Нетрадиционный язык Сальвадора Дали

   Как трудно объяснить учащимся на уроках МХК в чём заключается гениальность  художника-сюрреалиста. Повезло тем учителям, которые побывали на выставке подлинников-шедевров, созданных глазами и руками необычного человека.Прозрачность красок, изумительная тонкость движения кисти; перспективы, зовущие взгляд аж к самому горизонту... Это надо видеть и прочувствовать!
   Но вот появилась книга "Легенды Невского проспекта" с рассказами Михаила Веллера. Чаще всего они поучительны, заставляют думать о многих явлениях современной жизни. Так, например, "Танец с саблями". На первый взгляд рассказанная автором история, приключившаяся с композитором Арамом Хачатуряном в Испании, кажется обыкновенной байкой, хохмой, даже анекдотом. Переданное в рассказе событие можно представить хулиганским поступком или признаком начавшегося безумия. Но так ли это? Не будем сразу же навешивать обывательский ярлык на интересного и загадочного художника ХХ века, Сальвадора Дали. Попробуем разобраться, задумаемся.
   Для тех, кто не читал рассказ, передадим его краткое содержание. Всё начинается с обобщающей фразы: "История советской музыки создавалась на пятом этаже гостиницы "Европейская", в буфете..." Воспримем это утверждение как не совсем удачную шутку и обратимся к сути. Как-то во время гастролей Арама Ильича Хачатуряна возник вопрос о том, нельзя ли широко известному в Европе советскому композитору встретиться с Сальвадором Дали на его исторической родине, чтобы выразить горячее кавказское восхищение исключительным творчеством художника и попросить его автограф из первых рук. Хотя в то время кумир проживал в Америке и в Испании был наездами, организаторам гастролей удалось всё устроить, как пишет Веллер, "со сказочной быстротой и пугающей лёгкостью".

   Итак, Хачатурян с переводчицей, секретарём, импресарио прибыл к воротам Мавританского замка Дали, где ему сообщили, что художник ждёт, но выразил непременное желание, чтобы встреча прошла без посторонних людей. Только Он и Хачатурян. Даже машина будет не нужна, проходите, проходите,проходите, сеньор Хачатурян; нет, нет, только Вы, сделайте честь, переводчица также не нужна, жена Дали - русская, Гала.
   По мраморной аллее композитора проводят в роскошный зал для приёмов. Часы бьют два раза - назначенное для визита время. Хачатурян ждёт. Он сидит на диване, напоминающим  времена короля Луи ХУ. Перед ним на мозаичном столике стоят соблазнительные армянские коньяки, фрукты, сигары. С другой стороны зала всё время распускает свой радужный хвост хозяин зала - павлин. Художника всё нет, Хачатурян закуривает, ещё через некоторое время принимается в одиночестве за коньяк, закусывает виноградиной, переглядываясь с противно орущим павлином.
   Ровно в три часа он нервно подходит к двери, но оказывается, что все они крепко-накрепко заперты, звонков и телефонов он не обнаруживает, окна замка не предназначены для побега. Остаётся опять же коньяк с фруктами. Ещё через некоторое время композитор в гневе начинает стучать во все двери и стены, грохочет ногами, всячески выражая своё недовольство, негодует "на всю Ивановскую", тем более, что всё неотложнее испытывает непреодолимую потребность пробраться в совсем другое, подсобное, помещение. С природой, как и с хозяином замка, не поспоришь, так что невольно приходится снять какую-то вазу с подиума и использовать не по назначению без разрешения хозяина дома...
   Часы бьют четыре раза, скрытые динамики врубают "Танец с саблями", дверь с грохотом распахивается и абсолютно голый Дали, размахивая саблей, верхом на швабре, проскакивает через зал, дверь захлопывается, музыка стихает, аудиенция окончена. "Выход вон там, сеньор Хачатурян!" А на крыльце ему преподносят роскошно изданный альбом с иллюстрациями картин С.Дали с долгожданным автографом знаменитости. А, вот и автомобиль, можно теперь отправиться в путь, в гостиничный номер. Не тут-то было! Там ждут-не дождутся стаи журналистов...
   Только вот рассказать нечего! Хотя в тот же вечер газеты охотно разложили все подробности встречи двух гигантов мировой культуры, не упустив ни малейшей подробности, включая эпизод с пресловутой вазой, назвав её возрастные особенности (600 лет), с означенной стоимостью в 100 000 долларов...
   
   Композитор Хачатурян в Испанию больше не ездил и уклонялся от разговоров о своём бывшем кумире. На этом рассказ М.Веллера закончен без каких-либо комментариев. А зря! Если просмотреть иллюстрации картин Дали, вдуматься в их названия, придётся признать, что живописный язык художника необычайно сложен, иносказателен и глубок, вероятно, как и его поведение с ничего не понимающими зрителями.
   Что же хотел сказать он Хачатуряну и хотел быть понятым этот экстравагантный испанец? Об этом нигде ни слова. Представитель советской могучей державы, владелец всяческих музыкальных премий, знаток буфетных марок коньяка оказался не по своей воле в замкнутом пространстве, лишённым свободы и воли без всяких объяснений, чуть ли не за "железным занавесом", как и СССР по представлениям западных средств массовой дезинформации. А дальше - "Пей! - Не хочу?" А уж это очень характерно для много воображающей о себе верхушке интеллигенции ХХ века с её идеями "красивого застолья", молчаливо и всемерно поощряющей массовое спаивание послевоенного народа, гордо идущей в авангарде слишком болезненного  для общества вопиющего явления.
   Отсюда происходят и "плевки" в мудрость древних поколений, о-ГОЛ-ТЕЛО-е безбожие, нищета славянских народов после тягот и потерь второй мировой войны. Отсюда и непомерное бряцание оружием, происходящее под гром победных военных маршей и парадов в условиях растущего противоборства двух противоположных общественных социально-экономических систем. Вдобавок не забудем и противно орущий голос буржуазной прессы, цветисто расхваливающей распускаемый по свету павлиний хвост "загнивающего,умирающего, но цветущего" империализма перед советскими гражданами...
   Нет, не только хулиганил С.Дали, не только поражал своим "безумием". Он пытался сказать  гениально-эксцентрическим, особым художественным языком о своём не согласии с принятым устройством "мира" на Земле, пытался открыть глаза человечеству на причины происходящих событий. Он не хотел быть непОнятым, чувствовал весь ужас своего одиночества, принимал на себя океан невежества, неверия и безнравственности, как и его великий предшественник, "рыцарь печального образа" Дон Кихот и его создатель писатель Мигель Сервантес. Он хотел бы мира, справедливости, красоты и общественной полезности человеческого творчества.
   
   Сальвадор Дали в отличие от самой храброй девочки ХХ века по имени Саманта Смит, которую все узнали как "маленького посла мира", скорее всего не бывал в Советском Союзе, не узнал его лучших сторон, не встречался с простыми советскими  людьми. По-видимому он пользовался только впечатлениями, созданными западной пропагандой, да эмигрантскими и диссидентскими кругами. Вот поэтому он не увидел в социализме и его представителе ничего светлого, надёжного и перспективного ни в своём настоящем, ни в нашем капиталистическом будущем. Конечно, он не понял начала воплощения коммунистической мечты: бескорыстно делать общество лучше, честнее, справедливее, а личность каждого - чище, разумнее, талантливее. Для чего же иначе художнику создавать своё непохожее на другие произведения? В пустоту?
   
   Каждый учитель-предметник старается научить понимать язык своей науки, стремится показать её общественную значимость, умеет подсказать каждому ученику его индивидуальную дорогу. Иногда это всё-таки удаётся!       
    
                2009-2018 год.


Рецензии
Нина Евгеньевна!
Читала я с большим интересом.
Понимаю, как нелегко объяснять эту тему детям в школе, но Вы легко нашли свой подход, чтобы заинтересовать читателя.
Я лишь в одном месте остановилась и задумалась: "пытался открыть глаза человечеству на... " - происходящие события! - Да! А вот причины происхождения их, по-моему, Дали и сам не нашёл, он сам их не знал.

Спасибо большое Вам за эту работу!

С уважением

Людмила Похвалинская   07.12.2018 20:05     Заявить о нарушении
Я думаю, Людмила Евгеньевна, что причиной всех войн на Земле является алчность, потребительский, а не созидательный подход, к сути жизни человека. Дали, очевидно, не нашёл ответа на свои вопросы, иначе не стал бы строить себе Мавританский замок и прочее, чтобы пускать пыль в глаза... Он "ехал" на своей швабре, желая показать, что выметает-вымывает грязь и другие гадости, но сам не придерживался образцов чистого поведения. Мудрецы-греки задолго до века Дали, сделали вывод, что труднее всего познать самого себя, а ещё труднее - быть идеологом и при этом не погнаться за модой, богатством, не захваливать самого себя и не позволять окружению и фанатам лепить из себя кумира... Засим откланяюсь!

Нина Евгеньевна   10.12.2018 15:39   Заявить о нарушении
И я об этом же!
Спасибо за отклик!

Людмила Похвалинская   13.12.2018 10:49   Заявить о нарушении


Людмила Евгеньевна!
Сегодня кто-то из неизвестных читателей открыл для себя по-новому Сальвадора Дали, писателя-публициста Веллера и мудрость древних греков. Очень рада! Если когда-нибудь будет возможность издать эту работу, издам с нашей перепиской, если Вы не возражаете...

Нина Евгеньевна   19.04.2020 19:29   Заявить о нарушении
Конечно - без возражения!

Людмила Похвалинская   20.04.2020 14:39   Заявить о нарушении