16-й Президент США

(Путь к  свободе)


«Мы  не  рабы,  рабы  не  мы…» -  кто  бы  мог  это  сказать?.. Впервые… Это  очень важно  для  истории.  Воображение  рисует  образ какого-то  необыкновенного  человека -  человека,  заново  родившегося, то есть,  наконец,  ставшего человеком.  Это, вероятно,  и  Спартак -  первое  что  приходим  на  ум,  и  знаменитый древнегреческий мудрец  Эзоп,  сказавший  перед  смертью: «Я  хочу умереть  свободным..».
   А  дальше  всевозможные  инсургенты   (повстанцы)…  Многие-многие  годы     борьбы  за человеческое  достоинство:  история  человечества – это  драматический  путь  к  свободе.
   Спора  нет,  имеются  грандиозные   достижения  на  этом  пути,  но  сказать, что  «рабовладельческая  формация»  (особенно  в  духовном  смысле)  исчезла  целиком  и  полностью,  вытесненная  демократией,  было  бы   преждевременным:  рабство  продолжает  существовать  в самых  разнообразных  формах.
   Чтобы  не очень  отвлекаться  от  избранной  темы,  укажем  на  «переломные» пункты  в  борьбе  с  рабством – в  США  и  России.
   Известно,  государство  Соединённые  Штаты  Америки  возникло  в  18  столетии.  «Возникло»  -  это  слишком  мягко  сказано: оно  рождалось  в  муках  и  страданиях,  наталкиваясь  на  сопротивление  уже  «заматеревших»  соседей (прежде  всего  Англии  -  Британской  империи).  Нужно  было  разрешать  и  внутренние  противоречия,  которые  привели  к  гражданской  войне.  В  общем,  скажем  так,   дитё  появилось  не  без  изъянов:  родилась  республика… рабовладельческая -  дикий  социальный  оксиморон.
   Сейчас это  может  кого-то  удивлять,  что  первый  президент,  знаменитый  борец  за  независимость  Америки  Джордж   Вашингтон,  был  крупным  рабовладельцем,  он  только  в  посмертном  завещании  предоставил  свободу  своим  рабам.  Заметьте,  «своим»,  а  не  вообще  рабам.  И  только  16-й  президент (а  не 2-й,  не  3-й  и т.д.)  - чуть  ли  не  через  100  лет  взял  на  себя  смелость  законодательно  ликвидировать  рабовладение.  Этим  16-м  президентом был  Авраам  Линкольн.  И  только  через  100  лет  после  этого  президентом  Америки  был  избран  потомок  темнокожих  рабов  - этим  человеком  был Барак  Абама -  44 –й  президент.  Но  самым  почитаемым  считается 16-й – Авраам  Линкольн.  В  его честь  по  всей  стране  высится  множество  монументов.  Один  из  самых  известных  -мемориал  в  центре  Вашингтона,  открытый  в 1922   году.  Надпись  под  статуей  гласит:  «В  этом  храме,  как  и  в  сердцах  людей,  ради  которых  он  спас  Союз,  память  об  Аврааме  Линкольне  сохранится  во веки  веков».
  Более  высоких  слов  признания  достоинств  политика  трудно  придумать.  И  это  благодарность человеку,  который  президентом  был  всего  четыре  года и  три  месяца -  на 56-м  году  жизни  (в 1865 г.)  он  был убит  защитниками  работорговли.  За  свободу  негров,  за  равноправие людей, за  справедливость  он  заплатил  своей жизнью.  Но  не  только  это  имеется  в  виду  в  мемориальной  надписи,  но  и  мужество,  которое  он  проявил,  встав  на  защиту  высших  духовных  ценностей.
   Чтобы  прояснить ситуацию,  давайте  вспомним,  что  происходило  в  это  время  в  России. Царь  Александр Первый  вернулся  из  Парижа  победителем  Наполеона,  спасителем  Европы.  Он  был полон  решимости  воплотить  в жизнь  освободительные  идеи,  которые  «витали  в  воздухе». Он  создал  комиссию  для  написания  конституции,  в которой  должна  идти  речь о  предоставлении  больших  прав  представителям   различных  слоёв  населения.  Однако,  спустя  какое-то  время,  царь  на  вопрос,  почему  он не  вводит  конституционное  правление,  ответил: «Некем  взять…».  Он  чувствовал, что  реакционное  дворянство  может  оказать такое  сопротивление,  которое  может  привести  к  гражданской  войне.  Любопытный  факт:  автор  «Введения  к  уложению  государственных  законов»  М. Сперанский  был  обвинён  в  государственной  измене  и  отправлен  в  ссылку.
   Тем  не менее, рабство  (крепостное  право) в  Российской  империи  было  отменено  (другим  царём)    на два  года  раньше, чем  в  Америке.  Надо  отметить тот   печальный  факт,  что  «Прокламация  об освобождении  рабов»,  написанная  Линкольном  и  принятая  1  января  1863  года,  не  стала  окончательным  решением  вопроса,  чтобы  можно  было  сказать: «Мы – не  рабы…».  В  Америке  разразилась  гражданская  война  между  рабовладельческим Югом  и  республиканским  Севером.  Погибло  много  борцов  за  равенство перед  законом.  Считается (официально,  в силу  принятой «Прокламации…»Линкольна),  победил  «Север». Америка  обрела  огромные  потенции  для  развития  и,  в  конце  концов,  превратилась  в  мировую  империю (на  современный лад),  как  мне  сдаётся,  с  «рабовладельческой  идеологией южан»: господствовать,  покорять, эксплуатировать,  прикрываясь  величественной  Статуей  Свободы. Думаю,  Линкольна  не  обрадовал  бы  этот  величайший  в истории…  оксиморон: «рабская  свобода»…

Да,   мы  живём  в  другое  время,  но  борьба  за  свободу  не  осталась  в  прошлом.  Эта  борьба  имеет разные  аспекты  (социальные,  экономические, психологические),  многое  зависит  от  самого человека -  от  уровня его  духовного  развития.
            Сказать мы  можем:  да, мы  -  не  рабы…
Не  ощутив  превратности  судьбы,
Свободы  ведь,  увы,  не  знали  сроду:
Мы  то  ли  спим,  то ль   в  яви  мы  живём,
Но  тянем  лямку  и  (смешно)  поём:
«О,  дайте,  дайте  мне  свободу…»
Не  искупить  позор,   коль  духом  слаб:
Ты  сам  в  себе – свободен  или  раб…


Рецензии
Невольно подумал о наших избранниках.А знают ли они, историю!
С уважением к автору,

Валери Кудряшов   22.01.2019 20:43     Заявить о нарушении