Руслан Дзкуя, обзор осеннего тура 2018

Пояснения к выбору.

Прежде всего, мне бы хотелось сказать, что литературные конкурсы, несмотря на всю их очевидную условность, – штука полезная. Да, стихи пишутся без всякой цели, во всяком случае, уж точно не для того, чтобы получить типографски отпечатанную бумагу, именуемую диплом. Но если есть какое-то свидетельство, что написанное было услышано – всё-таки это немного облегчает жизнь автору.

Я думаю, что победителями любого конкурса следует считать всех, кто попал в лонг-лист. Когда нужно назвать победителя или определить призеров, неминуемы пристрастия или случайности. Но если все принимающие редакторы сошлись на том, что вот эти стихи хороши, значит, с большой долей вероятности, так оно и есть. А уж кто самый-самый…  Как говорил мой дед, выпускник духовной семинарии, «кому нравится поп, кому попадья, а кому попова дочка»…

В общем, я поздравляю  всех участников, а особенно тех, кто, на мой взгляд, выступил наиболее удачно. И, замечу, что выделить их, наиболее удачливых, было трудно. Не знаю, что тому виной. Может быть, отборочная комиссия так тщательно просеяла присланные работы, что оставила только достойные. Тогда спасибо комиссии. А, может быть, в этом году в России случился урожай хороших стихов, и все они волей обстоятельств оказались участниками нынешнего конкурса. Как бы то ни было, я просто получил удовольствие от чтения.

Теперь несколько слов о принципах отбора, то есть о моих пристрастиях (если уж называть вещи своими именами). 

Я исхожу из того, что поэзия, как любой род искусства, есть форма познания мира. Поэт своим, особым образом отвечает на сигналы, посылаемые ему этим миром, и этим он интересен.  Разумеется, если я вижу, что человек всего лишь стремится произвести впечатление (а у меня достаточно опыта, чтобы это разглядеть), я прохожу мимо.

Трудно удержаться и не добавить к этому что-то вроде «мир меняется». Но ведь это действительно так. Нужен новый взгляд, новый язык, и не потому что так полагается, а просто невозможна поэзия, не слышащая улицу за окном, не знающая, как научить её кричать и разговаривать.

В этом отношении большое впечатление на меня произвели произведения «тут бывшая недавно заходила» (Егор Лемек http://www.stihi.ru/2018/02/25/8096 - ссылки восстановлены при публикации), «Тупик» (Юлия Рахманинова http://stihi.ru/2015/10/13/2749),  «dona Magi» (Plahov http://www.stihi.ru/2017/03/11/11387), отличающиеся современным, да, именно современным языком. Сопряжение смыслов рождает в них новые смыслы, и это такая добавленная стоимость, которая, может быть, ценнее всего.
Восприимчивость к искусству как таковому, на мой взгляд, проявляется в том, что круг идей и образов какого-либо автора становится важной составляющей твоего собственного художественного мышления. Тогда в стихах появляются реминисценции, аллюзии, ассоциации, придающие произведению больший объем. Спасибо «тут бывшая недавно заходила» и "дом на пропажу" (Бецко Анжела http://www.stihi.ru/2018/09/20/5587).
В противном случае речь идет просто о демонстрации начитанности. Конечно, это очень мило, если автор читал Ахматову или Бодлера, но все-таки этого мало, чтобы именоваться поэтом.
Превыше всего я ценю в стихах свободу. То есть смелость сопоставлять явления из разных миров, как бы они ни казались чужими друг другу. И, конечно, умение разделять, если угодно, разламывать то, что привычно кажется нам единым, схожим. Авторы произведений «тут бывшая недавно заходила», «Полдень», «Тупик», «dona Magi» – вам моё особое почтение.
И вот что ещё я хотел бы отметить. Стихи – это удивительное сочетание звука, ритма и смысла. Автор, умеющий пользоваться этим богатством, владеет ремеслом, что само по себе заслуживает уважения. Но лишь те редкие образцы, когда восхищение стихом отключает в тебе способность к спокойному анализу, и относятся к сфере поэзии. Я очень рад, что в прочитанных мною стихотворениях встретились именно такие образцы.
Составляя свой собственный шорт-лист, я решил сформировать его по формуле 7 + 2. То есть 7 стихотворений кажутся мне бесспорно достойными права быть выделенными. Но ещё два мне также хотелось бы отметить. И если кто-то из других членов жюри посчитает их заслуживающими внимания, то пусть учтут и мои полголоса.   
Безусловный, в моём представлении, лидер – стихотворение «тут бывшая недавно заходила». Оно замечательно свободой и естественностью.

Егор Лемек "тут бывшая недавно заходила"
http://www.stihi.ru/2018/02/25/8096

тут бывшая недавно заходила
сказала фи-фи-фи какая пыль
а я тотчас наушники надел
и плейер во весь дух включил
чтоб этой речью недостойной
не осквернился скорбный слух.
как объяснить непосвященной
что пыль лежащая – священна?
и все есть пыль помимо пыли?
когда космическая сила
в одной давильне все месила
не в глину в пыль она месила
потом швыряла на планету
и мы из пыли собирались
в мельчайших тварей
усложнялись
так получился человек.
и только так а не иначе
как Моисей всем напророчил
я сам когда в Монголии служил
увидел технологию воочию
всего вокруг: там женщины ваяли
из пыли все: мужей детей верблюдов
и мы монгольской пылью покрываясь
от пяток и до розовых ушей
другими становились абсолютно
и поняли наверное тогда –
мы рождены чтоб сказку сделать пылью
попробуй это бывшей объяснить
бездонно наше недопониманье
она порхала с тряпкой по квартире
нелепая как пьяный хипстер в храме
сдирала пошлой тряпкой пыль с комода
как будто кожу нежную сдирала
с него и он кровоточил

Настаиваю, здесь нет шарад: вот это из Ахматовой, это Кочетков, тут автор намекает, что знаком с Библией, ритмическое своеобразие отсылает к Арсению Тарковскому и т.д. Трактовать так стихи было бы несправедливо, потому что автор явно не задается целью сообщить нам о своих познаниях. В стихах есть то, чего мне не хватает в современном русском искусстве – умение передавать сильные чувства. Автор может острить, стебаться (как это сейчас говорят), но ему больно, и я это вижу.

Стихотворение «Полдень» показалось мне примечательным тем, что создаёт очень выразительные визуальные образы.

Юлия Долгановских "Полдень"
http://www.stihi.ru/2018/03/01/7404

Здесь каждый встречает полдень, стоя в дверях —
солнце скользит, как по льду, от порога к порогу.
Люди щурятся, запирают наглухо двери — благодаря
столь дерзкому способу люди попробовали

обмануть бег времени. Получилось. В этом селе
все бодры и румяны — мужчинам всегда по сорок,
женщинам — по тридцать пять бесконечных лет,
ночь тиха и длинна, словно смерть, день проворен и короток.

Если стойкое "здесь" не смыкает глаз в задремавшем "сейчас",
если время становится жалким заложником места,
прорастает и зреет "однажды" — ядом сочась,
выжигает землю. Однажды садовник Темперс,

вырезая побеги омелы из яблоневых ветвей, —
и откуда нынче в наших краях птичье нашествие? —
позабыл о времени и у своих дверей
оказался минутой позже полудня. Шестеро

братьев Темперс дышали за шторой — и ни гугу!
Теряя перчатки и ножницы на бегу,
садовник стучит что есть силы в соседские двери.
Пастор шепчет в замочную скважину: — Сын мой, я верю...

Темперс плюёт на крыльцо, бежит напролом
через грядки святого отца, топчет клубнику.
Хлопает булочник дверью, шипит: — Поделом! —
прячет ключ. Портниха заходится в крике,

сапожник смеётся, аптекарь, сжав зубы, молчит,
учительша уши прикрыла ладонями белыми.
Садовник, седой как лунь, упал в наступившей ночи —
и умер. Наутро воскрес исполинским деревом.

Солнце встало в зените в положенный час,
заскользило привычным путём, зацепилось за ветки —
и уснуло. Всё погрузилось во тьму. При свечах
сельчане метались между трухлявыми вехами.

Двери хрипели, визжали и лаяли. Шло напрямик
освобождённое время, шатаясь спросонок.
В крайнем западном доме умер первый старик,
в крайнем восточном — родился последний ребёнок.

 Почему-то сразу Брейгель вспоминается. Может быть, автор и не предполагал такой ассоциации, но она не случайна и вызвана теми яркими и страшными картинами, которые предстают перед нами в стихотворении. Тут целая жизнь, и жизнь движущаяся, неостановимая.

«Так молчал Заратустра» - очень яркое (и тоже страшное) стихотворение-предчувствие.

Столетов "Так молчал Заратустра"
http://www.stihi.ru/2018/01/28/10167

Заратустра был нем.
(Это все навыдумывал Ницше,
Что он будто бы что-то о чем-то ему говорил.)

Зарабатывал тем он, что дырки просверливал в днище
Разных чаш и кастрюлек и воду таскал на пари.
Все же бог как-никак, а не просто какой-нибудь Будда.
Много всякого было в лохматой его голове.
В дверь не лез, сильно пах. И опять же вот - эта посуда...
И о нем часто думали: "Надо же! сверхчеловек!"

Пил порою тот бог так, что вне всяких мер и традиций.
Но потом оживал и опять походил на людей.
И, бывало, он думал: "Тебе б, Заратустра, помыться..."
Но текла его мысль по курчавой густой бороде,
Иногда по ногам, и опять забывал он о бане,
Тосковал по другим - по помытым и трезвым богам,
Все старательно двигал немыми от знаний губами
Да в Великую Бездну подолгу глядеть избегал.

Потому он и жил на сияющих горных вершинах,
Иногда лишь спускаясь в людской недостойный замут.
(Плакал Иммануил всё: "Ты, Фридрих, о нем не пиши нах, -
Добавлял поучающе. - Люди тебя не поймут".)

С точки зрения нетто, нельзя жить по принципам брутто.
И сквозь мудрость и свет приходило герою на ум -
По ту сторону зла и добра быть не так уж и круто,
Даже если ты бог или доктор весёлых наук.
Снег на склонах сверкает снежинками истин. И тускло
Сквозь застывшую мысль проступает слепящая мгла.
Целый день в нашем дне взглядом дырку сверлил Заратустра.
И Великая Бездна плескалась в отверстиях глаз.

Открываешь глаза, и теперь ни за что не закрыть их.
Если дергать за нитки, затянется туже клубок...

Заратустра был нем.
Это все навыдумывал Фридрих.
Тихо сердце его покидал умирающий Бог.

Современная история предстаёт тут какой-то растянутой агонией. На самом деле всё закончилось, но ещё длится, и никто об этом не знает, а те, кто знают, - молчат. Но даже если и говорят, то их всё равно никто не хочет слушать. А разве не так? Бог поругаем не бывает, но он может быть убит в человеческом сердце. Что мы и наблюдаем вокруг.

«Тупик»  – завораживающее стихотворение. Очень яркий метафоричный язык, выразительные образы. Отдельно скажу о прекрасном поэтическом слухе автора. Эти стихи вызвали у меня неожиданную для меня самого ассоциацию с Бальмонтом: «Я изысканность русской медлительной речи». Нет, не ритмом и даже не звуком, а каким-то общим строем, свободой в обращении со словом.

Юлия Рахманинова "Тупик"
http://stihi.ru/2015/10/13/2749

Вот и август: уже(ль) невозможно ничто изменить?
Белоглазые утра туманные пахнут рогожей,
Свежесмятой травой, боровыми, умытою кожей,
На запястье намотана красная колкая нить -

Что-то нынче суставы...Составы со сна встрепенясь,
Лязгнув в свет челюстями, опять погружаются в дрёму,
Лишь какая-то часть меня ходит по этому дому,
Говорит с тобой, слушает, спорит - какая-то часть.

Уходя понемногу в себя, как плотва в глубину,
Так и тянет вильнуть, чтоб уж: воля, валяй! - без возврата.
Но какая-то часть заставляет вернуться обратно,
На какую-то часть. Той, что вечно даёт слабину.

Здесь у нас в тупике - географий, времён и ж/д,
Так легко раздвоиться на тех, кто ушёл и обратно,
Кто остался на месте - на веки веков, вероятно,
Что не знаешь наверное - кто ты, в вечернем shade.

...шаркать шваброй, снимать помидоры, читать невпопад,
вспоминать о былом и, губу оттопырив по-детски,
перематывать, штопать, коснеть в желтоватое нэцкэ,
под уже неизбежный,сплошной, обложной листопад...

Это скука - вы скажете. Нет. Баловство или блажь.
Это псевдоуход, репетиция, если хотите
Это то, что выходит за грань как любой посетитель -
Выходящее за. Растворённый в пейзаже типаж.

Вот и август, ужаленный самой нещадной осой,
Потирает укус под рубахой в опрелой соломе.
Сын выходит вовне, вычитая из той меня "кроме",
Что и так только след, только оттиск на травах босой.

Я лишь часть от того, что уходит в туманную мглу
Вечеров этой осени, скорой, увы, на расправу.
Оставляю себя, ничего не оставив по праву,
Выхожу из угла, оставаясь всё в том же углу.

Если стихотворение «dona Magi» покажется кому-то нарочитым смешением времён и стилей, я ему сочувствую. Это тот случай, когда поэт в некой сердцевине, в той временной константе, откуда особенно хорошо видно течение лет и эпох. Мне очень по душе горький юмор автора. Младенец Путин в яслях – это вовсе не про политику, это про то, что у нас в голове.

Plahov "dona Magi"
http://www.stihi.ru/2017/03/11/11387
 
диоген переплыл байкал в омулевой бочке
но увидев огни иркутска пошел на север
он решил достигнуть евклидовой крайней точки
и обрушить сервер

только чуть обсох и опять ангара по грудь
у истоков лены в горах повстречал доцента
от него узнал где структуры АО "Росртуть"
строят дата-центр

вправо влево глянь всё графические полигоны
счёт-фактуры реальности выпуклы и слоисты
в кабинетах хрустальные сисадмины-дроны
терракотовые программисты

тешут гостя коленями и локтями
эвенкийские девы раскосые без прелюдий
телеса небес напластованными ломтями
подают на блюде

отрекись подношений ладана смирны злата
будь закрыта хламидой менада или монада
не ведись диоген не своди очей с циферблата
не ведись не надо

затуши фонарь отыщи ярангу из красной ртути
неприметный вход прореха в монтажной пене
тишина внутри и в яслях младенец путин
вот туда тебе диогене

Стихотворение «шёл дождь издалека ко мне» вроде бы  не назовёшь оригинальным по мысли. Скорее его можно назвать традиционным, вызывающим в памяти слышанное ранее. Но у него есть одно достоинство: удивительно нежная интонация, которая в моих глазах искупает всё прочее.

Куцевич Алексей "шёл дождь издалека ко мне"
http://www.stihi.ru/2017/09/01/9510

шёл дождь издалека ко мне
и постучался в дверь.
- кто там?
за дверью никого
лишь тихий скрип петель
раздался
молча дверь закрыл
а он уже вошёл
ко мне пришёл в квартиру дождь!
и стало хорошо
он не шумел был тих и мил
принёс с собой конфет
мы пили чай точней я пил
а он пожалуй нет
мы говорили обо всём
четыре дня подряд
и по квартире он ходил
и обнимал котят
и необычной красотой
наполнились цветы
и сны цветные снились нам
прекраснейшие сны!
но он ушёл
был нужен там
где не было меня
и я грустил потом о нём
наверно два-три дня
или грустил потом всю жизнь
а жил я много лет
потом я умер
стал дождём
и обошёл весь

Единственная моя претензия к стихотворению «дом на продажу» - примечание. Если читатель не услышит Цветаеву, то ему и специальное напоминание не поможет. Тут ведь всё просто: либо ты помнишь цветаевское определение жизни, либо тебе это ни чём не говорит. Тем более, что в самом стихотворении есть не менее значимые отсылы – и к русской литературе (подагрово-вишнёвый сад, шкап, сиротство), и к сказкам (горбатые невесты), что придаёт стихотворению дополнительный, трагический смысл.

Бецко Анжела "дом на пропажу"
http://www.stihi.ru/2018/09/20/5587

а дом никак не продаётся

в подагрово-вишнёвый сад               
врос
в полушаге от колодца       
в колодце 
звёзды невпопад
и всё никак не продаётся

кто удосужится купить
одноэтажное сиротство?
приют старух
что просят пить?

воды пригоршня
капля солнца
и жизни там где жить –
не место*
и бледным шлейфом
по весне      
при розовеющей
луне
бредут горбатые невесты

но дело даже
не в пейзаже
с подагрой
дело не в тоске
и сырости и сквозняке
а в том
что не осмыслить даже

что дом
никак… всё всё что кроме            
с трудом
трюмо
три венских стула
сидел
весь Ярославль и Тула
седел
почтенный книжный шкап               
старик
отдался за бесценок
без книг
и оголил простенок
ушёл
буфет с посудой домик               
для пчёл
и только дом никак

пустые
чёрные поля
кривые
палки-тополя
кому – родство
кому – уродство

а дом совсем не продаётся
как Родина
и как земля

Стихотворения «ни о чём» и «Находчивый пирожок» есть те самые + 2 к основному списку. Они тоже по-своему хороши. Стихи это же вообще такая штука «ни о чём». Просто иду по улице, просто думаю о чём-то, сам не знаю о чём. А всё вместе это вдруг вызывает ощущение счастья, которое и есть жизнь.

Мурашко Андрей "ни о чём"
http://www.stihi.ru/2016/09/18/5276

Идти домой из магазина,
нести горячий хлеб в руке,
другой – держать за руку сына,
быть с ним вдвоём в одном мирке.
Кусать поджаристую корку,
жевать, как в детстве, с полным ртом,
вдыхать родную жизнь задворок
и просто думать ни о чём.

Что касается «Находчивого пирожка», я бы хотел отметить смелость автора, который выставил на конкурс такое «полудетское» стихотворение. Нет, оно не для «Весёлых картинок», скорее ему подошёл бы «Ёж» или «Чиж», и я думаю, что риск автора заслуживает быть отмеченным. \

Дядя Игорь "Находчивый пирожок"
http://www.stihi.ru/2018/01/22/10831

Прогуляться на лужок
Вышел утром пирожок.

Солнце светит, ветерок -
Хорошо на улице!
Но бегут к нему щенок,
Кошка, гуси, курицы.

Пирожок подумал:
- Ой!
Лучше я пойду домой.
Спрячусь быстренько в буфет
И табличку напишу -

"ПИРОЖКОВ ЗДЕСЬ ДОБРЫХ НЕТ!
ОСТОРОЖНО! УКУШУ!"

Мой шорт.

30 Егор Лемек "тут бывшая недавно заходила"
http://www.stihi.ru/2018/02/25/8096

2 Юлия Долгановских "Полдень"
http://www.stihi.ru/2018/03/01/7404

12 Столетов "Так молчал Заратустра"
http://www.stihi.ru/2018/01/28/10167

34 Юлия Рахманинова "Тупик"
http://stihi.ru/2015/10/13/2749

31 Plahov "dona Magi"
http://www.stihi.ru/2017/03/11/11387
 
22 Куцевич Алексей "шёл дождь издалека ко мне"
http://www.stihi.ru/2017/09/01/9510

17 Бецко Анжела "дом на пропажу"
http://www.stihi.ru/2018/09/20/5587

5 Мурашко Андрей "ни о чём"
http://www.stihi.ru/2016/09/18/5276

10 Дядя Игорь "Находчивый пирожок"
http://www.stihi.ru/2018/01/22/10831

В заключение скажу о тех стихах, что не вошли в мой список. Я очень старался не быть пристрастным и выделять не только те стихи, что совпадают с моим настроением и нынешним восприятием мира. Пожалуй, я бы так сформулировал причину, по какой отказался от некоторых, явно неплохих стихов: я увидел в них некоторую искусственность, сделанность, отсутствие меры, отличающей истинное произведение. Если я ошибся (что вполне возможно) – прошу меня простить. Моё мнение – это всего лишь моё мнение, а не руководство к действию.
------------------------------------------

О нашем эксперте

Литератор. Родился в 1958 году в с. Джирхва (Абхазия). Закончил филологический факультет Калининского (теперь Тверского) государственного университета. Преподавал в школе, техникуме, университете, работал зав.литературной частью драматического театра. Много лет занимается журналистикой. Печатался в журналах "Знамя", "Урал", "Новая Юность", "Новый берег", "Зарубежные задворки", в альманахах, сборниках. Лауреат международного литературного конкурса журнала "Зарубежные задворки". Любит Пушкина, Лермонтова, поэзию серебряного века. Последним на сегодняшний день великим русским поэтом считает Беллу Ахмадуллину.
http://magazines.russ.ru/ural/2018/7/o-chyom-plakala.html
magazines.russ.ru
О чём плакала...
Маленькая повесть
http://magazines.russ.ru/znamia/2013/12/6d.html
magazines.russ.ru
Три истории
Журнальный зал Русского Журнала: Знамя, 2013 №12 - Руслан Дзкуя - Три истории


Рецензии
Прекрасный обзор!
У Вас талант читателя. Редкое качество, встречающееся по-моему реже, чем писательский талант. Я бы учредил в рамках "Большой книги" премию Лучшему Читателю года. Думаю, Вы понимаете о чём я.

Наиль Мелиханов   21.12.2018 06:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.