Две женщины
«Две женщины»
Вчера была в Доме Кино на просмотре фильма «Две женщины» по Тургеневу «Месяц в деревне». Режиссер Вера Глаголева. Перед просмотром вышли на сцену три женщины. Вера Токарева (ведущая), Наталья Иванова (продюсер) и сама Глаголева на высоченных каблуках в светлых по моде узких брючках. Легкая вся, хлопчатобумажная. Такие же светлые ниспадающие крепкие, вытянутые в струнку волосы, отливающие свинцом. Сама стройность. Лица трудно различить издалека, но необычно высокий силуэт Глаголевой выделялся торжественностью, статью, в сравнении с другими совсем обыкновенными женщинами. Рассказывала Токарева о наградах, которые получил фильм. Слушала я их вполуха. Что-то о трудностях коротенько. О подготовке к фильму. Каких артистов видели в роли, как осуществляли свои планы, как прошла работа. Все как бы в легкой непринужденной беседе. В заключении Вера Токарева передала, как сказал Балуев, что Вера Глаголева в каждой из этих «Двух женщин». Возглас удивления Веры Глаголевой: – «Не ожидала так о себе!» – скрипуче разрезала непринужденность вечера.
Начали показывать фильм.
В каких-то серых тонах, как сама жизнь. Естественная, спокойная, и все же со своим выразительным лицом.
Да. Этот фильм нужно смотреть с большого экрана, чтобы понять свет души каждого в сочетании с окружающей природой. Самобытность, особенность, редкостность . Светлые лица, радостные и страдающие, трогательно и любовно оберегающие друг друга. Они были самоотверженны и трепетны! С таким доверием к друг другу! Очень проницательны в простом общении. Нежны, заботливы и внимательны.
Не хватает этого в нашей повседневной жизни с современными скоростями и поверхностным восприятием, безапелляционностью отношений. Что захотелось вновь и вновь погрузиться в стародавние, былые времена, почитать классику. Перечитать классику! Образцовые, общепризнанные произведения. Чтобы этот бальзам согревал и облагораживал душу.
Жизнь начинаешь по особенному ценить, когда вдруг окунешься в такой фильм, где в каждом кадре просачивается ненавязчивый свет покоя в тихом разговоре. Как это легкое покачивание ковыля на солнечной поляне. Игры и забавы детей?! Радостные голоса и смех. Ты, сторонний наблюдатель, оказываешься поглощена действием сюжета так, что очнувшись понимаешь, как это все родное твоему сердцу и так помогает тянуться к светлому. Вглядываешься в экранные кружева с чистотой плетения, в русые волосы обрамляющие лица, в доброту ясных лучистых глаз. И неотрывно вовлекаешься в хитросплетение ненавязчивого разговора. Обуреваемый поток действия наполняет и захватывает. Накатывает с неимоверной силой. Вот игры ветра перед грозой: поднимается все в поток движения такой силы, что и тебя несет, и с шумом омывает свежим ливнем. Очнешься с посвежевшей просветленной головой, на мгновение оторвавшись от сюжетной линии, и снова оказываешься в тех временах.
----------------
… Просмотр фильма погрузил меня в воспоминания моего детства. Лето всегда радовало. С книгой в тени яблоней. Срываешь крошечное яблочко и уже оскомина сводит скулы. Подслащиваешь, натирая кислятину кусочком сахара и, вдыхая аромат, всасываешь свежесть.
Нежное солнышко играет сквозь листву с детским воображением. Легкий ветерок щекочет лицо завитками волос. Почему-то легкий ветерок воспоминаний всегда навевает радостные впечатления. Хочется пройтись по лугу разнотравья и почувствовать аромат жизни именно летом.
Осень. Это уже в городе. С осени начинались непреодолимые болезни. С холодом начинаешь ценить беззаботность и тепло лета. Книги уже так не радуют, если только лежа в какой-нибудь больничке. Я каждый год туда попадала. Полулежа в высоких подушках проникаешь в классику всей душой, сливаясь с очередными действиями, думами и страданиями, размышлениями и переживаниями героя. Сколько их было перечитано на излете выздоровления там.
Там зарождались отношения со сверстниками, которые были чаще предоставлены сами себе. Родители передавали раз в неделю передачи, записки с вопросом, что принести в следующий раз. Доктора и медсестры осматривали и лечили в первой половине дня. После обеда в тишине палаты погружаешься в чтиво, как воды родниковой напиваешься.
Вечер до ужина и после проходил в очередных знакомствах в больничной столовой в приглушенном свете. Интересы появлялись в общении друг с другом.
– Давно ли здесь?
– И почему. С чем положили и что будут делать. Пункцию?... Да ты что? Родители уже дали согласие?
– А вот кому сделали пункцию теперь не ходит.
– У него и так ноги отказывали.
– Ты не боишься? Врешь, страшно.
– Мне страшно? Хоть сейчас уколи!-- говорю.
– Уколю! Хочешь гвоздем? – на подоконнике лежит этот злополучный одинокий гвоздь.
– Давай! – тыльной стороной ладони на столе вытягиваю руку. Резкий укол. Кровь хлещет из вены , как бы выталкивая непрошеную заразу ржавого гвоздя. Как это она в вену попала?... даже не целясь. Медсестре не всегда это удавалось, вены «уходили» от частых уколов, а тут набухли что ли... – и, не промахнулась. Скромный долговязый Саша Звездов бледнеет и чуть не падает в обморок. Кто-то вскрикивает, кто-то пытается под шумок незаметно исчезнуть, кто-то остается из любопытства. Накрываю руку протянутой кем-то бумажной салфеткой. Медсестра вся в междометиях вырастает неожиданным спасением, пугая заражением, ведет к посту на обработку места укола. Идешь как героиня. Чувства переполняют. Вот это да! не испугалась! Восторг и страх, и восхищение широко открытых глаз и тихого перешептывания. И оханья медсестры сопровождающей меня в палату.
... И снова книга. В Морозовской больнице библиотека есть. Учителей нет. Даже если с осени до весны лежишь уроки не зададут. Учились друг у друга. Ходить можно было, где захочешь, по всем этажам. Никому не помешаешь , если тихо. Как-то Вера Глаголева, девочка стремительная лет 10-и, позвала меня за собой. Ее: – «Только тихо» – приложив палец к губам, разбудила во мне интерес. Мы спускались вниз, шли пустыми коридорами, то в одну сторону, то в другую, притаились под лестницей, в ожидании проскочить мимо «белых халатов» незамеченными, то свернули куда-то еще, поднимаясь вверх. Мне точно самой бы уже не вернуться назад , а она меня увлекала все дальше и дальше. Показывала мне палаты с младенцами с такими огромными головами из-за водянки. И рассказывала, что от них мамы отказались. Она смело взяла одного на руки, ловко перепеленала и заботливо уложила, другого погладила по его огромной голове, и что-то привычно поправила, наклонившись к следующему. Дети не плакали, но этот молчаливый ужас до сих пор стоит у меня перед глазами. Маленькие уродцы. Смотрят в никуда. В моей палате был мальчик трех лет с дневным присутствием мамы. Огромная голова его не так меня пугала. Смышленый он был и забавный. Мама мальчика объяснила, что после прививки у него стала расти голова. Осложнение. Но он с мамой. А те? Никому не нужны. Груднички. Они долго не проживут, говорила Вера.
Потом, выйдя из больницы, гораздо позже мы встретились с Верой Глаголевой, она моложе, но смелее меня во сто крат. Потащила какими-то окольными путями в парк имени Горького. Вера была порывистым подростком, меньше меня ростом, быстро вышагивала по знакомым аллеям парка. Напугала аж до смерти, рассказывая с юношеским максимализмом, как вот здесь на этой аллее они с ребятами встретили девушку с чернокожим парнем и били ее.
– Зачем?
– Чтобы не встречалась с черными.
– А он что?
-- Он убежал. А я ее била. Била.
– Зачем?
– Русских ей что ли мало?-- И что- то еще о родине говорила, не помню.
Тогда поверила и онемела. Сейчас, вспоминая, на это смотришь другими глазами.
------
… Вскоре мы с мамой , «стрельнув лишний билетик», сидели на спектакле в филиале Малого. Это был мамин любимый театр.... В этот день в главной роли была Елена Гоголева, роль ее сына по пьесе играл Подгорный. Как спектакль назывался не помню. Мы сидели близко к сцене. Партер открывал все возможности полюбить театр всеми фибрами души, как говаривала мама, и я впитывала. Мне нравился тембр голоса Подгорного, манеры. Мама восторгалась игрой Елены Гоголевой. Меня удивили ее густые брови, выразительный взгляд и властный глубокий голос.
В антракте прохаживались по театру... Мама показала портрет Елены Гоголевой. Как похожи эти две фамилии, вспомнила я о Вере Глаголевой, с которой недавно гуляла в парке. Передала шокирующий меня тогда ее рассказ маме. И свое решение, что с ней я больше не буду встречаться.
... Не встречались. Видела ее только на экране, но гораздо позже поняла, что это та самая Вера Глаголева. Каждый фильм с ее участием не забудешь.
Теперь ... попала в Дом Кино на фильм «Две женщины». Как это все оказалось близко и до боли родным. Было все время рядом со мной. Во мне. Как это щиплет чувства . Никуда не пропало. Сопровождало всю мою жизнь.
От каждой экранной встречи у меня был шок. Но очень благотворно влияющий на мое восприятие действительности. Спасибо тебе, Вера.
29 мая 2015.
Свидетельство о публикации №118120704682