Понад Доном, - эх! - да понад тихим...
Рек с названьем Дон,
Исток названия которых -
От скифско-иудейского
ЛаДУН/ЛаДОН* - разграниченье,
разделенье.
Крупнейшие из них -
Дунай** и Тихий Дон.
Вдоль русел их
История вязалась
Стран и народов,
Обживавших их.
В Союзе школьникам
Да и студентам
Историю России
Предствляли
Цепочкой воен
Смут, бунтОв
И револьций
Со сменою Правителей,
Царей, Вождей.
Они учебники Истории
И "Тихий Дон" читали
И считали,
Что казачки-донцы
Всегда
Противников Самодержавия
Нагайками хлестали, -
Чубы по ветру! -
Да со "Свахиной ухой"***,
И в войнах
Пиками врагов пронзали
Да шашками их
"До седла" рубали.
Но так и не узнали,
Что бунт Булавина-то
Дончаки начАли
И что совместно с казаками
Запорожской Сечи
Вели они, порой,
С царёвым войском
"Не на живот,
А нАсмерть"
Сечи****.
* - В Иврите звуки "У" и "О" записываются в обиходном письме одной и той
же согласной буквой "вав" без использования огласовочных знаков
(нэкудот), которые используются лишь в книгах молитв и для детей для
передачи древнего или традиционно-принятого звучания этих звуков
в конкретных слвах.
** - Река берёт начало в горах Шварцвальда (Земля Баден-Вюртемберг,
Германия), где возле города Донауэшинген на высоте 678 м над уровнем
моря сливаются горные ручьи Брег (длина 48 км) и Бригах (длина 43 км).
У стен местного замка-дворца в городе расположен архитектурно
оформленный источник, выдаваемый за исток Дуная.
Общеевропейское написание - Donau (нем), а на других языках :
рус.Дунай, рум. Dunrea, венг. Duna, нем. Donau, серб. Дунав, словацк.
Dunaj, болг. Дунав, хорв. Dunav, укр. Дунай, лат. Danubius, Danuvius.
*** - ОзорнАя казачья песня-допинг "на медлекнных рысях", приведенная
Михаилом Шолоховым в романе "Тихий Дон" одним куплетом:
"Уху я, уху я,
Уху я наварила. -
Сваху я, сваху я,
Сваху я угостила".
**** - Cм. нижеприведенное Приложение:
КАК ДОНСКИЕ КАЗАКИ С МОСКВОЙ ВОЕВАЛИ
И В "смутное ВРЕМЯ", И ПОСЛЕ.
Все привыкли считать, что казаки были самыми лояльными «слугами царю и Отечеству».
Такой стереотип сложился под влиянием двух веков истории Российской империи.
ВОЛЬНАЯ ДЕРЖАВА на ДОНУ.
Изначально казачество было не государственным сословием, а свободным народом степей, создавшим свои независимые государства, основанные на древнерусских (и – шире – древних индоевропейских, «варварских») традициях народоправства. -
Все должностные лица казаков были выборными снизу доверху, а важные дела решались сообща на собрании всех вооружённых мужчин-казаков – Войсковом Круге.
Казаки давали убежище беглым крепостным крестьянам и холопам, не платили никому налогов, подчинялись только своим выборным властям, самостоятельно вели внешнюю политику, в том числе и с московскими царями, держали себя с ними как самостоятельная держава.
Самой большой и организованной казачьей общиной было Всевеликое Войско Донское.
Время от времени между ним и Россией происходили вооружённые конфликты, вызванные настойчивым стремлением Москвы подчинить себе казачью военную силу и заставить её служить интересам царской власти, обеспечить интересы российских феодалов-крепостников требованием выдачи беглых.
Если монархи считали, что предназначение казаков это служба, то казаки всегда воспринимали пограничную службу России, Литве и Польше как результат вольных договоров. И если монархи не исполняли каких-то условий соглашения о найме на службу, то казаки считали себя свободными от него.
XVI-е СТОЛЕТИЕ.
Днём создания Донского казачьего войска считалось 3 января 1570 года. Этим днём датируется первая жалованная грамота царя Ивана IV донским казакам.
Но это показывает, что донское казачество в то время уже существовало как сильное независимое государство.
На его существование указывают документы московского правительства ещё с начала XVI века.
Донские казаки были вольными союзниками Москвы при завоевании Казани и Астрахани в 50-е годы XVI века, их отряды участвовали в охране новых восточных границ Московского государства, в освоении Урала купцами Строгановыми, в завоевании Сибири отрядом Ермака.
Выходцы с Дона положили в 1557 году начало основанию казачьего войска на Тереке.
В 1584 году донские казаки впервые присягнули на подданство московскому царю (Фёдору Ивановичу).
Однако понимание присяги сторонами было совершенно разным. -
Если для Москвы оно означало признание безусловного повиновения царю, то казаки воспринимали это как клятву в исполнении условий двустороннего равноправного договора между Доном и Москвой. -
А также и сохранение собственных порядков Донского войска, и право казаков отказаться от верности царю, если тот не исполняет своих обязательств по соглашению, были незыблемыми в сознании донцов.
ВОЙНА с МОСКВОЙ в СТУТНОЕ ВРЕМЯ.
Крупнейшая война между Доном и Москвой разгорелась в Смутное время начала XVII века.
Собственно, казаки не выходили формально за рамки присяги. -
Поводом для выступлений против московской власти стало явление самозванцев и убеждение, что царь на Москве незаконный.
Таким образом, восстание против Москвы происходило под лоялистскими лозунгами верности законному царю.
Стимулом широкого участия казаков в событиях Смутного времени стало начавшееся в Московском царстве закрепощение крестьян, вызвавшее волну побегов русского сельского населения на Дон.
Ещё в 1603 году к Лжедмитрию I, когда он готовился в Польше к походу на Москву, явились посланцы от донских казаков и обещали поддержать его.
Они его не обманули, - и две тысячи донцов под командованием атаманов Андрея Карелы и Михаила Межакова приняли участие в походе самозванца.
Когда Лжедмитрий потерпел поражение от царских воевод и был вынужден временно отступить, несколько сотен донских (и запорожских) казаков укрепились в городе Кромы.
Там они всю зиму 1604/05 г. выдерживали осаду против превосходившего их в десятки раз царского войска.
Под сожжёнными деревянными стенами города казаки сделали земляные укрепления, соединённые между собой многочисленными ходами, устраивали засады и вылазки, и воеводы Бориса Годунова ничего не могли с ними поделать.
Умелая оборона города Кромы казаками сыграла важную роль в успехе первого самозванца.
Представительное посольство Донского войска, привезшее богатые дары, присутствовало на коронации «чудесно спасённого сына Ивана Грозного».
После убийства Лжедмитрия I донские казаки участвовали в отрядах, выступавших от имени нового самозванца (выдававшего себя за прежнего), а после того, как и он был убит, разбрелись по России и стали действовать кто как.
Многие превратились в шайки грабителей. Но довольно значительная часть казаков сумела консолидироваться вокруг атамана Ивана Заруцкого, любовника царицы Марины Мнишек, - супруги обоих Лжедмитриев.
Под руководством Заруцкого казаки уже формально восстали против российской власти после того, как московские бояре призвали царствовать польского королевича Владислава.
Казаки не признали иноземного царя-католика и начали боевые действия против польских военачальников, распоряжавшихся в Москве именем законного царя.
Донские казаки стали ядром русского национально-освободительного восстания против польско-литовской оккупации (как выяснилось спустя десятилетия – на погибель собственных вольностей).
Вокруг казаков Заруцкого консолидировалось Первое всенародное ополчение, неудачно осаждавшее Москву в 1611 году.
В 1612 году казаки помогли Второму ополчению овладеть столицей.
Но тут разгорелась вражда по вопросу о престолонаследии.-
В результате Россия ещё целых два года опустошалась войной, и только в 1614 году царские воеводы захватили в Астрахани Заруцкого с царицей и их сыном.
ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ.
В течение XVII века московское правительство проводило неуклонную политику подчинения Донского войска, интегрируя, путём привилегий, его верхушку в правящий класс государства.
При Петре I наступление на вольности казачества приобрело невиданный прежде размах.
Это совпало с очередным повальным разорением русского народа в результате «благодеяний» властей. -
На Дону скопилась критическая протестная масса.
Возмущение было спровоцировано сыском беглых крестьян и раскольников. -
Царские поисковые команды ловили людей, казнили, пытали, зверствовали, насиловали женщин и девиц.
Чаша терпения переполнилась, и осенью 1707 года вспыхнуло восстание под предводительством Кондратия Булавина.
Это была последняя (до начала ХХ века) война Дона за независимость.
С помощью прикормленной верхушки Войска, изменившей казачьей старине, власти Петра I только в 1709 году смогли подавить восстание.
В результате карательных операций петровских воевод Дон лишился трети своего населения.
Двум тысячам донцов (старообрядцев), под предводительством атамана Игната Некрасова, удалось бежать на Кубань, в пределы Османской империи. Тут они положили начало «некрасовцам» – казачьей общине в Турции.
6 декабря 2018-го года.
Свидетельство о публикации №118120606614