Выбор Михаила Ершова по осеннему туру 2018

МОЙ ШОРТ (стихотворения приводятся в том порядке, в каком они следовали в лонге)

13 Елена Бородина 13 "Скороговорка"
http://www.stihi.ru/2018/09/16/7998 (ссылки восстановлены при публикации обзора)

Оставьте тишины – на два глотка,
скупых и горьких, словно из стакана
в помин последней осени, пока
прошито небо нитью каравана
тоскливых птиц, не ищущих добра
в есенинских краях и в дальних странах,
пока минута каждая – сестра,
строга и милосердна, лечит раны
больной души, и шепот – словно крик,
и первый снег по-родственному близок,
пока еще не время толстых книг -
сезон дождей, березовых записок.
Угадано, прочитано меж строк:
«Спаси и сохрани».

Скороговоркой
неслышно повторю – и выйдет срок
стеклянной тишины под хлебной коркой.

В отличие от всех, подчеркиваю, всех вошедших в лонг произведений, развивающихся сюжетно, повествовательно, ткань этого стихотворения более сложна, изменчива и существует как бы сразу в нескольких измерениях. В обычной реальности, где глаз автора выхватывает узнаваемые детали осени. В художественной реальности, где они трансформируются, обрастают ассоциациями и приобретают символическое звучание. И, наконец, на бумаге, где отвлеченные символы-слова, возвращают осязаемые, подлинные, пережитые когда-то состояния. Возникает поэтическая воронка, из живых осколков складывается загадочный, волнующий образ.

15 Джида "Девятый вал"
http://www.stihi.ru/2017/01/25/6475

Рыдали бабы заполошные,
Поклоны били до земли.
Бранился: «Дети скоморошьи вы,
Живого в землю упекли».

Зашелся в кашле попик старенький,
Напутствием смягчая путь.
«Да ты себя не мучай, батенька,
Девятый вал не обмануть».

Спросил ухи, чтоб ложка в ступоре,
Знал, так положено искон.
Жене вдруг гаркнул, как из рупора,
«Пошли-ка всех из дома вон».

Потом молил чуть слышно книжицу
У сердца положить во гроб.
И все смотрел, как в небе движется
Клин ненаписанных стихов.

Срывали связки трубы в гавани.
Народ волной накрыл избу.
Гнездилась чайкой в белом саване
Тряпица на высоком лбу.

«Я видел свое погребенье» - со второй половины XIX века, с поэзии Константина Случевского, впрочем, подражавшего Гейне, зазвучал в русском искусстве этот экзистенциальный конфликт, поднимавшийся на пронзительную эмоциональную и философскую высоту у Льва Толстого и опускавшийся в коммунальные низины у Эрдмана («Самоубийца») и Данелии с Володиным («Слезы капали»). Сквозь беспокойную взвинченную интонацию в стихотворении слышатся отзвуки обоих направлений.

17 Бецко Анжела "дом на пропажу"
http://www.stihi.ru/2018/09/20/5587

а дом никак не продаётся

в подагрово-вишнёвый сад               
врос
в полушаге от колодца       
в колодце 
звёзды невпопад
и всё никак не продаётся

кто удосужится купить
одноэтажное сиротство?
приют старух
что просят пить?

воды пригоршня
капля солнца
и жизни там где жить –
не место*
и бледным шлейфом
по весне      
при розовеющей
луне
бредут горбатые невесты

но дело даже
не в пейзаже
с подагрой
дело не в тоске
и сырости и сквозняке
а в том
что не осмыслить даже

что дом
никак… всё всё что кроме            
с трудом
трюмо
три венских стула
сидел
весь Ярославль и Тула
седел
почтенный книжный шкап               
старик
отдался за бесценок
без книг
и оголил простенок
ушёл
буфет с посудой домик               
для пчёл
и только дом никак

пустые
чёрные поля
кривые
палки-тополя
кому – родство
кому – уродство

а дом совсем не продаётся
как Родина
и как земля

Как в «Голосе» вдруг ни с того, ни с сего наставники поворачиваются на первую ноту, так ваш покорный слуга реагирует на жалостливый, отдающий легендарной беспризорщиной («мэ-нэ, пэ-рэ») рефрен этого открывающего интереснейшую тему (или, по крайней мере, ее поворот), странно расщепляющего образ, сравнимого с наивом в живописи стихотворения.

23 Марсэр "Запретный"
http://www.stihi.ru/2017/11/05/5277

непарным воздаётся по сезону:               
тебе – тибет. мне – слякотность промзоны         
и новенький билборд на пятачке:

не то чтобы досадно, но, послушай,
откуда в ноябре такие груши?
и ты, такой улыбчивый – зачем?

с апломбом джобса, вкрадчивостью евы               
надкушенную грушу тянешь небу.
и длинная строка наискосок:

«приподнимись над буднями, не мешкай!»

мой рот кривит прощальная усмешка –               
с твоей губы течёт нездешний сок

Выгодно прозвучавший в тяжеловесном мрачном лонге легкий, печально-ироничный этюд. – Что случилось? – Да, ничего. Но именно это «ничего» и интересно, потому что в такие моменты может рухнуть вся жизнь. Автору удалось запечатлеть его послевкусие.

Упоминаю стихотворения, заслуживающие быть упомянутыми, но, на мой вкус, не дотягивающие до шорт-листа.

В первую группу вошли в целом удачные и интересные вещи, в которых, тем не менее, присутствуют смысловые или текстологические провалы, профессиональная небрежность.

25 Татьяна Шкодина 2 "Пастушка"
http://www.stihi.ru/2014/12/21/5931

Провинциальная "пастушка" –
Уборщица в ночном депо.
Метла в руках ее послушна,
И незатейливый декор
Цветастой шелковой косынки
Так простодушно некрасив…
К рукам прилипшие соринки,
Морщинок мелких паутинки…
И безнадежность перспектив.

Трамваи спят, собравшись в стадо,
Отдав метле дневную грязь.
Пастушка их обводит взглядом,
С ночной усталостью борясь.
И вот, на стыке дня и ночи,
При свете блекнущей луны
Надежда в пятнах червоточин
Нахлынет сном что было мочи,
И в этом нет ничьей вины.

Приснится луг, цветущий ярко,
И колокольцев тихий звон…
Металл трамвая дышит жарко,
Спугнув минутный легкий сон.
Мечта мелькнёт хвостом кометы –
Пусть на один короткий миг…
Обычный сор. Блестят монеты,
Взлетают под метлой билеты,
Но нет счастливых среди них.

«И все ей казалось, она жеребенок. И стоило жить, и работать стоило». Условная, литературная, но в силу этого убедительная главная героиня. Почти простая история. Замечательная игра «трамваи – коровы», «буколика – реальность». На мой взгляд, во втором девятистишии этого, в общем-то, легкого, порхающего стихотворения автор пал жертвой необходимости говорить в рифму, и внятно сказать, что грезится пастушке, что с ней происходит, как раз в том моменте, где нужны абсолютная внятность и простота, не получилось.

18 Александр Крупинин "Артемий"
http://www.stihi.ru/2017/12/18/11793

Я выходил из леса грязен и волосат,
Злобная птица сыч больно клевала в темя,
Ночь исчезала молча, передо мной был сад,
Там ты на ветке шептала "я жду, Артемий".
Там шелестели  фонтаны шелестом чистоты,
Там на стволах дубов  проступали  знаки,
Там на главной ветке мимозы сидела ты,
Женщина, похожая на Челибидаке,
Женщина, излучающая жидкий солярный свет,
Проникающая в тайну  подмышечных впадин
Там, где шевелит ветер медвежий мех,
Та у которой я в юности был украден.
Некогда Зевсом  похищенный Ганимед,
Я получил в лицо земляничным тортом.
Вот я бреду без почки, стар, малозуб и сед,
Ты же стала прекрасней, чем  в восемьдесят четвёртом.
Скользкое время висит лохмотьями на ушах,
Тихо падает  с неба на голову и на плечи,
Злые сычи нахально в зарослях  верещат,
С тортом крадётся Зевс, защититься нечем.

«Женщина, похожая на Челибидаке», «Вот я бреду без почки, стар, малозуб и сед, ты же стала прекрасней, чем в восемьдесят четвертом». «Женщина, излучающая жидкий солярный свет». Эти и другие вкуснейшие перлы, казалось бы, говорят в пользу этого великолепного стихотворения, где постоянно идет внутренняя игра между мужественностью и, скажем так, «недееспособностью». Но технически, на мой вкус, вещи присуща непозволительная рыхлость, и насколько в тему Зевс и Ганимед, настолько же, по-моему, «земляничный торт» звучит невнятно и разжижает впечатление.

Во второй группе должен упомянуть такие вещи, как «Пенелопа» (Курухуру http://www.stihi.ru/2018/10/09/134021), «Хорошо лететь ночью» (Koukket http://www.stihi.ru/2018/05/14/5022), «Здесь каждый встречает полдень, стоя в дверях» (Юлия Долгановских «Полдень» http://www.stihi.ru/2018/03/01/74042). Эти вещи выполнены в традициях игровой лирико-иронической поэзии и поэзии романтической, трансформировавшейся в некое очень навязчивое по мысли фэнтези. Сами по себе вещи сделаны довольно-таки безукоризненно, но данные направления, особенно в силу того, что на них лежит ощутимый отпечаток питерской и свердловской рок-школ и других подобных «авторитетов», лично для меня неприемлемы.

Шорт Михаила Ершова

13 Елена Бородина 13 "Скороговорка"
http://www.stihi.ru/2018/09/16/7998

15 Джида "Девятый вал"
http://www.stihi.ru/2017/01/25/6475

17 Бецко Анжела "дом на пропажу"
http://www.stihi.ru/2018/09/20/5587

23 Марсэр "Запретный"
http://www.stihi.ru/2017/11/05/5277


-----------------------------------

О нашем эксперте

52 года. Учился в Литературном институте имени Горького (семинар драматургии Виктора Розова и Инны Вишневской). Поскольку стихов не писал, дружил со многими лучшими поэтами своего поколения. Интересы – живопись, архитектура, музеи, городская среда. Им посвящены публикации в журналах «Русское искусство», «Точка зрения», «Экземпляр» и т.д..
«Николай Львов и дары славы» - http://exemplar.life/articles/detail/756
«Обломки гипсовых идеалов» - http://tztver.ru/articles/detail/672
«Две твердыни» - http://tztver.ru/articles/detail/680


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.