Чёрный квадрат -есть победа над солнцем

        На своё же "Чёрный квадрот"
       http://www.stihi.ru/2016/08/19/2078
         

Ну вот, всё, наконец-то, прояснилось-
по крайней мере, для меня…
Уж сколько человечество носилось
с «квадратом чёрным», вся и всех кляня:
ещё одна в нём виделась «улыбка
Моны Лизы»-  в чём секрет
 мазни такой-шедевр или ошибка?-
гадал не мало весь учёный свет…

Но где же были вы, искусствоведы?
Уж вам-то стоило б , конечно, разобраться,
что символ тот квадрат победы
 над… солнцем- часть театральных декораций.
Предвидели ,быть может, футуристы:
 померкнет солнце , и наступит тьма,
погибнет всё, что истинно и чисто,
когда наш мир совсем сойдёт с ума…

  «Победа над Солнцем» — футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности[1] стала примером совместной работы поэтов и художников, синтеза искусств — слова, музыки и формы.
  Кручёных при написании либретто руководствовался своей поэтической концепцией «заумного языка».
  Матюшин так писал о замысле постановки: «Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием вся Победа над Солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте».
  Малевич в статье «Театр» (1917) подчеркнул оглушительное новаторство спектаклей: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова, и буквозвуки Алексея Кручёных распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру».
   Авторы «Победы над Солнцем» воспевали идею строительства нового будущего, которое может быть построено только после разрушения старого. И каждый из них достигал этого собственными средствами: Малевич — супрематическими построениями, Кручёных — заумью, а Матюшин — диссонантностью музыкальной ткани[5].
   Используя геометрические абстрактные фигуры, Малевич создал декорации и костюмы. Тут впервые и появился черный квадрат, но пока в качестве декоративного элемента (1-е действие, 5-я сцена). По задумке Малевича, квадрат закрывал солнце, а белая окантовка символизировала пробивающиеся лучи.


Рецензии
Спасибо, Анатолий! Интересный экскурс в историю появления "Черного квадрата". Я в свое время упустила эту информацию... То, что супрематизм - вид нового искусства, это понятно. Но то, что квадрат был в начале только частью декорации к опере Матюшина, узнала благодаря Вам.

Вера Сергеевна Семенова   07.12.2018 00:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.