картина Амедео Мадильяни Сидящая обнаженная...

   Если вы ищите самую узнаваемую картину в жанре ню кисти неподражаемого Амедео Модильяни, то она перед вами – это восхитительная и томная «Сидящая обнажённая».

   С конца 1916 года живописец обратил свой взор на смелый и амбициозный жанр ню. Позже серию работ с нагими нимфами общество воспримет в штыки, как некую провокацию, которая призвана попрать моральные устои и продемонстрировать небрежное отношение к женщине. Но сегодня Модильяни считается певцом женской красоты, наряду с Рубенсом, Боттичелли, Моро и др.

   Некоторые исследователи утверждают, что на полотне изображена Беатрис Гастингс – поэтесса и критик, возлюбленная Модильяни, или вымышленная девушка с некоторыми чертами Беатрис.

   Представленное произведение – это старт серии «Обнажённых». Она ещё не такая раскрепощённая и смелая, в противовес поздним работам Модильяни, где девушки более сексуальны и свободны.

   Мастер представляет нам модель крупным планом, расположив её вертикально и «обрезав» девушку на уровне бёдер. Черноволосая красотка прикрыла глаза и опустила голову на левое плечо. Лицо девушки нарочито вытянуто, что напоминает об африканских масках, которыми увлекался Модильяни, подсмотрев у Пикассо («африканский период»). Губы сжатые, аккуратный, вытянутый нос, тонкие брови, лёгкий, живой румянец на щеках – всё это создаёт впечатление покорности и кротости. С особой тщательностью Амедео выписывал волосы - на оригинале без труда можно рассмотреть тонкие борозды от черенка кисти, которым автор изображал пряди.

   В отличие от более поздних работ цветовой колорит картины более мягкий – светлая, искрящаяся кожа (особенно плечи) говорит нам о свежести и молодости. Модильяни нарочно изобразил контрастный тёмный фон, чтобы подчеркнуть эту юность и красоту. Что делает героиня? Вряд ли её прикрытые глаза говорят о сне – в такой неудобной позе сложно спать. Скорее она позирует перед кем-то. Чувствуется некое внутреннее напряжение, ожидание, сексуальный подтекст.

   Считается, что инициатором создания обнажённых картин стал друг Модильяни Зборовский, но некоторые историки от искусства утверждают, что немалый вклад внесла Беатрис Гастингс – именно она показала Модильяни, что чувственность в картинах также важна, наряду с красками и кистями. Но, конечно, главная любовь Модильяни на момент создания полотна ещё впереди – с Жанной Эбютерн мастер встретится в 1917. Но это уже другая история…

                ***

                в картине этой
                есть подтекст
                кто разгадает
                молодец...

 


Рецензии