Разговор дилетанта со знатоком современной живопис

 Р А З Г О В О Р
      ДИЛЕТАНТА С ЗНАТОКОМ СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ

Художник,пачкая холсты,
Своей фантазии внимает.
Он строит к почитателям мосты,
Но публика его не понимает.
Невежество людей грозит забвением,
Опасен не готовый к идеалу глаз.
Как им внушить:нет никаких сомнений,
Что происходит гениальности показ.
Круги,квадраты,детские рисунки,
Цветной палитры ряд...
Модерна дерзкие задумки
Невероятное творят.
Минуя скучную реальность,
Творцы шедевров водят краской по холсту,
Их подсознание проявляет гениальность,
Меняя правду жизни на ходу...
Тут мне пора остановиться,
Умерить гнев растущий Знатока,
С восторженной толпою слиться,
Скрыть непонятливость пока.
Рассказу толкователя внимаю:
Мол,никто еще не делал так...
И,если я чего не понимаю,
Так это лишь учебный брак.
И напоследок образованный эстет
Дал мне совет,как подлинным искусством наслаждаться:

Не надо в нем искать ответ,
И к истине рисунка рваться.
Все просто до предела:
Нет символов и шифров там,
До них у современных авторов нет дела.
Во всем видна раскрепощенность,
И мир художника широк,
Не ждите от него для взгляда пира...
Как, впрок пошел вам мой урок?
 
Я поняла,что мир широк,
Не надо удивляться творчеству особых,
Привычных вызывать у многих шок.

Ну,что с них взять--неискушенных?
Нельзя понять их творческий процесс,
Примерить на себя идеи модернизма.
Ну,растеклись предметы по холсту...

Быть может ,у таких картин особая харизма?
И цель новаторов-творцов
Поставить созерцателя в своеобразный ступор,
Сознание изменить?

Тут главное:искусство современности как данность
Вписалось в круг передовых идей.
И,если кто его не понимает,
Пусть учится у знающих людей.

Чему учиться,как наслаждаться тем,
Что не комфортно глазу,
Быть может озарение когда--нибудь придет
И превратит в эстета скептика не сразу?
Ведь залы выставок гламурных
Полны восторженных людей,
И красота речей занудных
Все утонченней от шальных идей
А ведь бывало,мастера полотен
Общались с нами внятно,
На ясном,полным красок языке.
Мир красоты писали так понятно...
Лес Шишкина живой,знакомый.
Там влажность воздуха и утренний туман
Как будто охлаждают кожу,
И нет причуд,похожих на обман.

Никто и не скрывает,что живопись сегодня
Уж очень далеко от классиков ушла.
Художник там смакует объективность,
Кумирам наших дней она как будто не нужна.

И что теперь--писать картины--элитарное искусство,
Смотреть на них--тяжелый труд ума...
Бессмысленные красок сгустки и серая ночная тьма?

Не всякому дано понять природу
Без логики ложащихся мазков,
Увидеть в творчестве породу,
Понятную без всяких слов.
Что не доступно многим,
Понятно знатокам--
Внушал Филонов своим ученикам.

Но был ли художник прав,
Без устали рисуя свой авангард?

И в том искусство мастера таится,
Что двадцать лет творец чудной
Писал картины,сидя к окну спиной.

Но содержание его шедевров
В комфорт не вносит диссонанс,
Когда сквозь мозаичность красок
Проглядывает глаз.
Филонов с классиками не враждовал,
И в поиске своих приемов
Их технику перенимал.

Художник пишет то,
Что не возможно выразить словами,
А Шишкин и ему подобные--
Фотографы с прилежными мазками.

Мир авангарда не понятен,его картин парад
Всего предлог шокировать и вызвать гвалт.
Самовыражение творцов
Порой похоже на каприз юнцов

Рисованные фотографии
          понятны всем без исключения,
Творчество авангардистов
           требует особого мышления.
Иррациональность подобного создания--
Работа подсознания.

Мне кажется,что все гораздо проще,
И способ парадоксом угодить толпе--
Всего лишь способ
Заявить о себе.

Мир творческих истериков
Не так загадочен,как нам внушают,
О их психической ущербности все знают.
Ван Гог,Гоген,Дали,Филонов
Шокировали публику манерами,
Но игры подсознания мастеров
Им приносили неплохой доход.
Яркая палитра цвета,круги,квадраты,
                на геометрию равнение...
Откуда у художников столь буйное
                воображение?

Живопись вырвалась из плена привычного,
Идеей стало самовыражение духа,
На холстах мастеров много личного,
Но это не значит,что в их головах разруха.
При видимой условности изображения,
Картину повторить довольно сложно,
И нет тут никаких сомнений;
Постичь все тонкости работы невозможно.

А может нет секрета никакого.
В естественности рощи таится
             конкуренция живого7
А поиск новых форм--всего лишь способ
Прервать естественную связь
              с великим прошлым?
Творений эпатажных грохот
Искусству не грозит ничем хорошим.
Ну,предположим,я все-таки пойму
                творения умелых,
Но,подскажите;под каким углом
Смотреть на черные квадраты самых смелых?

Под плотной маской черноты
Для глаза скрыты жизни обновления,
И,чтобы уловить там философские черты
                нужно воображение.

Ну,не хватает на такую простоту
У многих воображения,
Тем более,видя черноту,
кричать от восхищения.

Люди без воображения видят лишь
                черный квадрат,
А с фантазией мировоззрения их мир увеличивается
                во сто крат.

Но скептики возвышенных посыл идеи
                черного квадрата считают,
Что Малевич точно рассчитал,
Ка можно жить без напряженного труда
                богато.
Он знал,как стереопредмет подать,
Считая,что пиар искусству нужен,
Как подороже творчество продать...
И вот уж славы он заслужен.
Сам автор в творческом порыве
Всем говорил,что космос помогал,
А,чтобы тайну не открыли,
Он откровенно врал.

Отсутствие у зрителя воображения,
Еще не повод отрицать в квадрате
       творчества яркие черты.
И,к слову,не квадрат,а куб
Раскрашен наложением ярких красок до черноты.

А,что здесь нового,скажите,
И,как знаток искусства подтвердите;
Импрессионисты прежде ввели
            такую технику письма.
Они не смешивали краски на палитре,
А создавали черный цвет
       прямо на поверхности холста.
Скосить же прямоугольник сможет и ребенок.
Вообще,ничего не существует без света.
Тут полный творческий абсурд.
Наверно,не найду у вас ответа;
Зачем же выносить такой "шедевр"
          на всенародный суд?
Квадратом надо восхищаться,
          чтобы на торгах не потеряться,
И к победе тугих кошельков
          как безумные рваться?
Видно,отсебятина авангардиста
Неплохой дает доход,
Если для его раскрутки
Все ухищрения идут в ход.
По мне,ажиотаж вокруг картины
Напоминает лохотрон,
Хотя адепты современного искусства
Найдут в таком подходе моветон.
"Битва негров в черной пещере"--
Так назвал Малевич свой показ.
Признаться и этим тоже
Немало удивил он нас.
Ведь кто-то прежде
       подобно обозначил свое творение
В погоне за оригинальностью идей.
Малевич же,не ведая сомнения,
Поставил в ступор множество людей.
И очевидный КИТЧ творения,
Жоть сверху посмотри,а хоть анфас,
Как будто подтверждает Фрейда мнение,
Что ад живет обычно внутри нас.
Так опыт черного пиара
Прославил автора в веках. 
И,как положенная кара,
Искусству настоящему приходит крах.
А битва за умы непросвещенных
Окупится сторицей,
И ценность всех полотен спорных
Лишь станет поводом для инвестиций.


Рецензии