Размышления

 

   Отрывок № 7(18)
              из
  восточной повести

      ЭЛЬМИРА

С  высот  прожитых  лет
И  знаний  прошлых - новых,
Скажу,  что  в  Мире  злобней  нет
Существ  по  признакам  белковых,
Под  именем  библейским  «человек».
Особенно  все  те  приматы,                1)
Которые  так  одурачены  когда-то
И  в  одночасье,  и  потом  как  будто  бы
Они  превыше  всех  и  исключительны.
А  корни  их  идут  то  ли  от  Бога,
То  ли  от  близкого  народа
К  Его  стопам…  Ни  Боже мой                2)
На  самом  деле:  им  так  от  рода
Из  века  в  век  шептали  близкие,
Что  управлять  иными  им  дано
По  праву  сильного  на  веки  вечные.
А  коли  всмотришься – плывёт  оно…
Особенно,  когда  потоки  встречные.
Итак,  два  вида*, якобы, на  всей  Земле:
Один – от  Бога, в  котором  благодать
И  совесть;  второй –  от  древнего  примата.
Таков  расклад  всех  мнений. Но  и  ныне
Люди  рождаются  по  Библии  в  грехе,
А  от  примата –  кто  захочет  ведать?
Но  в  к`ои-то  веки  не  лилась  кровь,
И  жертв  не  знали?!  Люди  живут  однако
И  по  наитию,  и  интересам, и  редко  где
Сведущий  человек  сверяет  личный  зов
С  божественным  началом. И  наш  Айткул –
Тому  пример,  где  н`е  с  чего  и   выбирать…
Но  есть  и  наши  люди,  чтобы  знать.               
     *                *                *   
А  между  тем  уж  вдалеке
Эльмира  у  костра  сидела,
И, глядя  на  ночь,  сама  себе
Напомнила  и  рассудила.
Она  смеялась  нервно  от  души,
Поняв  весь  замысел  Айткула.
Сменив  патроны  револьвера,
Продолжила  его  игру  сполна,
Как  тот  ловец  на  зверя, кто в  тиши
Капкан  поставил  вдоль  тропы.
И  вот  он, зверь, идёт  ему  навстречу.
Ловец  попятился  назад,  и… рок  судьбы:
Зубастый  зёв  капкана  и  зверя  пасть
Сыграли  злую  шутку.  Здесь  замечу:
Эльмира  всё  же  сберегла  Айткула
И  не  дала  ему  намеренно  пропасть
В  отличие  от  многих.  Она  на  то,
Как  знаем  мы,  и  не  имела  права.
Хотя  по  логике   ведущейся  войны
Сумела  бы   с  желаньем отомстить.
Но  списки  лиц  айткулова  подполья
Была  обязана  найти. Поэтому  джайлоо
К  ней  шло  навстречу,  если  говорить
Метафорично.  И  не  было  бы  дела…
И  вспомнила, как  в  том  краю,
Где  зверствовал  зловредный  Кадырбек,
И  как  витийствовал  Айткул.  Свою,
Столь  горькую,  судьбу  вовек
Не  пожелала  бы  врагу  однажды. 
               
И  вот  пред  ней  явился  человек,
Сам  по  себе  представился.  И  тут  же
Выложил  два  револьвера: « Стрелец»                3)    
Шестимиллиметровый  и  семизарядный.
К  нему  патроны  разные,  то  есть  боевые,
Что  с  пулями,  и  эти,— он  указал  на  те,
В  которых  был  приплюснутый  конец, —
Крест-накрест – поперёк,  то  бишь  пустые.
Запомни  их!  Они  нужны  в  судьбе,
Когда  пугнуть  кого,  иль  заурядный
Случай,  но  без  крови,  прямые
Угрозы  жизни  станут  надвигаться…
При  случае  ты  Бога  не  гневи:
Дай  человеку  шанс.  И  сбереги
Свою  же  жизнь,  чтоб  не  терзаться,
Когда  остынешь,  отойдёшь  от  гнева
И  холодно  осмыслишь  до  предела.
Ну,  что  же,  выбирай – какой  тебе  по  нраву.
Патроны  разные,  учти:  три  холостых  вначале,
Но  боевых –  четыре.  Условия –  по  праву,
Как  мы  усвоили,  дабы  сумела
И  вовремя:  вот  так…— он  показал  сначала
Куда  и  как  патроны  заряжать,
Как  целиться  и  как  в  противника  стрелять,—
А  вот,  когда  с  Айткулом  будешь  там,—
Он  указал  на  юг  страны  небесной, —
И  будете  ходить  друг  другу  по  пятам,
Он  пригодится  даже  для  Айткула:
Второй  достанется  ему.  Его  словам
Поверить  трудно.  До  самого  аула
Он  будет  говорить  прекрасно…
Не  выдавай  себя,  что  знаешь  всё:
Твоя  игра  должна  быть  не  напрасна.
А  револьвер  храни  ты  только  там,
Где  женщина  сумеет  сохранить
Простые  вещи,  но  вмиг  и  выхватить,
Когда  заставит  случай  властно
Себя  от  смерти  защитить.               

— Я  видела  и  слышала  Вас  у  Айткула.
Так  кто  Вы  будете? — вкрадчиво  спросила
Эльмира  благодарная  седого  старика.
— Я  был  при  нём.  Худая  слава
Застала  и  меня,  чтоб  защитить  от  Бека
Его,  себя  для  очень  важных  дел…
Бетеке-чал  я.  В  прошлом  был  беркутчик,
А  ныне  вольный.  В  том  моя  судьба.
А  вольному  и  слава  не  нужна.
На  время  был  Айткулу  я  попутчик,
Но  оружейных  дел –  достойный  ученик.
С  твоим  отцом  дружили  мы  когда-то.
И  эта  память  подвигла  и  меня
Помочь  тебе – как  кровная  расплата.
Запомни,  что  Айткул – зловредный  человек,
Хитёр,  как  лис, и  думает:  на  то
Имеет  право.  Так  в  голове  его…
Не  пожалел  он  в  обстоятельствах  и  брата –
При  разделе  общего  и  кровного  скота…
Что  там  в  горах.— Задумался  на  миг: — О  да!..
К  тому  же  и  отца  тишком из  глаз  убрали.
Им  и  страну  продать,  как  сплюнуть,  без  труда!
Таков  у  нас  с  тобою  враг:  смотри,  Эльмира…
Итак, должна  ты  переиграть  его.
Веди  себя  как  прежде  и  говори  своё –
Как  будто  ты  наивная  простушка.
Но  по  лезвию  ножа  не  ходит  и  пастушка…               

Эльмира  помнила  его  слова.
И  в  том  пути  она  хранила
Заветы  мудреца.  Не  раз  сжимала
В  руке  своей  укромное  оружие.
К  ногам  бросала  и  своё.
Поэтому  смеялась.  Голова
Её  клонилась  медленно  ко  сну.
Но  вспомнила  о  тех  бумагах,
Которые  в  той  юрте,  где  была –
Взяла  на  всякий  случай
В  поисках  секретных  списков
Айткуловых  ячеек.  А  на  листах
Она  прочла  на  латинице  бегло
«Как  возродить  страну?»  и  что-то…
То  ли  послание,  то  ли… в  руках
Бумаги  сжались  и  она  заснула.

А  конь  при  ней  пощипывал  траву,
И  птица  рядом  звучно  хохотала,
И  мягко  ластилась  небесная  луна.
И  крепко-накрепко  уже  Эльмира  спала.
Намучилась  за  эти  дни.  Отраву
Духовную  отведала  сполна:
Всё  кончилось!  И  слава  Богу…
Но  вдруг  во  сне  увидела  она
Как  мчится  к  ней  упрямая  Фатима.
И  уж  кричит  ей,  но  ключевую  фразу
Она  запомнила: « Я помогу…»                (152)

Примечания: 1) «… те приматы» –  отряд  высших  млекопитающих – люди,  обезьяны  и  полуобезьяны. 2) « ни  Боже  мой» – здесь  как  отрицание, подчёркнутое возражение. 3) « стрелец…» – укороченный и лёгкий  револьвер российского  производства( начало XX  века).*) Есть третья версия - инопланетная, которая родилась в головах уфологов; к их счастью на Земле немало артефактов, которые свидетельствуют об этом, но древние люди их обожествляли и наделяли сверхъестественными способностями, что характерно для богов, то есть этот вид человечества хорошо согласуется с первым, поэтому в него и входит.
                Предыдущие  отрывки  смотрите в их перечне под рубрикой  «Эльмира».
                152/09
                Вчерне –  1968 г., г. Фрунзе
                Набело –  1992 г.


Рецензии
Прочитала отрывок №7 из Эльмиры.история очень интересна и содержательна.Спасибо.Иванова

Раиса Иванова Людмила Щеглова   29.01.2019 12:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.