Имя на поэтической поверке. Борис Рыжий

  Борис Рыжий, одарённый поэт, юноша с Урала, достигший значительной литературной известности, ворвался в литературу, на закате ХХ века, неожиданной вспышкой яркого дарования.
Прожил лермонтовский возраст, который, к сожалению, он сам себе запрограммировал в стихотворении:

     ***
Погадай мне, цыганка, на медный грош,
растолкуй, отчего умру.
Отвечает цыганка, мол, ты умрёшь,
не живут такие в миру.

Станет сын чужим и чужой жена,
отвернутся друзья -враги.
Что убьёт тебя, молодой? Вина.
Но вину свою береги.

Перед кем вина? Перед тем, что жив.
И смеётся, глядит в глаза.
И звучит с базара блатной мотив,
Проясняются небеса.

   Борис Борисович Рыжий (8 сентября 1974,г.Челябинск - 7мая 2001, г.Екатеринбург), русский поэт. Родился в семье интеллигентов, отец, доктор
геолого - минералогических наук, профессор Борис Петрович Рыжий, был геофизиком, мать, Маргарита Михайловна – врачом – эпидемиологом. Отец - Бориса Петровича, Пётр Афанасьевич, украинец, начинал трудовую деятельность, комсомольским вожаком в Харькове, затем возглавил райком КПСС в г.Кургане.

Его жена Анна Шапиро, еврейка из г. Мариуполя, дочь представителя французской фирмы на Украине по продаже сельхозтехники, выпускница ФЗУ (фабрично – заводское ученичество), работала по специальности электрик.

 Зная, что его бабушка была еврейка, то еврейство для  начинающего поэта Бориса Рыжего, было чем - то вроде желтой кофты Владимира Маяковского. Нате!
В беседах, с юности, Борис Рыжий нередко говорил, с нескрываемым вызовом:
«Я еврей!»

   На мир Борис Рыжий смотрел простыми глазами рабочего парня, а
крупный рваный шрам, через всю левую щеку, о котором журналисты писали, что получил он его в бандитских разборках, а, по словам отца, на самом деле, трёхгодовалым малышом тащил стеклянную банку, упал, банка разбилась…

В 1980 году семья переехала в Свердловск. В 14 лет Борис стал писать стихи и в то же время стал чемпионом Свердловска по боксу среди юношей.

 В 1991 году Борис Рыжий окончил школу и поступил в Свердловский горный институт и женился на своей школьной подруге Ирине Князевой, а через три года, в 1993 году, в молодой семье родился сын Артём.

В 1997 году Борис окончил отделение геофизики и геоэкологии Уральской горной академии, а в 2000 году аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН.

Проходил практику в геологических партиях на Северном Урале.
Опубликовал 18 работ по строению земной коры и сейсмичности Урала и России, Работал младшим научным сотрудником Института геофизики УРО РАН, литературным сотрудником журнала «Урал».

Вёл рубрику «Актуальная поэзия с Борисом Рыжим», в газете «Книжный клуб» (Екатеринбург).

Всего им было написано более 1300 стихотворений, из которых издано около 350.
Первая публикация стихов в 1992-ом в Российской газете» - «Облака пока не побледнели…», «Елизавет» и «Воплощение в лес».

   Первая журнальная публикация появилась в 1993 году в «Уральском следопыте». Его стихи публиковались в Журналах «Звезда», «Урал», «Знамя», «Арион», переводились на английский, голландский, итальянский, немецкий языки. В престижной поэтической серии «Автограф» вышел его сборник «И всё такое…Стихотворения СПб. Пушкинский фонд. 2000»

О нём заговорили литературные критики. По решению жюри Борис Рыжий стал лауреатом премий «Антибукер» и «Северная Пальмира». Участвовал, по приглашению, в июне 2000 года, немалая удача для русского поэта, на ежегодном поэтическом фестивале, освящённом именем Бродского, в Роттердаме – Голландия.

На гребне успеха, Борис Рыжий, не дожив трёх месяцев до своего 27-летия, утром 7 мая 2001 года, покончил с собой, затянув петлю, привязанную к дверной ручке балконной двери родительской квартиры.
Жене он сказал, что собирается навестить родителей,и вышел из дома.

Предсмертная записка звучит так: «Я всех любил. Без дураков. Ваш Борис».

Похоронили Бориса Борисовича Рыжего на Нижне – Исетском кладбище Екатеринбурга.
 
Отец поэта, Борис Петрович(1938 -2004), на 3-и года пережил сына, умер от инфаркта.

По утверждению петербургского поэта Евгения Рейна: «Борис Рыжий был самый талантливый поэт своего поколения.
 
Поклонником творчества Бориса Рыжего является Помощник президента Российской Федерации Владислав Сурков, о чём он заявил во время своего визита на Урал.

Для жителей Екатеринбурга поэт Борис Рыжий стал олицетворением творческой стороны города - с его работягами и окраинами. В одном из стихотворений, Борис Рыжий написал, с горечью такие строки:
 
«Я родился - доселе не верится –
в лабиринте фабричных дворов
в той стране голубиной, что делится
тыщу лет на ментов и воров».

   В 2014 году, к 40-летию Бориса Рыжего, в г. Челябинске, на доме по ул. Свободы №149, где он родился, установлена мемориальная доска с его барельефом, на которой написано, выпуклыми буквами: «В этом доме 8 сентября 1974г. родился поэт Борис Рыжий»

В 1997 году Евгений Евтушенко приезжал в Екатеринбург и дал один творческий концерт. Борис Рыжий, так же выступил со своими стихами на этом вечере, где они вдвоём с Евгением Александровичем, сидя в обнимку, сфотографировались. Фотографию, с выдающимся поэтом, Борис Рыжий поставил дома на полку.

Евгений Евтушенко в своей антологии «Десять веков русской поэзии» написал очерк о Борисе Рыжем, под названием: «Беззащитно бескожий», а в  стихотворении, посвящённом памяти поэта, у Евгения Александровича есть такие пронзительные строки:

«Нет больше Рыжего Бориса.
Мир обворован как больница,
где нет у стольких государств
от безнадёжности лекарств.
Неужно это неизбежность,
что в измотавшей нас борьбе
всемирно умирает нежность
к другим, а даже и к себе?
Нас так пугает непохожесть
тех, кто себя в себе нашли,
но беззащитная бескожесть –
спасенье собственной души»

   Любовь к творчеству Бориса Рыжего так велика, что популярная рок – группа
De Kift записала две песни на его стихи. В 2008 году голландским режиссёром Алёной ванн дер Хорст был снят документальный фильм Борис Рыжий», получивший приз
Silver Wolf на 21-ом Международном Фестивале Документального Кино в Амстердаме и приз за лучший документальный фильм на Эдинбургском кинофестивале 2009 года, в столице Шотландии.

Режиссёр фильма о поэте пытается найти ответ на вопрос: «Почему Борис решил уйти из жизни? Что заставило молодого, талантливого, получившего известность поэта решиться на этот шаг?»
Фильм снимался в Екатеринбурге, в районе Вторчермета, где жил Борис Рыжий, режиссёр встречался с его семьёй, друзьями, соседями, наблюдала за людьми на улицах, во дворах, магазинах – за теми людьми, о которых писал молодой, самобытный поэт Борис Рыжий, наш современник, рано ушедший из жизни, но так много сделавший  новаторского в отечественной поэзии.

Имя Бориса Борисовича Рыжего, знакомство с его творчеством, обязан знать и помнить каждый любитель российской словесности.

   Артём, сын Бориса, в детстве однажды спросил маму: вот Москва, великий  город, а чем знаменит наш Екатеринбург! Ирина ответила тем, что у нас убили царя, дали миру Ельцина и снесли дом инженера Ипатьева, в котором содержались под арестом и были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года, последний российский император Николай II. его семья и четверо слуг.

В 2000 -2003 годах, на месте снесённого дома Ипатьева, построили "Храм на крови"
(полное название: «Храм – Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших».

16 июля 2003 года храм был освящён.

Действующий православный храм стал в наши дни главной достопримечательностью Екатеринбурга.

В 2015 году, в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» - ЖЗЛ –вышла книга И.З.Фаликова «Борис Рыжий. Дивный камень». Автор книги знал поэта при жизни. В книге - 383 страницы, тираж -3000 экз.

Поэт Михаил Мезрин,из города Комсомольска-на-Амуре,написал стихотворение:"Памяти Бориса Рыжего", примечательное по своей убедительности о реалии тех дней, в которых жил и творил Борис Борисович Рыжий:
            
              "Памяти Бориса Рыжего".
"...По этим улицам бродил
Нетвёрдою походкой,
То, что искал - не находил,
И только в лавку заходил
За хлебом или водкой.

Стоял, прищурившись, курил
Не стряхивая пепел.
Слова нанизывал, копил,
Сырой осенний воздух пил
И был нетрезв, но светел.

Он дрался весело и зло,
Оберегая естество,
Но скурвилась эпоха.
Ещё не начавший стареть...
А вышло - взять и умереть,
С виною и до срока...".
10 октября 2015 года,г. Комсомольск-на-Амуре.

Из поэтического наследия Бориса Рыжего.


     ***
Довольно я поездил в поездах,
не меньше полетал на самолётах,
Соль жизни в постоянных поворотах,
всё остальное тлен, вернее прах.
Купе. Блондинка двадцати двух лет
глядит в окно, изрядно беспокоясь:
когда мы часовой проедем пояс,
то сразу, потемнеет или нет?
Который час я на неё смотрю,
хотя упорно не смотреть стараюсь.
А тут обмяк, открыто улыбаюсь:
- А как же, дорогуша! - говорю.

     ***
Мальчишкой в серой кепочке остаться,
самим собой, короче говоря.
Меж правдою и вымыслом слоняться
по облетевшим листьям сентября.

Скамейку выбирая, по аллеям
шататься, ту, которой навсегда
мы прошлое и будущее склеим.
Уйдём – вернёмся именно сюда.

Как я любил унылые картины,
посмертные осенние штрихи,
где в синих лужах ягоды рябины.
И с середины пишутся стихи.

Поскольку их начало отзвучало,
на память не оставив ничего,
как дождик по карнизу  отстучало,
а может, просто не было его.

Но мальчик был, хотя бы для порядку,
что проводил ладонью по лицу,
молчал, стихи записывал в тетрадку.
В которых строчки двигались к концу.

       Ответ

«Вы пишите о чём - то  о своём,
Когда над родиной раскаты, гром…»
Мне говорят, но разве я могу
Открыться им, отдать свою тоску.
Возможно, я совсем не патриот.
Возможно, я живу не в страшный год.
Страна моя, мой каждый стих, любя,
В печаль мою вмещает и тебя.
Но, господа, кто что - то смог понять,
Имеет право взять и помолчать.

     ***
Давай, стучи, моя машинка,
неси, старуха, всякий вздор,
о нашем прошлом без запинки
не умолкая, тараторь.

Колись давай, моя подруга,
тебе, пожалуй, сотня лет,
прошла через какие руки,
чей украшала кабинет?

Торговца, сыщика, чекиста?
Ведь очень даже может быть,
отнюдь не всё с тобою чисто
и страшных пятен не отмыть.

Покуда литеры стучали,
каретка сонная плыла,
в полупустом полуподвале
вершились тёмные дела.

Тень на стене чернее сажи
росла и уменьшалась вновь,
не перешагивая даже
через запёкшуюся кровь.

И шла по мраморному маршу
под освещеньем в тыщу ватт
заплаканная секретарша,
ломая горький шоколад.

     ***
       О.Дозморову.

Не жалей о прошлом, будь что было,
даже если дело было дрянь.
Штора с чем - то вроде носорога.
На окне какая - то герань.
Вспоминаю, с вечера поддали,
вынули гвоздики из петлиц,
в городе Перми заночевали
У филологических девиц.
На комоде плюшевый мишутка,
Стонет холодильник «Бирюса».
Потому так скверно и так жутко,
что банальней выдумать нельзя.
Я хочу сказать тебе заранее,
милый друг, однажды я умру
на чужом продавленном диване,
головой болея поутру.
Если правда так оно и выйдет,
кто - то тихо вскрикнет за стеной –
это Аня Кузина увидит
светлое сиянье надо мной.

     ***
                Л.Тиновской.
Мальчик – еврей принимает из книжек на веру
гостеприимство и русской души широту,
видит берёзы с осинами, ходит по скверу
и христианства на сердце лелеет мечту.
Следуя заданной логике, к буйству и пьянству
твёрдой рукою себя приучает, и тут –
видит берёзку с осиной в осеннем убранстве,
делает песню, и русские люди поют.
Что же касается мальчика, он исчезает.
А относительно пения, песня легко
то форму города некоего принимает,
то повисает над городом, как облако.

     ***
Ах, подожди ещё немножко,
постой со мной, послушай, как
играет мальчик на гармошке –
дитя бараков и бродяг.
А рядом, жалкая как птаха,
стоит ребёнок лет пяти.
Народ безлюб, но щедр, однако,-
подходит с денежкой в горсти.
Скажи с снобизмом педагога
ты, пустомеля пустомель,
что путь мальчишки - до острога,
а место девочки – бордель.
Не год, а век, как сон, растает,
твой бедный внук сюда придёт,
а этот мальчик всё играет,
а эта девочка - поёт.

     ***

     Новый год (Жена заснула, сын заснул…)

Жена заснула, сын заснул –
В квартире сумрачней и тише.
Я остаюсь  с собой наедине.
Вхожу на кухню и сажусь на стул.
В окошке звёзды, облака и крыши.
Я расползаюсь тенью по стене.

Закуриваю, наливаю чай.
Всё хорошо, и слава Богу…
Вот – вот раскрою певчий рот.
А впрочем, муза, не серчай:
Я музыку включу и понемногу
Сойду на нет, как этот год.

Включаю тихо, чтоб не разбудить.
Скрипит игла, царапая пластинку.
И кажется, отчётливее скрип,
Чем музыка, которой надо жить.
И в полусне я вижу половинку
Сна: это музыка и скрип.

Жена как будто подошла в одной
Рубашке, топоток сынули
Откуда - то издалека.
И вот уже стоят передо мной.
Любимая, я думал, вы уснули.
В окошке звёзды, крыши, облака.
1996 год.


Рецензии
Я дружил с Борисом Рыжим, он делился со мной самыми сокровенными мыслями...

Алексей Григорьевич Кирдянов   24.06.2020 17:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.