Улитка против игуаны

Новый роман В.Пелевина
«Тайные видв на гору Фудзи»

Кризис среднего возраста не щадит никого – ни олигархов, ни содержанок, ни Пелевина. Вот и пришло время книги про это: «Ты есть это. И это пройдет.» И написана она, как в старые добрые времена, по-буддистски, остроумно и злободневно, со всеми этими филологическими подвывертами, как мы любим. И почти без политики, что особенно радует. А читается легко и с неослабевающим интересом, несмотря на довольно незатейливый сюжет. Особенно интересен новый роман женщинам, как мне кажется. Ниже объясню, почему.

Сейчас принято ругать автора и сетовать на то, что он «уже не торт». А я не буду. Эта книга доставила, простите за штамп, много приятных  и полезных минут. Вспомнила старину  «Чапаева», например.

Итак. Главные герои в начале повествования находятся в активном поиске – кто-то пары, кто-то смысла существования и буквально все - счастья. Потому что в середине жизни этот вопрос стоит наиболее остро: счастлив ли я? Но ищут свое счастье мужчины и женщины закономерно по-разному.

Мужчины( как в анекдоте: татарин, русский и еврей) погружаются в духовные поиски. Точнее, наоборот – предпринимают восхождение на ту самую гору, что заявлена в заглавии. И пытаются обрести истину при помощи инсайтов, некоего стартапера и буддийских монахов. Как думаете, можно ли обрести истину в буддизме, главным проводником в который у Пелевина издавна служит Петька с говорящей фамилией Пустота? И нужна ли на самом деле истина олигарху? И какое оно – олигархическое счастье?

Значит, по-мужски это будет долгий и вдумчивый путь улитки, точно по японскому стиху. Захватывает описание джан – духовных состояний, ведущих к свету. Но увы, высшее прозрение - это совсем не то, чего желают герои. Правда в том, что просветление – не для всех, и его невозможно купить. «Если человек не готов, его можно поставить на самую грань победы, и он все равно повернет назад…»  И не является ли это антропологически обусловленной реакцией, отточенной за миллионы лет эволюции?

У женщин (их тоже трое: негритянка, русская и трансгендер) свой путь. Как и положено существам ночи, они не рефлексируют, а прибегают к самому настоящему колдовству, прикрытому фиговым листом феминизма. Все эти веселые гонки с шустрой игуаной читать порою смешно, а порою грустно. И если женское равноправие в глазах обычной женщины выглядит спокойно и нормально, то крюки, вагины и манги с матами через слово – все этого чересчур, как по мне. Но я не назвала бы эту книгу анти-феминистской. Скорее, анти-ведьмовской. Тут женщинам обижаться не на что.

Кстати, почему героию зовут Таня? «Ужель та самая Татьяна?» Да, это отсылка ко всем нам известному «Евгению Онегину», главным героем которого была она – сильная женщина. Вообще противостояние, конфликт сильной женщины и слабого мужчины – это излюбленная тема русской литературы.

Поэтому особенно радует, что теперь и у Пелевина появился полноценный женский персонаж, хорошо прорисованный, с характером и болью. А печалит тот факт, что из кризиса героиня выбирается радикально недобрым способом, оседлав Великую Игуану. И если это и есть победа, то тут далеко не ясно, кто кого использовал.


И совсем грустно становится, когда понимаешь, что счастье, которое все герои в конце концов обрели, это несколько не то, чего мы ожидали. И поэтому жалко всех. Особенно юного затейника из Сколково, стартапера Улитина, который весь этот «нарратив» и развел нечаянно – с улиткой на склоне и игуаной в кратере. А в результате остался при своей бейсболке, как та старуха у разбитого корыта.

Да, главные герои добились того, к чему стремились – забвения, превосходства, денег… Но разве в этом – счастье? Впрочем, мы и так давно знали из русских народных сказок, что его не купишь за деньги и не получишь обманным путем. Просто Виктор Олегович доказал нам это с помощью занимательного экскурса в буддизм. В этом смысле роман можно рассматривать как  полноценный философский трактат. Недаром одна из центральных точек  - рецензия на книгу известного буддолога Пятигорского, сделана по всем правилам дзенской сентенции: «Встретишь Будду – убей Будду!».

Вообще все последние произведения Пелевина напоминают мне один длинный и необычный сериал – скажем, первый сезон «Твин Пикс» - там и мистика, и мыльная опера, и рабочая безысходность. Все, как положено. Но все время мучительно ощущаешь, что сам автор от этого сериала немного устал и хочет побыстрее с ним покончить, выйти уже наконец из этой удушающей дурной бесконечности «нарратива», прастити.


Рецензии
Юль, привет! Прочёл, спасибо за мудрые мысли, хочется поговорить, но водоворот уносит:) поскольку так стройно, как ты на бегу не могу, то пара непричесанных мыслей:
Пелевин ‘как мы любим’ - это да, но, скорее ‘Пелевин лайт’. Немного Кастанеды, немного Стругацких (вся феминистская часть - прямое продолжение темы славных подруг) плюс Чапаев, гламур и дискурс... Хотя читается с удовольствием, а что еще надо читателю? Что касается автора, то он защищается, сидя в позе лотоса, от этой дурной бесконечности иронией, местами переходящей в гротеск - абсолютно надо всем, включая буддизм. И видится суета сует. И усталость автора чувствуется. Да и время такое - усталое. ‘Посмотришь с холодным вниманьем вокруг...’ и ни одного привлекательного персонажа - но все вроде как милые, слабые, шебуршатся там чего-то, стремятся к химерам, хватают пустоту... и грехи у них такие смешные, наивные... но на самом деле страшно и одиноко, и холодом вселенской пустоты пробирает, и смысла ни в чем нет. Но для читателя, как и для героев, есть суррогатный хэппи энд возвращения в привычное свинство.

Валентин Емелин   02.12.2018 17:33     Заявить о нарушении
Привет, Валя!
Не гламур и дискурс, а нарратив!) У Пелевина новое словечко появилось.

Твои непричесанные мысли прекрасны! Согласна, особенно про вселенскую пустоту и возвращение в привычное свинство. В том и дело, что никаким хэппи-эндом тут и не пахнет, увы. И искушенный читатель, конечно, ждал большего. Мне больше всего у Пелевина нравится осмысление текущей действительности - вот как он умудряется осуществить "утром в газете, вечером в куплете"? И при этом все равно весело получается, несмотря на усталость. Но согласись - описание джаз захватывает больше всего!

Юлия Ви Комарова   02.12.2018 14:23   Заявить о нарушении
да, как джаны духовного наслаждения, так и экзистенциальный ужас описаны неплохо, заразительно, я бы сказал:)

Валентин Емелин   02.12.2018 22:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.