Взрослые увлечения. Глава 12. М - 104

               М-104


                Подрастающие дети, особенно мальчишки, с нескрываемым восторгом и интересом поглядывали на чужой транспорт, будь то: велосипед, мопед, мотоцикл, а тем более - машина. Иметь в семье средство передвижения было престижно и круто, ведь многие проблемы решались намного проще, если имелся свой транспорт, на котором можно: съездить в универмаг или на рынок; привезти из леса грибы или ягоды; сгонять на речку искупаться или порыбачить. Да мало ли что ещё можно было сделать, имея собственный транспорт!
                Однако горбатый "Запорожец", ЗАЗ 965, и автомобиль "Москвич - 403", -  стоили довольно дорого. Цены новых машин варьировали в пределах от 1800 до 3600 рублей, а вот мотоциклы, мотороллеры, мопеды - наиболее доступны для шахтёрских семей и их можно купить свободно.
                Александр Сергеевич, отец Шурки, в первый год VIII пятилетки оформил в кредит мотоцикл "М-104", мощностью 5,5 лошадиных сил с одним цилиндром и одной выхлопной трубой.
                Своей технической новизной покупка привлекла внимание многих парней с соседних улиц. Хромированные детали блестят, как пасхальные яйца; двигатель работает не хуже бензопилы "Дружба"; детали из чёрной резины: покрышки колёс, подножки, ручки сцепления и газа, смотрятся с тёмным отливом, как свежие сколы коксового угля или битумной смолы.
                После посадки картошки и ранних посевных работ, добрая половина переулка Островского переключилась на изучение нового агрегата, купленного Александром Сергеевичем. Отец Кольки Метсяля, идущий с работы мимо Шуркиного двора, посоветовал провести обкатку в щадящем режиме, на так называемом импровизированном самодельном стенде с прокруткой колёс на холостом ходу.
                Однако дядя Петя Сапожников усомнился в эффективности данного метода и настоял на традиционном способе обкатки. Под руководством двух советчиков, Александр Сергеевич взгромоздился на сидение мотоцикла, отпустил тормоза, выжал сцепление и прибавил газ; "стальной конь" резко рванул вперёд, повернул налево и упёрся передним колесом в доски забора Дмитрия Борисовича Хомякова.
                Мотор взревел, как стартёр для запуска дизеля трактора ДТ-54; клубы чёрного едкого дыма повалили из единственной выхлопной трубы, окутывая ядовитыми газами любопытных соседей, стоящих у углярки. Из-под заднего колеса, крутящегося с бешеной скоростью, полетели куски горельника, шлака, породы и другого мусора.
                Пыль, дым, грохот и маты заполнили небольшое пространство, окружающее людей. От подворотни выскочил прихрамывающий дядя Стёпа Процишин и попытался своей клюкой затормозить заднее  колесо, но неудачно: протектор покрышки подмял наконечник бадажка, с хрустом переломил его и "выплюнул" вместе с хламом на середину переулка.
                Напряжённую ситуацию разрядил Холодков дядя Коля, единственный обладатель автомобиля "Москвич-403" в районе шахты № 9. Он спокойно подошёл к передней части мотоцикла и вынул ключ из замка зажигания.
                Двигатель заглох, наступила тишина; перепуганные Шуркины голуби возвратились на родную крышу. Александр Сергеевич, при помощи соседей, слез с вздыбленного мотоцикла. Переднее колесо мотоцикла повалило часть забора и приподнялось от земли на полметра. Задняя покрышка колеса погрузилась в вырытую канаву глубиной более десяти сантиметров.


Рецензии