Рекомендации родителям и школьным учителям

Из курса обучения для учителей воскресных школ Церкви Иисуса Христа святых последних дней и из моего личного опыта многодетной мамы.

Дети младшего школьного возраста и подростки зачастую испытывают сложности в трех основных областях
1. Общение со взрослыми
2. Социальное взаимодействие со сверстниками
3. Поведение в общественных местах и дома

Это проявляется в том, что дети:

Смеются или плачут без явных причин
Буквально воспринимают сказанное
Не понимают принятых в обществе иносказаний или намеков
С трудом следуют многошаговым инструкциям
Сложно переносят перемены и предпочитают привычный уклад
Очень уязвимы для нагрузки на органы чувств – яркий свет, темнота, резкие звуки.
Легко расстраиваются из-за шума, толпы, слишком большого потока событий или прикосновения
Охотно воспроизводят новые слова и фразы, услышанные случайно, в новом контексте.
Иногда повторяют слова или фразы, не связанные с происходящим
Слабо реагируют на просьбы
Совершают монотонные игровые действия (например, катают карандаш по столу взад-вперед)
Любят вращение объектов или их сверкание
Имеют ярко выраженную привязанность к отдельным предметам
Проявляют интерес к узким темам (например, поездам, кинофильмам, динозаврам или животным) и не интересуются другими явлениями жизни
Проявляют чрезмерную физическую активность или её недостаток
Предпочитают одиночество или общение с ограниченным кругом людей
Затрудняются в выражении своих чувств и потребностей
Испытывают смущение или страх перед незнакомыми или малознакомыми людьми
Некоторые дети испытывают сложности в том, чтобы смотреть собеседнику в глаза или использовать невербальные средства общения
Не ощущают реальной опасности, но испытывают страх перед неизвестностью или придуманной опасностью
Испытывают страх перед возможным осуждением окружающих
Ведут себя агрессивно или, наоборот, выбирают модель поведения жертвы. Иногда эти две модели поведения используются одним ребенком в разных ситуациях или с разными людьми.
Не различают полутонов и используют только яркие цвета или, наоборот, только темные и приглушенные оттенки (это очень тревожный симптом)
Не любят делать то, что у них не получается
Не любят делать что-то новое
Испытывают дискомфорт от проявляемого к ним интереса со стороны посторонних людей
Испытывают желание быть самостоятельными в распоряжении своим временем
Испытывают желание в равноправном общении с родителями и другими знакомыми людьми
Предпочитают виртуальное общение
Стремятся к получению признания своих явных или мнимых достоинств.
Не любят проигрывать и боятся поражений.



Чем можно помочь ребенку

• Общайтесь только в спокойной и дружественной манере.
• Хвалите ребенка всегда, когда он делает что-то хорошее.
• Всегда выполняйте свои обещания. Лучше не обещать ребенку, если есть вероятность не исполнения обещанного.
• Не позволяйте детям дразнить или оскорблять друг друга ни по какому поводу.
• Устраивайте эмоциональные разгрузки, когда ребенок ощущает перегрузку, с помощью смены занятий – если ребенок играл долго (более 1 часа) с другими детьми, с ребенком нужно выйти немного погулять, сходить в магазин за покупками для других членов семьи, помочь ребенку сложить вещи или заняться вместе с ребенком приготовлением еды. Если ребенок устал от приготовления домашнего задания, то поиграть с ним в физически активную игру, но без шума и криков. В качестве разминки могут быть полезны такие игры, как «море волнуется раз» или «в зоопарке жили звери» (как ходит пингвин, как прыгает зайчик, как потягивается кошка и т.д.) С подростком можно поиграть в Твистер или Фингер Твистер. Разминка должна быть достаточно краткой по времени, когда ребенок еще просит продолжить игру. В этом случае надо ему дать четкое указание на то, что это будет еще только один кон или одна минута. И неукоснительно выполнить это условие.
• Когда ребенок занимается уроками или любимыми занятиями «для души» (рисование, музицирование…) в помещении должно быть тихо и мало отвлекающих факторов.
• Все указания должны быть краткими и простыми.
• Для привлечения внимания ребенка в неформальной обстановке нужно опуститься на корточки или на колени, чтобы оказаться с ним на одном уровне.
• Обращайтесь к нему по имени.
• Установите четкий порядок и ход занятия, чтобы ребенок не испытывал беспокойства и чувствовал себя более комфортно.
• Все занятия должны проходить по устоявшейся схеме.
• Когда предстоит какое-то сложное занятие, составьте заранее его план в виде картинок или схем. Например, нарисуйте вместе с ребенком отдельные рисунки. Рисунки должны быть очень простыми и понятными. Не спешите выполнить все рисунки сразу. Пусть это займет несколько дней, но ребенок не должен устать от рисования. Когда все рисунки будут готовы, можно будет провести запланированное сложное занятие. По мере продвижения по плану показывайте на соответствующее изображение.
• Обучая, используйте картинки, предметы, фотоснимки и видеосюжеты.
• Дети вряд ли отступятся, пока не получат ответ, который их устроит, поэтому нужно тактично давать ребенку ответы. Категоричное «нет» может привести к взрыву эмоций. Если нет возможности удовлетворить детское любопытство или желание, нужно создать компромисс. Например, нельзя ребенку говорить, что он не пойдет сегодня гулять, потому что на улице плохая погода. Нужно сказать, что «посмотри, какая ужасная погода сегодня, ты пойдешь гулять, как только стихнет ветер, закончится дождь и т.д.» Или нельзя говорить, что я не могу тебе купить что-либо, потому что у нас нет денег. Нужно сказать, что сейчас у нас временные трудности и я тебе куплю эту вещь, как только мы сможем себе это позволить.
• Будьте гибкими; ваш план должен быть таким, чтобы его можно было подстроить под нужды ребенка.
• Чаще давайте ребёнку возможность делать то, что ему хорошо удается.
• Выбирайте подходящие мероприятия, включающие в себя общение с другими людьми.
• Помогайте заводить друзей.
• Помогайте учиться ждать своей очереди в игре.
• Помогайте понять, что нужно делать не только то, что нравится, но и то, что нужно.
• Регулярно напоминайте четкие и простые правила, которые способен соблюдать ребенок.
• Когда ребенок ведет себя неподобающим образом, повторите правило. Затем займите его участием в другом занятии.
• Игнорируйте незначительные проступки и постоянно хвалите за надлежащее поведение и успехи.
• Позаботьтесь о частом общении и занятости ребенка.
• Не ожидайте слишком многого слишком скоро. Терпение, настойчивость и забота в конечном итоге приведут к успеху.
• Не отчаивайтесь, если ребенок демонстрирует агрессивное поведение. Вы должны постараться переключить его внимание на что-то, что сможет его действительно заинтересовать.
• Если ребенок хочет сидеть и наблюдать, не принимая участия в какой-нибудь работе, когда Вам кажется, что он это может и должен сделать сам, не выполняйте за него его работу, даже если Вы очень спешите.
• Показывайте ребенку свои реальные эмоции, когда Вы огорчены или радуетесь. Не изображайте перед ребенком плохой театр одного актера.
• Не обижайтесь на ребенка и не наказывайте его своим пренебрежением или невниманием. Ребенок должен всегда чувствовать Вашу любовь. Это не значит, что с ребенком надо сюсюкать. С ребенком надо разговаривать, как со взрослым человеком, которого Вы любите.
• Детям требуется эмоциональная разгрузка в виде слез и даже громкого плача. Это не значит, что его надо провоцировать на подобное поведение. Но нужно давать ребенку выплакаться с помощью сентиментальных сказок, фильмов, историй, в которых кому-то очень хорошему и симпатичному очень плохо. («Бэмби» и т.п.) Нужно смотреть эти истории вместе с ребенком и в самые страшные или грустные моменты обнимать ребенка, чтобы он чувствовал свою защищенность. Если Вас прошибает слеза в такие моменты, не стесняйтесь перед ребенком своих слез. Расскажите ребенку, почему Вам стало грустно или страшно.
• Эмоциональную разгрузку нужно обеспечивать ребенку не менее, чем за два часа до сна.
• Чаще обнимайте своего ребенка.
• Учите ребенка навыкам доброжелательности.
• Давайте ребенку возможность заботиться о Вас и о других людях.
• Учите ребенка делать подарки другим людям и получать от этого удовольствие. Для этого создавайте специальные ситуации.
• Давайте ребенку возможность заботиться о животных и растениях. Пусть у ребенка будет свое растение дома и какое-нибудь животное. В крайнем случае, пусть это будет кормушка для диких птиц. Напоминайте ребенку о необходимости ежедневно насыпать в кормушку крошки или зерна. Сделайте это приятным ритуалом.
• Учите ребенка не сожалеть об упущенных возможностях или утерянных вещах, но это не значит, что ребенка нужно учить быть разгильдяем.  Не надо плакать из-за того, что что-то испортилось или потерялось. Нужно поискать потерянное и постараться найти. Нужно постараться исправить поломанное. Ребенок должен научиться понимать, что каждая испорченная или потерянная вещь означает потерю. Т.е. из-за того, что что-то было потеряно, стало невозможно приобрести что-то новое, т.к. теперь придется снова приобретать то, что уже было. Т.е. потеря – это утрата новых впечатлений, новых возможностей, новых удовольствий. Значит, надо научиться быть аккуратным и внимательным.
• Учите ребенка нормам поведения, соответствующим окружению, но при этом учите никогда «не опускать планку». Условно говоря, если ребенок уже знает, что надо мыть руки перед едой и умеет пользоваться при еде ножом и вилкой, он в любом обществе должен мыть перед едой руки и пользоваться при еде ножом и вилкой.
• Учите ребенка нормам и правилам гигиены. Подростки младшего возраста зачастую пренебрегают полученными навыками гигиены. Нужно мягко напоминать им эти нормы и о необходимости их соблюдения для здоровья.
• Помогайте ребенку «быть хорошим».
• Знайте, что вас ждут хорошие и плохие дни, которые наступят внезапно. Хороший день вовсе не означает, что больше проблем не возникнет, а плохой – что все потеряно.


Рецензии
Здравствуйте, Ирина.
Так и хочется Вам сказать: "Взрослые - не святые! Так же, как и дети")))
И выполнить Ваши рекомендации не представляется мне возможным.
Как перечень рекомендаций - да, как руководство к действию - увольте!

Радостных и вдохновляющих событий.
С уважением,

Марьяна Акимова   18.01.2019 19:32     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за Ваше мнение.
Это рекомендации, которые предлагает к исполнению одна из церковных организаций, что я и обозначила в начале. Мне представляется интересным их взгляд на процесс воспитания детей. Многие из этих советов я использовала. Не все! Во всех необходимости не было. Но значительная их часть мне помогла в работе. Поэтому я и решила опубликовать это.
Надеюсь, кому-нибудь поможет.

Всего Вам наилучшего!
с уважением, Ирина.

Ирина Валерьевна Шеина   19.01.2019 15:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.