На первом этапе полезна...

Твардовский делал в редакции всё, что положено рядовому журналисту. Правил заметки, дежурил по номеру, был на рассвете «свежей головой». Так назывался выспавшийся работник, читающий первый пробный экземпляр номера газеты. Потом писал он то, что было сегодня нужно – передовую так передовую, очерк так очерк, стихи так стихи. Евгений Долматовский. // Работа в газете была неоценима тем, что приучила писать конкретно и сжато. Она дисциплинировала перо. Будь любезен уложись в двести строк, и чтобы написанное было одинаково доступно профессору и дворнику. Не скажу, что уже в молодые годы осознал всё это. В газету привели не высокие литературные соображения, а обыкновенная житейская нужда. По правде говоря, года через два-три стал тяготиться этой подёнщиной. Всё мечтал отдаться только литературе. Лишь спустя годы понял, что журналистская работа дала мне возможность профессионально встать на ноги. Константин Паустовский. // Эта завидная лёгкость работы досталась Куприну нелегко. Перед тем как добиться её, он прошёл многотрудную школу газетной подёнщины. Корней Чуковский. // Перо сохи легче. Русская пословица. // Антон Чехов, Леонид Андреев, Максим Горький, Леонид Леонов в молодые годы работали в газете. Из репортёров и журналистов вышли в писатели Чарльз Диккенс, Марк Твен, Эрнест Хемингуэй, Эмиль Золя. Творческий путь Михаила Пришвина начался с журналистики. // Я ходил газетчиком по всяким дорогам. Булат Окуджава. // Чтобы поддержать существование, служил репортёром и фельетонистом и возненавидел эти звания. По ночам сочинял весёлые фельетоны, которые мне самому казались не смешнее зубной боли. Михаил Булгаков. // Журналистика на первом этапе полезна для писателя: развивает перо, заставляет писать быстро и много. Владимир Новиков. // На журналиста срочность действует возбуждающе. Он пишет хуже, если у него есть время. Карл Краус. // Американским писателям, из которых многие в тот или иной период были репортёрами, пошло на пользу, что в своей газетной работе они пользовались более лаконичным, нервным и выразительным языком, чем это принято у нас. Ведь газета, особенно дешёвая, обогащает опытом, которым писатели не вправе пренебрегать. Это – сырьё прямо с живодёрни, и глупы мы будем, если вздумаем воротить от него нос; мол, пахнет кровью и потом. Но стилистически пресса того или иного периода очень однородна; похоже, словно всю её пишет один человек; она безлика. Сомерсет Моэм. // Убери дату, и ты не отличишь сегодняшнюю газету от вчерашней. Маршалл Маклюэн. // Я по пальцам могу перечислить журналистов, которых узнаю по их языку. Илья Эренбург. // Нигде так бережно не коллекционируют языковые штампы, как в наших газетах. Виктор Авдеев.


Рецензии