Наше поколение

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно…
М.Ю. Лермонтов

Наше поколенье духом измельчало!..
Нет средь нас пророка с огненной душой,
Чья бы жизнь звездою путь наш освещала,
Чья бы речь гремела мощью неземной.
Нет в нас веры в Бога – в тягостных сомненьях
Мы влачим бесцельно жизни жалкой дни,
Нрав свой развращая в праздных развлеченьях
И томясь ужасно, гибнем от тоски.
Нас не восхищают чудеса природы.
Не кипят в нас чувства, не трепещет грудь;
Мы алтарь низвергли правды и свободы,
И понять не в силах мы эпохи суть.
Нас с рожденья мучит тяжкий гнет безверья
И цинизм бездушный – тайный наш завет.
В век наш безотрадный ложь и лицемерье
Души отравляют с самых юных лет.
В наши дни в руинах храм святой искусства,
Нет простора мысли, пламенных речей;
Низменны мечтанья и так мелки чувства,
И в главе согбенной нет святых идей.
Много ль в нас найдется мыслей благородных?
Друга ли утешим в скорбный час беды?
Знамя ли поднимем в годы смут народных
И отрем ли слезы страждущих земли?
Нет, мы ищем в жизни низких наслаждений
И сжились безбожно с участью раба.
Если б наш позор бы зрел могучий гений,
Он бы с гневом проклял наши имена.
О, проклятье духу злобы и сомненья
И чинопоклонству льстивого раба;
Пусть навек исчезнут ложь и лицемерье
И вздохнет свободно каждая душа!
Пусть падут оковы рабского бессилья,
Пусть свободы вечной вознесется стяг,
И могучий дух наш вновь расправит крылья,
И хвалой потомок нас почтит в веках.


Рецензии
Уважаемый Руслан! Стихи Ваши великолепны. Глубоки и искренни, и построены грамотно/что вызывает еще бОльшее уважение!/. По сравнению с Вами я - более приземленный человек. Таких, как я много. Все же, я думаю, что в мире всегда должно присутствовать равновесие, минусы должны уравновешиваться плюсами. Раз мир существует /пока/, значит равновесие есть, хочется верить в это. "Все течет, все меняется. Все проходит, и это пройдет." Надо "с душевным спокойствием встречать все, что дается нам каждым днем" и делать выводы. Жизнь, она для того, чтобы учить нас всех. Каждый учится по-своему. И это невероятно трудно оставаться благодушным, есть, пить, уметь веселиться, работать, помогать кому-то - это величайший Божий дар!!! Я не помню сейчас, в какой главе Евангелия это написано, но меня они очень впечатляют и трогают. Очень! Уныние среди прочих грехов упоминается. Я очень Вам признательна за глубокие и содержательные строки. Храни Вас Бог.

Тамара Весёлая   03.12.2018 00:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Тамара! Стихотворение «Наше поколение» – это моя лирическая исповедь, философский анализ духовного кризиса нашего общества, горькое раздумье о мировоззренческих чертах и судьбе моего потерянного поколения, суд совести, где я хотел изобличить наши пороки и нравственные язвы – поругание святынь, отсутствие идеалов, измельчание душ, пошлость и лицемерие, оскудение любви и жажда низменных наслаждений, осмеянье всего возвышенного прекрасного – все то, что угнетает мою душу. Очень высоко Вы оценили мои стихи. Не думаю, что их можно назвать великолепными, хотя они искренние – в них я изливаю душу и сердце. Стихи подчас – исповедь поэта. В целом о поэзии моей скажу следующее – мне достаточно раскрыть книгу с произведениями Данте и Мильтона, Лермонтова и Державина, чтобы понять, насколько далеки от совершенства мои незрелые и неотточенные стихи.
Менее всего я хотел бы быть певцом уныния и тоски, и более всего желал бы стать поэтом надежды. Я совсем не кабинетный мыслитель, но мыслящий поэт, философствующий лирик, и мои скорбные раздумья навеяны окружающей меня действительностью. Жизнь без высокого служения, наполняет душу разочарованностью, отравляет сердце унынием и тоской. Как не печалиться сердцу человека, если он ощущает себя узником, томящимся в темнице, испытывает мучительный разлад с окружающей действительностью, видит, что пошлая и будничная жизнь безжалостно разбивает надежды и губит лучшие чувства, обрекает людей на унылое прозябание «существователей» (известное выражение Н.В. Гоголя), утративших смысл и цель жизни, не имеющих высоких запросов души, любви к искусству и исканию Истины? Наша земная жизнь таинственна и трагична, она коротка и исполнена скорбей. Но если существует любящий и милосердный Бог и душа бессмертна, а смерть – это не роковая черта, за которой ничего нет, то и наша жизнь – не «дар напрасный, дар случайный», а все мы – путники, идущие в вечность. Вера – это путеводная звезда на нашей жизненной дороге, без нее можно сбиться с пути и погибнуть. Мне очень близки и понятны слова апостола Иоанна Богослова с горечью провозглашающего, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин.5:19), но проповедующего, что Бог есть Любовь, никто и никогда не оставлен Им. Как возвышенны и изумительны строки Нового Завета о любви: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин.4:7). И как бесконечно далеки мы от евангельского идеала совершенной любви.
Господь одарил человека свободой, а свобода – это духовный суверенитет личности, без свободы невозможно любить и верить, молиться и созерцать, жить и творить. Только свободная личность способна быть верной своим святыням и отстаивать свои идеалы, даже если это требует жертвы и самоотречения. Человек есть свободное и духовное существо, но свобода налагает на него нравственную ответственность за всю его жизнь. Земная жизнь – это арена, где происходит то, что философы именуют «экзистенциальным выбором» – наша душа определяется: избрать вечную жизнь с Богом или вечность без Бога. У Достоевского – этого мученика веры и одного из величайших писателей России и мира, есть очень глубокомысленное определение адских мук в поучениях старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы»: «Отцы и учителя, мыслю: «что есть ад?» Рассуждаю так: Страдание о том, что нельзя уже более любить». Вот почему наша жизнь – бесценный Божий дар и так драгоценно каждое ее мгновение – невозвратимый атом времени. У древних мудрецов даже был такой образ: жизнь – это лестница, одни ее ступени, именуемые добродетелями, ведут ввысь – к Богу и духовным небесам, а другие, нареченные грехами, – вниз, в зловещую бездну. Но я верю – Бог скорбит о каждом из нас и хочет всех нас спасти, Он премудр и знает, как это сделать, но наша свобода настолько дорога Его сердцу, что Он никого не принуждает к спасению – в нашей воле принять Его или отвергнуть. Если бы не было Бога, а Христос не воскрес, тогда вера, надежда и любовь – все оказалось тщетным, и мы, заброшенные в холодный и жуткий мир, где безраздельно царит смерть, были бы обречены на отчаяние. Но если Сын Божий, Иисус Христос принял в сердце Свое все страдания мира, всю скорбь и горечь бытия, если всеблаженный Бог не отвернулся от нас, но искупил наши грехи Своими страданиями и воскрес из мертвых, то Бог есть Любовь и не бессилен перед злом, Он – Победитель смерти и ада.
Никогда не говорите о себе – «таких, как я много», Господь сотворил всех нас по образу и подобию Своему, каждая личность – уникальна и бесценна, она произведение великого замысла и премудрости Творца, и более того – творение Его безмерной любви. Как сказал поэт – «живущий несравним», а у Бога все живы, и Ваша душа Тамара – чуткая, умеющая радоваться жизни и ценить прекрасное – драгоценна для Него, ради нее Он пролил Свою святую кровь на Голгофе и воскрес из мертвых. И если каждый человек уникален, то конечно уникален и его жизненный путь.
Очень ценное наблюдение – «уныние среди прочих грехов упоминается». Это и в самом деле мой тяжкий грех, в котором я неоднократно исповедовался. Читая «Лествицу» преподобного Иоанна, игумена Синайской горы – проницательного знатока душ человеческих и непревзойденного наставника монахов в духовной жизни и аскезе, я нашел беспощадно правдивые строки об унынии: «уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив…». Уныние – это тягчайший грех, а его враг – молитва с нерушимой надеждой на Бога. Апостол Павел осуждал «чрезмерную печаль» и предостерегая, что она ведет к унынию и отчаянию. Самоубийство Иуды Искариота свидетельствует, что отчаяние может привести человека к гибели. Но существует «печаль ради Бога» – это покаяние, сокрушение сердца и плач о своих грехах. В книге Екклесиаста сказано: «сердце мудрых – в доме плача» (Еккл. 7:4), но этот плач о грехах – не безнадежная печаль, он сопровождается надеждой на Бога. В Новом Завете есть очень трогательные строки: «блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). В этом и чудо веры, что Господь обращает плач в радость, утешает скорбящих, дарит надежду страждущим, в Нем – вечная радость. И преподобный Серафим Саровский говорил: «Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся». Новый Завет – это книга неописуемой радости. В притчах Иисуса Христа женщина, нашедшая потерянную драхму, радуется и зовет подруг – здесь женщина это любовь Божия и Церковь, драхма – душа человека, на ней отчеканен образ царя – Бога, а ее подруги – Ангелы, у которых больше радости об одном кающемся грешнике, чем о девяносто девяти праведниках. Наверное наиболее удивительна заповедь апостола Павла – «всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16), ведь и Царство Божие определяется им как «радость во Святом Духе» (Рим.14:17). Из писаний святых отцов, мне более всего нравится поэтически прекрасное слово святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху, где с невыразимой силой звучит радость о воскресшем Спасителе, и сильнее этих строк мне встречать не доводилось: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? Воскрес Христос – и ты низвержен! Воскрес Христос – и пали демоны! Воскрес Христос – и радуются Ангелы! Воскрес Христос – и жизнь царствует! Воскрес Христос – и ни одного мертвеца во гробе!»
Благодарю Вас, Тамара, за внимание к моему творчеству и моим размышлениям, за добрые и искренние пожелания.

Руслан Игнашкин   11.12.2018 19:00   Заявить о нарушении
Вам спасибо, Руслан, за такую глубокую беседу со мной. Искреннее спасибо!

Тамара Весёлая   12.12.2018 01:10   Заявить о нарушении