Культурно-исторические прецессионные ритмы. 3582

Полный текст статьи с таблицами
читается и скачивается по адресу:  https://yadi.sk/d/fkgVA9mkc82E2g

Петриков С.М.,
Dr. (Германия),
доктор искусствоведения (Россия),
Алтайский государственный гуманитарно-
педагогический университет  (АГГПУ) им. В.М. Шукшина  (г. Бийск)   

Культурно-исторические
равномерно-периодические
ритмы в рамках прецессионного цикла   

     Покажем два 26.000-летних (13-двухтысячелетних) прецессионных цикла (ПЦ) в свете различной модальности их 13 двухтысячевековых элементов. При определении начала прецессионных циклов мы будем исходить из того, что последний полный цикл заканчивается приблизительно в 2000-м году (плюс-минус 13 лет, т.к. имеются данные о завершении этого цикла как за 13 лет до, так и на 13 лет после 2000-го года). Итак  мы имеем следующие 2 хронополя по 260 веков: одно до 2000-го года, а второе после него:


Табл. 1.
Здесь и далее полный текст статьи с таблицами
читается и скачивается по адресу:  https://yadi.sk/d/fkgVA9mkc82E2g


Табл. 2.


     Число 8 регулирует все важнейшие процессы в формировании культурных граней истории человечества. Культурный процесс начинается там, где начинается строгая равновеликая периодичность. В каждом прецессионном цикле (ПЦ) имеется зона периодичности из 2-х равновеликих соответствующих четырёхэлементных структур. Оставшаяся пятиэлементная структура  ПЦ выполняет роль зоны развития. Далее в изложении материала мы будем начинать ПЦ не от точки, соответствующей 2001-му году, где формируется структура 4-5-4 или АВА (4   2000-летия + 5  2000-летий + 4  2000-летия = 13  2000-летий в ПЦ) , но от точки, на 8 тысячелетий (4  2000-летия) раньше, в результате чего ПЦ приобретает структуру ААВ (4+4+5):


Табл. 3. Культурно-прецессионный цикл ААВ на примере II неоантропной (цивилизационной) культуры (2-я функция, Propositio, Pp - функция
последующего развития 1-й формации: I-IV неоантропные культуры).

 
     Если сравнить 16 начальных граней ближайших объединяющихся по восемь 16-ти прецессионных циклов (2 сверхкультуры по 26.000 х 8 = 208.000 лет), то перед нами во всех 16-ти случаях откроется одна и та же квадратная повторная архетипико-энергетическая периодическая структура.  Из совокупности данных шестнадцати 26.000-летних периодов нетрудно увидеть общую 416.000-летнюю (4.160-вековую) Современную Сверхбицивилизацию (2400 в. до н.э – 1760 в.), развёртывающуюся как последовательное чередование этих 16-ти прецессионных (26.000-летних или 260-вековых) культур (8-ми 26.000-летних культур Homo neanderthalensis и 8-ми 26.000-летних культур Homo sapiens). В этом „скромном“ космическом 416.000-летнем (4.160-вековом) Суперкультурном контексте наша 26.000-летняя (260-вековая) Цивилизационная культура являет собой десятый цикл  в рамках 16-ти отмеченных циклов-культур или второй в рамках  неоантропной культуры (32.000 до н.э. – 176.000 гг.; продолжительностью 2080 веков):


Табл. 4. Современная Сверхбицивилизация
(2400 в. до н.э – 1760 в.). Продолжительность 4.160 веков


     Отметим, что такая система деления культуры и сравнения с 80-летней человеческой жизнью есть одна из возможных. Более удобным будет, однако, деление 26.000-летнего этапа не на 10 субэтапов (фаз), а на 13. Такое деление мы предприняли в самом начале и считаем нужным последовательно его придерживаться, ибо оно опирается на круглую, 1000-летнюю систему отсчёта, что является чрезвычайно удобным для общего обзора процессов развития человека. Неандертальская метакультура вообще может измеряться только тысячелетиями в силу её экстенсивного характера. Она прошла 208 тысячелетий. Столько же – 208 – тысячелетий дано пройти и нашей, неоантропной, современной метакультуре – культуре homo sapiens. Из восьми этапов-культур этой нашей метакультуры мы прошли только 1-й, кроманьонский (26 тысячелетий) и примерно треть (как раз всю 1-ю, L-фазу в 8 тысячелетий) 2-го, цивилизационного этапа. Всего из предполагаемого объема времени в 208 тысячелетий нашей неоантропной метакультуры мы прошли 26+8=34 тысячелетия, т.е. 16,3 % этого предполагаемого хронообъёма... При делении 26.000-летнего этапа на 13   2000-летних  субэтапов мы указывали на организацию последних в 3 фазы:
-  L-фаза (экспозиция):  4 субэтапа по   2000 лет  (общая продолжительность L-фазы:   8.000 лет)
-  M-фаза (развитие):     4 субэтапа по   2000 лет  (общая продолжительность M-фазы:  8.000 лет)
-  N-фаза (заключение): 5 субэтапов по 2000 лет  (общая продолжительность N-фазы: 10.000 лет).
     Теперь выстроим нашу аналогию неоантропной метакультуры с человеческой жизнью в этом нашем – изначальном – ключе:


Табл. 6. Вторая, основная система
соотношения человека и неоантропной метакультуры (1:2000):


     Музыкальный период (4 такта + 4 такта) с дополнением в 5 тактов структурно-протяжённостно удивительным образом моделирует описанные нами отношения фаз (4:4:5). Точно также  сонатная форма с повторенной экспозицией (1:1) структурно-протяжённостно моделирует подобные отношения фаз: экспозиция : повторенная экспозиция : разработка+реприза. Конечно можно было бы представить все фазы равновеликими, но это механическое представление. На самом деле последняя фаза в силу её тормозяще-подытоживающей функции просто должна быть шире. 
     Для нас наглядным и интересным было бы сравнение 26.000-летних этапов-культур с 13-летними этапами человеческой жизни (рассматриваем благоприятную продолжительность человека – 104 года – как основание для деления на 8 этапов по 13 лет). Наш 26.000-летний этап цивилизационной (современной) культуры (6.000 до н.э. – 20.000 гг.) в свете этого сопоставления представляет собой этап 13-25 лет (включительно), который открывается teenager‘овским 6,5-летним  полуэтапом с 13 по 19,5 лет. Теперь можно вполне представить характер нашего цикла в целом, его легкомысленность, энергичность, живость, буйство, гормональный напор, необузданность и порой безрассудность, его неуверенно-становящийся характер, его резкие колебания, неустойчивость и срывы (в измерении нашего 26.000.летнего этапа это будут войны и прочие политические конфликты). Именно в этот период человек активно учится, и, если люди такого этапа непрерывно не учатся, они резко скатываются назад. Тоже самое относится и к современному человечеству: выбывание из из системы обучения моментально отбрасывает человека назад и разрушает его. Точно также может быть разрушена вся цивилизационная культура (6.000 до н.э. – 20.000 гг.), если она не стимулирует непрерывное обучение людей планеты. Именно это является решающей причиной всех проблем современного общества, в частности терроризма, наркомании, проституции, преступности, безработицы, религиозного фанатизма и прочих его пороков.
     Теперь распределим наш 26.000-летний этап цивилизационной (современной) культуры (6.000 до н.э. – 20.000 гг.) на 13 субэтапов по 2.000 лет и сопоставим последние с соответствующим человеческим возрастом:


Табл. 9. Сравнение вторых этапов цивилизационной (современной) культуры и человеческой жизни


     Таким образом ближайшая к нам "акупунктурно"-историческая дата есть 2001-й год: волшебно-незабываемые 17 лет, котрые знаменуют вторую половину teenager‘ского возраста (13-19 лет) и замыкают период подросткового возраста (от 12 до 17 лет). Неуравновешенность и взрывчатую гормональность как нашей всей цивилизационной культуры (с 6.000 г. до н.э. по 20.000 г., соответствующей возрасту в 13 лет), так и 5-го субэтапа второго этапа этой цивилизационной, современной культуры (с 2.001 г. по 4.000 г., соответствующей возрасту в 17 лет)  можно объяснить через подобные качества подросткового и teenager‘ского возраста. Кровавость войн известной нам трудно осмысливаемой именно из-за своей кровавости истории имеет параллели с менструальным периодом девочек-подростков этого периода. Как мы видим дикость кровопролития исторического масштаба значительно облагораживается, если мы перейдём на масштаб в 2000 раз меньший, связанный с жизнью человека.
     Вся обозримая нами история человечества – это макропериод его полового созревания. Мы, независимо от нашего физического возраста, все в этом смысле являемся подростками. Подростковость – это доминантная черта нашей обозримой истории и нашего – общечеловеческого и частночеловеческого – современного состояния. В 2011 году на Земле проживало более 1 млрд. подростков. Эта возрастная категория считается самой несчастливой на планете. Конфликты с родителями это в переводе на масштаб цивилизационной культуры означает сомнения в наших небесных родителях и внутренние конфликты с Создателем. Начиная с XIX века человечество особенно ускоренно двигалось к атеизму, материализму, позитивизму. Проблемы обострённого внимания к противоположному полу в этом возрасте (с 13 до 26 лет) на уровне всей  нашей современной – цивилизационной – культуры (с 6.000 г. до н.э. по 20.000 г.) культуры связаны с обострённым эротико-сексуальным чувствованием людей в эти отмеченные  –  долгосрочный и краткосрочный   – периоды. Кровавость и вакхо-эротический модус нашей соответствующей истории – это общепризнанные факты. В частности близкий к нам XIX век связывается со временем романтизма, неотделимого от магнетического эротического обаяния искусства этого периода. Жажда какого бы то ни было опьянения – есть общая черта сравниваемых феноменов. Подростковые эксперименты с курением, алкоголем и эротическими ощущениями вполне соответствуют тому, что охватило широкомасштабно всю земную цивилизацию. О размахе наркомании в XIX-XXI  вв. говорить даже не приходится – насколько это очевидно. Естественно, что цивилизационная культура как образование в 2000 раз большее, чем  рассматриваемое «дикое» 17-летие демонстрирует стремление к опьянению именно в наиболее радикальном –  наркологическом – масштабе. А что говорить об опьянении кинопродукцией, экзотическим отдыхом, интернетом, джазом, экзотическими и электронными звучаниями, рок-н-роллом, поп-культурами? Если же мы откроем статистику употребления алкоголя на планете, то нам станет ясно, что наши сравнения верны. Причём на уровне 17-летнего подростка опьянённость миром проявляется на более внутреннем и чистом плане, нежели на плане огромной 26.000-летней культуры и её «17-ю годами» (с 2.001-го по 4.000-й года).
     Интенсификация войн («крови») в XIX-XX веках может ассоциироваться ни с чем иным, как с дефлорацией девушки на пороге 17-18-ти лет. Опасность же «уличного» развития подростка с его возможным вовлечением в проституционную и криминальную среду вполне сопоставима с опасностью Третьей мировой войны в настоящее время. Незащищённость подростка и современного мира – явления вполне сопоставимые...
   
 
Список литературы

1. Александрова, Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект [Текст]: монография  / Л.В. Александрова; Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. –   Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1995. – 372 с. – Библиогр.: с. 277-287. – 500 экз. – ISBN 5-7196-0481-2. 

2. Бергер, Л.Г. Закономерности истории музыки [Текст] / Л.Г. Бергер // Музыкальная академия. – 1993. – № 2. – С. 124-130. – Библиогр.: с. 130. – ISBN 0869–4516.

3. Бергер, Л.Г. Звук и музыка в контексте современной науки и в древних космических представлениях. Пространственный образ как модель художественного стиля [Текст]: монография  / Л.Г. Бергер; Тбилисский гос. университет. – Тбилиси: Изд-во Тбилисского ГУ, 1989. – 216 с. – Библиогр.: с. 189-200. – 200 экз. – Б 4901000000.

4. Бычков Ю. Ладовая система Древней Греции: Лекция по курсу гармонии для студентов музыкальных вузов. – М., 2001 // Электронный ресурс). – Режим доступа http://yuri317.narod.ru/greki/text.html

5. Евдокимова, Ю. К. История полифонии. Многоголосие средневековья X-XIV века [Текст]: монография  / Ю.К. Евдокимова; Изд-во Музыка. – М.: Музыка, 1983. – 456 с. – Библиогр.: с. 448-452. – 10.000 экз. – ИБ № 3106.

6. Герцман, Е.В. Античное музыкальное мышление: монография / Е.В. Герцман. – Л.: Музыка, 1986. – 223 с.

7. Закс К. Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков// Музыкальная культура древнего мира. – Л., 1937.

8. Колтынин А. История повторяется через 150 млн. лет: Электронный
9. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха. Пер. с нем. Зинаиды Эвальд / под ред. Б. В. Асафьева. – М.: Огиз, Гос. муз. изд. Образцовая тип., 1931.

10. Логиаду-Платонос, Сосо. Кносс. Минойская цивилизация: монография / С. Логиаду-Платонос. – Афины: И. Мафьюлакис & Cо, 2006. – 96 с.

11. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики [Текст]: / А.Ф. Лосев // Самое само. (Серия «Антология мысли»).  / М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1999. – с. 635-822. – Библиогр.: с.802-822. – 7100 экз. – ISBN 5-04-002918-7.

12. Лотман Ю. Семантика числа и тип культуры// Статьи по типологии культуры. – Тарту, 1970. – Вып. 1.

13.  Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке. — Л.: Музыка, 1982.

14. Петриков, С.М. Духовно-творческие проблемы современной цивилизации [Текст]: авторский сборник. – Вып. 4. /  С.М. Петриков; Бийский пед. гос. ун-т. – Фленсбург; Бийск; М.: Российская академия музыки им. Гнесиных; НИЦ БПГУ, 2006. – 217 с. – (Серия «Творческое измерение человека-человечества-универсума» из 4-х авторских сборников. Всего: 94 статьи.). – 100 экз. – ISBN 978-5-903042-20-4.

15. Петриков, С.М.  Закономерности развития художественного мышления [Текст]: Дис. в виде науч. доклада на соиск. уч. степ. докт. иск. – Санкт-Петербург: РАН, РИИ, 1996. – 58 с. – Библиогр.: с. 55-58.

16. Петриков, С.М. Закономерности развития художественного мышления (музыкологический историко-теоретический аспект) [Текст]: монография / С.М. Петриков. – Томск: Изд-во ТГУ, 1993. – 255 с. – Библиогр.: с. 55-58.– 500 экз. – 5-7511-039-3. 

17. Петриков, С.М. Ритмы эволюции западноевропейского музыкального мышления [Текст]: / С.М. Петриков  // Интерпретация музыки. Ступени познания / Красноярск: Красноярский гос. институт искусств, 1994. – с. 144-162. – Библиогр.: с. 159-162. – ISBN 5-230-08313-1.

18. Петриков, С.М. Об интонационно-фазной форме в инструментальных произведениях Б. Тищенко [Текст]: / С.М. Петриков // Проблемы музыкальной науки / М.: Советский композитор, 1989. – Вып. 7. – С. 174-180. – Библиогр.: с. 180. – ISSN 0234–9469.

19. Петриков, С.М. Текстуальное музыкальное мышление: синтаксический интегрирующий аспект [Текст]: монография (исследование) / С.М. Петриков. – Бийск, НИЦ Бийского пединститута, 1993. – 626 с. – Библиогр.: с. 454-495. – 500 экз. – ISBN 5-85127-002-0.

20. Петриков, С.М. Циклические закономерности развития музыкального мышления Новой европейской цивилизации в культурологическом контексте [Текст]: / С.М. Петриков // Художественное образование: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции (Бийск, 4 ноября 2011 г.) / Бийский гос. муз. колледж, 2011. – С. 216-223. – Библиогр.: с. 223.

21. Петриков, С.М. Эволюционное музыковедение в системе художественного образования студентов [Текст]: уч. пособ. к спецкурсу / С.М. Петриков; Новосибирск: Новосибирский гос. пединститут, 1990. – 92 с. – Библиогр.: с. 78-81. – 600 экз. – Темплан 1990 г., поз. 54.

22. Пифагор. Золотой канон.   Фигуры эзотерики.  —   М.:   Изд-во Эксмо, 2003. — 448 с. (Антология мудрости). Или как электронный ресурс: Пифагор. Золотой век // http://vzms.org/Piph.htm

23. Трифонов Г. Категория „периодичность“, „цикличность“ и „ритмичность“ в философии и естествознании// Формирование научного мировоззрения. – Чебоксары, 1972. – Вып. 4.

24. Шпенглер О. Закат Европы [Текст]: монография / О.Шпенглер. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993. – 592 с. – 20.000 экз. – ISBN 5-02-029879-4.

25. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. – Минск: Харвест. 1999.

26. Blume, F. Renaissance & Baroque Music. A Comprehensive Survey. Ldn., 1975.

27. Bukofzer, M.  Music in the Baroque era from Monteverdi to Bach. – NY, 1947.

28. Dahlhaus, C. (ua) Systematische Musikwissenschaft. – Neues Handbuch der Musikwissenschaft. – Vol. 10. – 1989-1996.

29. Deri, O. Exploring Twentieth-Century Musik. – NY, 1968.

30.  Feil, A. Metzler Musik Chronik vom fr;hen Mittelalter bis zur Gegenwart [Текст]:  Monographie / А. Feil. – Stuttgart; Weimar: Verlag J.B. Mezler, 1993. – 573 S. – Verwendete Literatur: S. 796-822. – ISBN 3-476-00929-7.

31. Gombosi, O. Die Tonarten und Simmungen der antiken Musik. – Copenhagen, 1939.

32. Husmann, H. Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur. – Berlin, 1961.

33. Leichtentritt, G. Geschichte der Motette. – Hildesheim, 1966.

34. Michels, U. dtv-Atlas-Musik: Systematischer Teil: Musikgeschichte von den Anfaengen bis zur Gegenwart [Текст]:  Monographie / U.  Michels. – Kassel; Basel: B;renreiter-Verlag; Deutscher Taschenbuch Verlag, 2001. – ISBN 3-423-08529-0 (dtv). – ISBN 3-7618-1560-3 (Baerenreiter).


Полный текст статьи с таблицами
читается и скачивается по адресу:  https://yadi.sk/d/fkgVA9mkc82E2g


Адрес фото: 


Рецензии