не называла своих студентов оскорбляющими  словами.  И еще, она никогда не просматривала оценки по другим предметам в журнале у студентов, чтобы поставить свою.  Но при ответах учащиеся должны были иметь прочные знания по хирургии, терапии, фармакологии, педиатрии и другим предметам.  Тема контролируемого занятия «Заболевания щитовидной железы», тема, не объемная по лекционному материалу. Это не совсем нравилось Надежде Николаевне . Но начав занятие с опроса, она сначала видела, как методист что-то писала, но увлекшись занятием, забыла  о ее присутствии.   Галина Михайловна похвалила занятие и сказала: «Теперь я не удивляюсь,  почему Ваши  занятия студенты любят».
Но об этом  Надежда не задумывалась, она просто любила свою профессию  и точно знала, какие медицинские работники сейчас  необходимы в медицине.   Таких она и пыталась выпускать.
Учителем литературы на сестринском отделении была Наталья Ивановна, стройная брюнетка с серыми глазами, с  хорошо поставленным голосом. Она возглавляла партийную организацию и напоминала «железную леди»- принципиальную и несгибаемую.  Что-то не заладилось у неё  с сестринской 301 группой, студенты письменно отказывались от нее как от куратора.  Директор предложила кураторство в этой группе Надежде Николаевне , но причину разногласий так и не сказала. А кураторство – это  дополнительная оплата, а это было не лишним.  Надежда  дала согласие. После занятий она пришла знакомиться с ребятами. Их было двадцать пять в основном пятнадцатилетние.  О причине разногласий с Натальей Ивановной Надежда спрашивать не стала. «А что вы хотите?»- спросила новый куратор.
Дети замялись, и сказали: «Самоуправление!»
«Отлично! Я не против, но сначала давайте определим,  что это такое? Что вы имеете в виду и как это осуществить?»
Вместе они разработали программу, в которой ребята сами решали  свои проблемы голосованием, сами отвечали за успеваемость, посещаемость. Куратор только контролировал те вопросы, которые были спорными. Нет, Надежда  не самоустранилась, она просто наблюдала со стороны  и, когда требовалось, помогала.
В училище была в то время просто замечательная заведующая практикой – Раиса Исааковна, красивая женщина  с  седыми волосами, большими восточными карими глазами, требовательная и строгая. Медсестринское отделение в ее бытность выглядело  идеально -  на медсестрах  все халатики были всегда  кипельно-белые, накрахмаленные,  волосы у  всех заправлены под колпачок, ногти коротко острижены, без лака. И Боже упаси, кто не соответствовал этому на экзаменах или зачетах. Зав практикой допоздна находилась в училище, знала все, что случалось и не случалось. Её требовательность к себе, к педагогам и студентам нравилась Надежде. Здесь было чему поучиться. Да,  у многих можно было поучиться доброму отношению, пониманию, пока вначале девяностых большая часть коллектива, уехала за границу.
Как-то вечером,  Надежда Николаевна уже собиралась  уходить домой, Раиса  Исааковна в срочном порядке попросила её принять экзамен у одной студентки. Уже никого из преподавателей в училище не было, Надежда  согласилась. С ученицей прошли в пустой класс. Было  заметно, что девочка  сильно переживает и боится.
«Ты готовилась? Сможешь отвечать?» - спросила  Надежда Николаевна.
«Да» - тихо ответила студентка.
« Тогда бери билет и готовься, как будешь готова, скажи».
На подготовку по билету потребовалось пятнадцать минут.
«Я слушаю»- сказала экзаменатор.
 Девочка начала, явно сильно волнуясь, запинаясь, отвечать.
« Не надо волноваться, отвечай, что знаешь.  Я внимательно слушаю…".
Отвечала студентка хорошо, ошиблась лишь в вопросе симптомов холецистита.
«Молодец!» - похвалила преподавательница.
В зачетку поставила «хорошо». Ведомость по проведенному экзамену  Надежда Николаевна отдала  Раисе Исааковне, та поинтересовалась результатом.  Узнав, что студентка получила четверку, зав. практикой сделала недовольное лицо и сказала, что больше «трояка этой  ставить было не надо». Твердым голосом,  еще совсем молодой преподаватель ответила, что  по такому поводу к ней не нужно обращаться, что студентка получила  то, что заслужила. Раиса Исааковна вопросительно посмотрела  на Надежду  и улыбнулась. После этого случая к ней по таким вопросам больше не обращались.


Рецензии