Размышления о Золотом Сечении

Вот уж не думала, что когда-нибудь пойду на степ-шоу.

У внука очередной концерт – открытие сезона в танцевальной школе «Солнышко Петербурга». В этом году уже шестое у нас и 22-е у Школы. Но мне надо было уйти пораньше, и после первого отделения пришлось пересесть на свободное место перед выходом.

Люблю смотреть детские концерты. Очень нравятся дети в танце. Вспоминается и своё танцевальное детство. Сначала в детском танцевальном кружке при школе. Были выступления на Новогодних ёлках, в кинотеатрах перед началом сеанса (такое тоже было, кто не знает), в школах и на многих других площадках. Позже – обучение в Вагановке, тогда носившей название ЛАХУ (Ленинградское Академическое Хореографическое Училище) имени А. Я. Вагановой. Как забудешь? И производственная практика там же - выступление во взрослых спектаклях на сцене Кировского (сейчас Мариинского) и Малого (Михайловского) театров Оперы и Балета. Амурчики в «Дон Кихоте», Дети на ёлке и Солдатики в «Щелкунчике», Овечки в «Горянке», дети в Вальсе Цветов в «Спящей красавице», Гномы в «Золушке»…. Ах, да, еще Цыплята в «Докторе Айболите»…

Ощущение себя танцующей помню и проживаю, когда смотрю Танец… Любой – взрослый или детский. Видя, какое внук получает удовольствие, радуюсь за него. Для меня ощущение Танца было сродни ощущению лёгкости, полёту, свободы.

Признаюсь, после первого отделения погрустнела. Руководитель этого коллектива «замахнулась» на классику. Все первое отделение шел трансформированный «Щелкунчик» - mix из всех наработанных танцевальных номеров коллектива (народного, классического, современного) на музыку П. И. Чайковского, название которому дали - «Мечты».

И даже не в том беда, что не сложилось со сценарием (либретто), неудачно соединенных танца и музыки… Дело в том, что не было Золотого Сечения Танца! То самое главное, за что мы любим Классический Танец! Не было Духа, Основы, Божественного Выдоха – Спирали Золотого Сечения. Которая должна быть проявлена в линиях руки и ноги, в пластике тела, повороте головы, танцевальном рисунке, пропорциях тела, разумеется. Педагоги просто не вложили в детей это знание. Было больно смотреть на ломаные кисти рук, криво поставленные спины, корявые ступни... Поэтому вопрос не к детям. Они-то все делали вдохновенно и страстно. Вопрос к педагогам, реализующим свои амбиции. Ведь все вышеперечисленное оттачивается годами в ежедневных многочасовых занятиях. Бережно и терпеливо вылепливается тело будущего танцовщика. Правильно распределяется мышечная нагрузка с учетом индивидуального развития. В годы моей учёбы наши педагоги внимательно наблюдали за нашими позвоночниками (не только спинами – позвоночниками!), выявлялись какие-либо дефекты суставов, не дай Бог, скрытые врожденные травмы... В классическом танце, на всех этапах обучения ему, везде - должны быть профессионалы.

В самодеятельных коллективах, вероятно, этим азам дети обучаются в народных и современных танцах… Что в этом коллективе получается очень хорошо! В этой области школа «Солнышко Петербурга» может соперничать и с профессионалами.

Мысли понеслись дальше… Золотое Сечение проявлено везде! В музыке и поэзии, как это хорошо показывает и объясняет Михаил Казиник (великий просветитель современности). И в живописи. Но не только в передачи линии и формы, это само собой разумеется. В Цвете! Это открытие я сделала, когда побывала в Эрмитаже с группой учеников нашего питерского художника Александра Кравчука. Тема вечера была: Итальянская живопись эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана… И техника гризайль. Мы шли от картины к картине, рассматривая технику, которую использовал тот или иной из Великих. Разумеется, это было смешение техник, приёмов и способов изображения. Но когда заговорили о конкретной технике – гризайль, я буквально увидела проявление принципа Золотого Сечения в живописи. Дело в том, что художник тонировал тела (итальянцы в основном гризайль использовали при прорисовке человеческих тел), высветляя или затемняя 13-ю тонами одного цвета область рисунка. А такой глубины в передаче цвета можно добиться именно в этой технике. Поэтому, в итальянской живописи настолько реальными воспринимаются человеческие тела. Так тонко прописаны мельчайшие подробности тела: складки, впадинки, бугорки, тени… Собственно, эта эпоха и художники воспевали красоту! (да, красоту) человеческого тела, даже если это тело Христа, только что сошедшего с креста. Ибо, само человеческое тело – это проявление Высшего закона сотворения Жизни, его Высшего Принципа – Золотого Сечения.
А в целом, размышляла я , Культура, Искусство призваны передавать эти Высшие Законы Гармонии языком Музыки, Живописи, Танца…через Золотое Сечение. И не прервётся связь с высшим и божественным во все Времена!

… Вот такие мысли проносились во мне после первого отделения, когда я пересела на свободное, открытое перед проходом место, лишь отметив взглядом уже сидящих в этом ряду двух интересных дам… «Похожи на балетных», - подумалось мне. Даже не заметила, каким образом с одной из них у нас завязался разговор… именно обо всем том, что я переживала.

«Как Вы относитесь к тому, что детям позволяют так танцевать классику?», - вдруг спросила я соседку по ряду. Спросила так, словно мы продолжили только что прерванный разговор.

«Как я отношусь? Ну как я отношусь?..», - отвечала собеседница, голосом интонируя - «Ужасно!»

Неужели в этом зале, наполненном обожающими своих детей, - мамами, папами и бабушками, которым нравится все, что делают их чада, у меня есть единомышленник?

Мы бы и продолжили беседу, если бы не начавшая звучать музыка. Вскоре, дама поднялась и стала прощаться: «Мне было очень приятно с вами побеседовать. Меня зовут Нина Александровна Винниченко», - сказала она, коснувшись моей руки. «Приходите ко мне на спектакль 11 ноября в Концертный Зал у Финляндского. Вам понравится», - встала и вышла быстрой лёгкой походкой.

По дороге домой я, как говорит мой муж, «изучила тему».

«11 ноября в Санкт-Петербурге в концертном зале "У Финляндского" пройдет долгожданный концерт театра "Степ-Шоу" под руководством легендарной Нины Винниченко. Основательница единственного в России театра степа Нина Винниченко в свое время была одной из лучших степисток Советского Союза! Именно они с мужем, знаменитым чечеточником Владимиром Винниченко блистали в 70-80-х годах в СССР и вошли в энциклопедию «Эстрада России. XX век».
Они участвовали в съемках таких фильмов как «Собака на сене», «В старых ритмах», «Песни памяти моей» сделали их знаменитыми на всю страну. Их «Аргентинское танго-милонга», «В ритмах джаза», «На лестнице» - номера, вошедшие в золотой фонд эстрадного искусства второй половины ХХ века. И все это не случайно, ведь создал «золотую пару», как любили их называть, сам Николай Винниченко – один из «Веселых ребят», «отец русской чечетки», выдающийся степист и исполнитель на банджо из труппы Леонидова Утесова».

ОГО! - только и смогла выдохнуть я… Что ж, надо идти. Тут же заказала нам с внуком билеты. Я же собиралась расширять его представление о Танце!

Спектакль нам понравился. Конечно, можно «включить» критика и заметить некоторые неточности у артистов и в их исполнении.  НО – Золотое Сечение Было!!!
Наш кругозор расширился. И мы получили большое удовольствие.

Нина Александровна! Я вас уже люблю! За подсказки, за Ваше вдохновение, молодость, азарт, творчество, за Ваш Театр с чудесными артистами и за верность и преданность своему делу, Танцу и Золотому Сечению.

13.11.2018 г., Наталья Генина


Рецензии
Наташенька, спасибо!Очень интересный взгляд на искусство в целом!

Наталия Крышан   28.11.2018 16:39     Заявить о нарушении
Благодарю, Натуля! Твоё внимание для меня особо значимо!

Наташа Генина   28.11.2018 16:48   Заявить о нарушении