Некрасов Николай Алексеевич

Родился классик русской литературы, поэт, писатель и публицист 10 декабря 1821 года в Немирове Винницкого уезда Подольской губернии в дворянской семье. Отец - поручик, зажиточный помещик, деспотичный самодур. Мать - Елена Андреевна Закревская; вышла замуж вопреки воли родителей.

Детство Некрасова проходило в родовом имении Грешнево Ярославской губернии в огромной семье - 13 братьев и сестёр!

Суровый отец отправил сына  после гимназии в дворянский полк Санкт-Петербурга. Однако Николай поступил вольным слушателем в Петербургский университет. Терпел нужду, ибо отец отказывал ему в материальной поддержке.

Чтобы выжить, давал уроки, сочинял водевили, сказки в стихах. "Господи, сколько я работал!"

В 1840г. издал книжку стихов "Мечты и звуки", очень подражательную и несовершенную; по совету Жуковского подписал её инициалами Н.Н. Впоследствии книга стала библиографической редкостью, поскольку почти весь тираж Некрасов уничтожил...

Неудача подталкивает Некрасова к написанию прозы, юмору в стихах. Он активно занимается издательской деятельностью. В частности, в его "Петербургском сборнике" 1846г. дебютировали: Григорович, Достоевский, печатались И.Тургенев, Герцен, А.Майков.

В январе 1847г. Некрасов вместе с писателем Иваном Панаевым взял в аренду "Современник", основанный ещё Пушкиным. Некрасов открывает новые имена и развивает славу Тургенева, Гончарова, Герцена, Огарёва, Григоровича.  Публикует Островского, Салтыкова-Щедрина, Успенского, Чернышевского, Добролюбова.

В "Современнике" дебютируют Достоевский и Лев Толстой.

Из-за свободолюбивых тенденций в 1866г. журнал закрыли.  Некрасов арендует "Отеческие записки", делая их органом революционного народничества.

Пытаясь сохранить "Современник", Некрасов пишет хвалебную оду генералу Муравьёву-Виленскому, жестокому "усмирителю" Польши, подавителю революционных настроений в Петербурге.  От Некрасова отвернулись вчерашние поклонники, проклинали его, рвали его портреты в клочья.

В начале 1875г. врачи обнаружили у Некрасова рак кишечника. Два года длилась агония; операция не помогла.

Весть о смертельной болезни вернула ему популярность. Приходят многочисленный письма, телеграммы с сочувствием и поддержкой.

Некрасов в это время пишет пронзительные "Последние песни", искренние и проникновенные.

Умер Николай Алексеевич 27 декабря 1877г. в 8 часов вечера. Похоронен на Новодевичьем кладбище Петербурга. Провожали поэта несколько тысяч человек, в основном молодёжь.

В истории литературы останется прежде всего поэмами "Кому на Руси жить хорошо", "Мороз, Красный нос", "Русские женщины", стихотворениями "Дедушка Мазай и зайцы", "Железная дорога".

Личная жизнь Некрасова складывалась неоднозначно. Он влюбился в жену своего приятеля писателя Ивана Панаева - Авдотью, одну из самых красивых женщин Петербурга. Панаева поначалу отвергла ухаживания Некрасова, и он  едва не покончил с собой.

Впоследствии она ответила Николаю взаимностью, чему немало поспособствовал её муж, кутила и сердцеед.  И дальше происходило невероятное: эти трое на протяжении 16 лет живут под одной крышей, до самой смерти И.Панаева!

Но зато появился замечательный "Панаевский цикл" стихотворений, и написались несколько совместных романов Некрасова и Панаевой.

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед — в это темное море —
Без обычного страха гляжу…

      * * *
Давно — отвергнутый тобою,
Я шел по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступил —
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней — любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда.
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Теперь — один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И та же мысль приходит снова —
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою…

ПРОЩАНЬЕ

Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом «прости».
Но даже плакать нету силы.
Пиши — прошу я одного…
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы —
С могилы сердца моего!

Был у Некрасова и счастливый пятилетний роман с французской актрисой Селиной Лефрен в 1864-1869гг.

Позже Некрасов влюбляется в Фёклу Анисимовну Викторову, деревенскую девушку 23-х лет; самому Николаю на то время было почти 48 лет.  Дворянин Некрасов переименовал простецкое имя её -  в Зинаиду Николаевну .  Обвенчались влюблённые незадолго до кончины поэта.

ЗИНЕ
Ты еще на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру — моя померкнет слава,
Не дивись — и не тужи о ней!

Знай, дитя: ей долгим, ярким светом
Не гореть на имени моем:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.

Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет…

Материальное положение своё Некрасов приумножал игрой в карты, страсть к которой ему передалась по наследству.  Но если дед его Яков Иванович спустил состояние достаточно быстро, то Николай выработал определённую систему: играл в Английском клубе в кругу состоятельных людей, играющих несколько рассеянно и ради удовольствия. А Некрасов играл умно и сосредоточенно, и выигрывал много. Один только министр финансов Абаз проиграл ему более миллиона франков!

Многие современники обвиняли Некрасова в двуличности: пишет он об угнетённом народе, но живёт в роскоши; да ещё якобы присваивает чужие имения своих друзей. Перепродаёт рукопись "Записок охотника" за 2500 рублей, а купил у  Тургенева за 1000. Таким же образом перепродавал рукописи Гоголя, Успенского.

Николай Некрасов и сам сокрушался  двойственности своей натуры. Но талант его несомненен, и причислен писатель и  поэт к Золотому веку литературы русской"...

Не хотелось бы заканчивать на грустной ноте. Приведу мудрое философское откровение великого поэта в стихотворении "В больнице" - словно бы завещание собратьям по перу (отрывок):

Братья-писатели! в нашей судьбе
Что-то лежит роковое:
Если бы все мы, не веря себе,
Выбрали дело другое -
Не было б , точно, согласен и я,
Жалких писак и педантов -
Только бы не было также, друзья,
Скоттов, Шекспиров и Дантов!
Чтоб одного возвеличить, борьба
Тысячи слабых уносит -
Даром ничто не даётся: судьба
Жертв искупительных просит.


Рецензии