Жизнь на Марсе

В Марсе место есть, где обрыв к ручью.
С неба крыши висят неопознанно.
Можно с Богом здесь разыграть ничью,
Тут свобода без подвигов созвана.

На горе ольха собралась на сход,
Ели кворум на век обеспечили,
Строем сосны, берёзы, черёмух развод,
От начал меру ту человечили.

Не увит плющом безотрадный склон,
Свет востока в дубы закольцованный,
Вкусишь вишен цвет, да и выйдешь вон,
На костёр рябин, уготованный.


О чем написано в стихотворении «Жизнь на Марсе».
 
Наступило время повального увлечения видеосъёмкой. Количество видеороликов на Ютубе существенно превысило количество стихов, написанных за всю историю человечества. Невозможно стало, в наше время, сыскать настоящего живого поэта, за-то творческая видеосъёмка ведётся практически на каждом углу.

Вот и я снимал небольшой видеоролик об удивительном местечке нашего садоводства "Марс".  Это небольшая живописная площадка, расположенная на краю обрыва к ручью. Там я и снимал, донося миру красоту этого места. В это-то самое время, ко мне и пришла муза.

От неожиданности я чуть не свалился в обрыв. Положение было вполне очевидным, и муза без лишних слов предложила мне написать стихотворение. Держась на всякий случай за крепкую ветку, я начал сочинять вслух: - «У обрыва по-над пропастью, по самому по краю». Сдерживая улыбку, муза остановила меня, сказав, что это она уже где-то слышала, попросив не торопится и сочинять самому, и стала помогать мне, тихо произнося слова.

Несмотря на нашу близость, сочинять было нелегко, некоторые слова едва угадывались. Опыта в творчестве, у меня практически нет. Это третье стихотворение в моей жизни, два предыдущих были четверостишиями, написанные с разницей в шесть лет.
 
Забегая наперёд, скажу, что вообще это не очень хорошо, когда муза приходит к обычному гражданину. Немногочисленные уцелевшие поэты, при этом, вынуждены влачить своё существование, страдать, бродить, так сказать, в поисках вдохновения, по руслам высохших рек. Мне же, муза подгрузила в сознание кучу поэтического материала, впору написать поэму, а у меня вышло три четверостишия. Ну да ладно, постараюсь восполнить этот пробел своими словами.

Итак, вдохновение было получено в месте, которое незамедлительно было описано в стихотворном произведении. После того как вы прочли его, расскажу о чём оно написано. На истинность изложенного не претендую, возможно муза вкладывала несколько другой смысл, но об этом я определённо уже судить не могу.

Стихотворение об одновременной конечности и цикличности жизни, будь то на Марсе или на Земле. Этот обрыв у ручья в Марсе, напоминает место, где находится могила Льва Толстого, в Ясной Поляне. Не знаю какая тут связь, возможно в то время, когда я пишу эти вдохновенные строки, как раз и нелишне будет упомянуть, что Лев Толстой был тоже писатель.

Ещё, как место, так и стихотворение, говорят о полёте человека, его духовном возвышении. Его движении в космосе, в составе планеты, системы, галактики. Любой обрыв, вид с возвышенности, пробуждает в человеке чувство полёта.
То, что это место имеет в местной топонимике отсыл к инопланетности, к Марсу, явно придаёт астрофизическую синематику ощущениям. Придите к этому обрыву в Марсе и убедитесь сами.

Вид на крыши Марса сквозь координатную сетку ветвей, создаёт впечатление не прикреплённости к земле наблюдаемых крыш, крыши парят в пространстве, зависли над землёй, свисли с небес, как неопознанные летающие объекты.

Здесь приходит муза, вдохновение, творческая энергия космоса. Здесь человек может понять промысел Божий, а значит, хотя бы в творческом понимании мира может сравняться с Богом, может разыграть ничью с Богом.
 
Есть и ещё один смысл у слов «Можно с Богом здесь разыграть ничью», который, впрочем, лучше оставить за кадром. Люди близкие по внутреннему состоянию, понимают этот смысл автоматически.

Введённое понятие - свободы без подвигов, в первую очередь обозначает смену эпох. Эпоху силы (насилия) и любви, сменяет эпоха закона и свободы.
 
Кроме того, это постмодернистский отсыл к известным словам Максима Горького о том, что в жизни всегда есть место подвигу, а точнее отсыл к пропустившему эти слова через своё мировоззрение Венедикту Ерофееву, сказавшему: - «Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы мне прежде показали уголок, где не всегда есть место подвигу.» Разница их мировоззрений, так же фиксирует смену эпох.

Далее в нашу поэтическую беседу подключается Владимир Высоцкий, как поэт и как гражданин страны советов, выразивший своё отношение к окружающему его строю: -
 
Я - на гору впопыхах,
Чтоб чего не вышло.
А на горе стоит ольха,
А под горою вишня.
Хоть бы склон увить плющом,
Мне б и то отрада,
Хоть бы что-нибудь еще...
Все не так, как надо!

Отчасти солидаризируясь с Высоцким, добавляем к его миропорядку космоса и соборности в образе деревьев. Подразумевая соборность человека. Соборность на основе закона, а не силы. Образами деревьев выводим из отношений силовые элементы, оставляя законы природы, улавливая тенденцию в смене эпох.
 
При этом, описано реальное и достоверное присутствие деревьев в данном месте. Вековые ели, своими мощными лапами-ручищами, обеспечивают кворум собранию. Сосны пришли «строем» в виде аллей. В слове «развод», черёмухи демонстрируют удивительную живучесть, численность и плодовитость.
 
Одновременно в словах «строй» и «развод», слышится военный синтаксис. Такова и реальность этого места. Поселение образовано военным училищем связи, военные люди, заражённые насилием. Марс бог войны, бетонные доты, места боёв, остатки огневых точек среди деревьев. Всё это легко считывается в стихотворении, если вам доводилось быть в этом месте.

Последняя строка второго четверостишия связана с начальными словами Евангелие «В начале было слово». Великий смысл заложен постановкой этого изречения на первое место в книге божественной мудрости. Современные научные теории сходятся на мнении, что вселенная родилась из «ничего», точнее, большому взрыву, из которого родилась материальная вселенная, предшествовало «ничто». Именно об этом говорит и Евангелие о начале бытия. Евангелие, по сути, своими начальными словами говорит даже больше науки, о рождении вселенной.

Выражением «в начале было слово» указывается, что всё сущее, материальное, родилось из закона, «слова». То есть первоначальной точкой был некий закон, возможно закон божий. Эта первоначальное ничто, та мера, некий закон, создало землю и небо, живое на земле и далее эволюционным путём создалась вершина жизни, – человек разумный. Выросла новая мера сущего - человек. Человек стал мерою всего, в мире, в космосе. Согласно философскому изречению Протагора – «Человек есть мера всех вещей».
 
При этом в стихотворении прочитывается, что человек, как главная мера всему, был подготовлен в природе, в эволюции, в том числе эволюции растительного мира. Человек своим цивилизационным явлением разума, начинает новый цикл сущего во вселенной. Человек образует собой новую меру всему. Человек при помощи себя, своего разума, идёт к осознанию, измерению той божественной меры, образа, с которой всё началось. Осознав меру начала, человек познает божественное и рациональное, мерою своего разума вновь сведёт материальный мир к закону, слову и замкнёт круг жизни. Но для этого ему потребуются миллиарды лет.
   
Ещё в этой строке отсыл к библейской мудрости – «Какою мерой мерите, такою и вам отмеряно будет». Мерите силой, силой и вам отмеряно будет. По принципу, кто с мечом придёт от меча и погибнет и не обязательно что это случится сейчас, в пределах обозримых поколений, но этот принцип непременно сработает.
 
Это и отсыл к лживости, лицемерию, гордыне человека, свойственных организации наших Марсианских собраний на данном этапе. Попыткой условных Широковых - Сазоновых и их прихлебателей, отобрать имущество у ближнего, организовывать отношения на основе силы. Их непонимание смены тенденций, их непонимание неизбежного прихода приоритетности закона на место приоритета силы при организации общественного устройства. Непонимание, что использование закона обществу становится полезней и выгодней, чем использование силы. При этом понятно, что роль силы в обществе не исчерпана.

В последнем четверостишии делаем отсылку к востоку как символу начала, наш склон с закольцованными дубами сродни алтарю, он обращён на восток. Обозначаем единство конечности и закольцованности жизни.  Вкусить, познать вишен цвет, перекликаясь с Высоцким, одновременно направляет к символике восточной поэзии, к цветению сакуры. Словами, вкусить цвет, замечаем о бренности и эфемерности жизни и одновременно о превосходстве духовного над материальным. Указываем на смертность, конечность цикла – «дух вон» и завершаем стихотворение символикой Сергея Есенина: -
 
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Надеюсь, что мой вдохновенный стихотворный опус, послужит дополнительным поводом для вас, перечитать целиком «Отговорила роща золотая», это великое стихотворение Сергея Есенина, как, впрочем, и песню Владимира Высоцкого «В сон мне – жёлтые огни», которая мне видится апогеем выраженного им народного отношения к советскому периоду в жизни России.

В последней строке тоже есть ещё один смысл, скорее даже основной, чем дополнительный, данный смысл, так же остаётся за кадром, но в этом случае уловить его достаточно трудно.
Таков, если вкратце, подтекст данного стихотворения, вдохновением для написания, которого, послужило пребывание в месте, о котором оно написано. Приходите на это место и вы, уверен, что к вам так же придёт вдохновение, возможно в какой-либо другой форме.


05.12.2018               


Рецензии