Имя на поэтической поверке. Наталья Крандиевская-Т

Эпитафия.

«Уходят люди и приходят люди.
Три вечных слова - БЫЛО ЕСТЬ и БУДЕТ-
Не замыкая, повторяют круг.

Венок любви, и радости, и муки
Подхватят снова молодые руки,
Когда его мы выроним из рук.

Да будет он, и лёгкий и цветущий,
Для новой жизни, нам вослед идущей,
Благоухать всей прелестью земной,

Как нам благоухал! Не бойтесь повторенья.
И смерти таинство, и таинство рождения
Благословенны вечной новизной.»
1954 год.

Это поразительное, по своей лиричности и философии стихотворение, принадлежит русской советской поэтессе
Натальи Васильевне Крандиевской-Толстой, (21 января 1888 -17 сентября 1963) которая по праву, в силу своего незаурядного таланта, занимает достойное место в плеяде поэтов  поэзии
Серебряного века, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Александра Блока, Осипа Мандельштама.
Есть поэтические судьбы, не укладывающиеся ни в какие представления о закономерностях литературного процесса.
При жизни поэзию Крандиевской – Толстой знал лишь узкий круг ценителей, Зато каких! Бунин, Блок, Горький, Чуковский, Маршак, Слуцкий…

В 17 лет Наталья Васильевна писала:

«Я шла пустыней выжженной и знойной.
За мною тень моя ленивая ползла.
Был воздух впереди сухой и беспокойный,
И я не ведала, куда, зачем я шла.

И тень свою в тоске спросила я тогда:
-Скажи, сестра, куда идём с тобою?
И тень ответила с насмешкою глухою:
-Я за тобой, а ты, быть может, никуда».

Наталья Васильевна (до замужества Крандиевская), родилась
в литературной семье, в Санкт  Петербурге. Её мать-Анастасия Романовна Тархова - была известной в начале ХХ века писательницей, близкой к чеховскому направлению. Отец-Василий Афанасьевич Крандиевский- был издателем и журналистом.
Стихи Наталья Васильевна начала писать  рано. Её стихи печатались в журналах. Стихи юной Натальи Крандиевской высоко ценили и такой строгий критик как Иван Бунин. Вот что он писал по этому поводу: «Она пришла ко мне однажды в морозные сумерки, вся в инее - иней опушил всю её беличью шапочку, беличий воротник шубки, ресницы, уголки губ - я просто поражён был её юной прелестью, её девичьей красотой и восхищён талантливостью её стихов…»

дальнейшем именно Иван Бунин стал литературным учителем Натальи Крандиевской. Отчасти этот выбор был предопределён другом их семьи Максимом Горьким, подарившим девочке бунинскую книжечку стихов «Листопад» с надписью: «Вот как писать надо!»

Наталья Васильевна тоже оставила воспоминания о своей первой встрече с Буниным: «Дрожа, я вынула тетрадь и принялась читать подряд, без остановки, о соловьях, о лилиях,, о луне, о тоске, о любви, о чайках, о фиордах, о шхерах, и камышах.
Наконец Бунин меня остановил.
-Почему вы пишете про чаек? Вы их видели когда - нибудь вблизи? – спросил он. Прожорливая, неуклюжая птица с коротким туловищем. Пахнет от неё рыбой. А вы пишите одинокая, грустная чайка. Да ещё с собой сравниваете…нехорошо. Комнатное враньё…»

Иван Бунин постарался привить своей ученице правило отвечать за каждое написанное слово, а требовательности к себе Наталья Васильевна в силу своего характера было не занимать. Будучи очень требовательной к себе, первую  поэтическую книжку она выпустила лишь в 1913 году, в двадцать пять лет, с незатейливым названием «Стихотворения». Год спустя после дебютного сборника «Вечер» Анны Ахматовой и три - после «Вечернего альбома» Марины Цветаевой.
Первая была младше Натальи Васильевны на год, а вторая на четыре.

 Надо  отдать должное, поэзию Натальи Крандиевской, полную философских раздумий, с чёткой формой классического стиха, высоко оценил Александр Блок.
Вот, одно из многих, взятых навскидку, замечательных стихотворений Натальи Крандиевской:
***
«Надеть бы шапку невидимку
И через жизнь пройти бы так!
Не тронуть люди нелюдимку,
Ведь ей никто ни друг, ни враг.

Ведёт раздумье и раздолье
Её в скитаньях далеко.
Неуязвимо сердце болью,
Глаза раскрыты широко.

И есть ли что мудрее, люди,-
Так, молча, пронести в тиши
На приговор последних судей
Неискажённый лик души!»

Наталья Васильевна в 1907-1914 годах была замужем за присяжным поверенным Фёдором Акимовичем Волькенштейном. Их сын Фёдор Волькенштейн, будущий известный физик, член корреспондент РАН (1906 -1985). Родители выдали Наталью Васильевну замуж, сразу после гимназии, без всякой романтической истории.
 Её супруг, человек практичный и заземлённый, предпочитал, чтобы жена больше времени уделяла их сыну, а не пропадала в литературных салонах.

 Она же тосковала по большой любви, на неё обращали внимание Александр Блок и Фёдор Сологуб, а Константину Бальмонту она и вовсе вскружила голову.

Однажды ещё в 1906 году, в редакции одного из журналов, она встретила молодого человека, ещё до своего замужества, но видно судьбе было угодно  свести их снова, и на этот раз надолго. И на этот раз надолго. Этим человеком был граф Алексей Николаевич Толстой, он читал свои стихи, которые Натальи Васильевне не понравились. «С такой фамилией можно лучше» - отметила она тогда. Фразу произнесённую Натальей Васильевной, в его адрес, тотчас передали Алексею Николаевичу. И хотя он себя крупным поэтом не считал, тем не менее обиделся.

 К тому времени Алексей Толстой, будущий автор трилогии «Хождение по мукам», романа «Пётр Первый», рассказа «Русский характер», был известным прозаиком и драматургом, его книжку «Сорочьи сказки» -критика называла «прелестной, а цикл рассказов и повестей «Заволжье», Романы «Чудаки» и «Хромой барин», пьеса Насильники» заставляли говорить о нём как о признанном мастере.

Спустя несколько лет они встретились в художественном классе, где занималась Наталья Крандиевская, и молодые литераторы стали часто видеться по –приятельски, увлекаясь друг другом всё сильнее.
Они стали встречаться чаще, их отношения приобрели серьёзный характер. Но в 1914 году началась война, и они расстались.

На волне всеобщего патриотизма он уехал на фронт корреспондентом от «Русских ведомостей». Наталья Васильевна устроилась работать сестрой милосердия в лазарет, где ухаживала за раненными.

В 1915 году Алексей Толстой сделал предложение замужней женщине, Наталье Крандиевской, сказав ей: «В одну из наших встреч вы как-то сказали, что для женщины любить- это прежде всего, оберегать, охранять. Это вы  правильно сказали».

Алексей Толстой развёлся со своей второй женой, а Наталья Васильевна с первым супругом. Таким образом. Алексей Толстой подошёл к вопросу женитьбы весьма практично, Наталья Васильевна приняла его предложение, согласилась, поломав свою вполне благоустроенную жизнь без всякого сожаления. Они поженились.

 Все говорили, что с женой графу повезло: умна, талантлива, красива, любит мужа без памяти. Сам Алексей Толстой признавался: «Война и женитьба на Наталии Васильевне были рубежом моей жизни и творчества.

В 1917 году у Алексея Толстого и Наталии Крандиевской родился их первый  общий сын Никита (будущий отец писательницы Татьяны Толстой), известный учёный – физик. В Москве стало неуютно, не только голодно (большевистские пайки не полагались), но и смертельно  опасно (победившему пролетариату они враждебны как класс).

 И летом1918 года, они, забрав детей, пасынка 10-его Федю и новорождённого Никиту уехали через Курск и Белгород в Харьков, потом в Одессу. В Одессе жили верой, что с большевиками вскоре будет покончено. Волна беженцев увлекла за собой и семью Толстых-Крандиевских - на французские берега.

Время, прожитое в Париже, оказалось не самым удачным. Алексей Толстой много и вдохновенно пишет, но вот напечатать ему почти ничего не удаётся.
Денег постоянно не хватает. Поскольку жить им было практически не на что, Наталья Васильевна за 3-и месяца выучилась на портниху и начинает обшивать сначала знакомых русских эмигрантов, у которых ещё водились деньги, а потом и привередливых француженок.

В Париже Алексей пишет роман «Сестры» - первую книгу своей трилогии «Хождение по мукам». Позже он признался что «Катя – это всё Наталья Васильевна, а её младшая сестра  Надежда – будущий скульптор – прототип Даши Булавиной.

Когда отношения «графа – писателя с эмиграцией вконец испортились, а зарабатывать на жизнь шитьём окончательно опостылело, они перебрались в 1921 году, в Берлин.

Ожидания Алексея Толстого оправдались, ему удалось кое – что напечатать. Жизнь в Германии оказалась куда полнокровнее -100-тысячная русская колония чувствовала себя здесь вполне вольготно, было  тридцать русских издательств.

 Здесь оказался Шкловский, Эренбург, Белый, Цветаева, приезжал с концертами Маяковский, эпатировали местную публику Есенин и Дункан (об этой паре Наталья Васильевна оставила яркие воспоминания).

В Берлине у них родился второй сын – Дмитрий –будущий известный ленинградский композитор. Эмиграция была недолгой, летом 1923 года семья вернулась в Россию, младшему Диме тогда было 7-мь месяцев. Алексей Толстой привёз романы «Аэлита» и «Сёстры», повесть «Икибус» и «Детство Никиты», которые сразу же были изданы и принесли автору всесоюзную славу.

Наталья Крандиевская помогала мужу, как могла, вела переписку с издателями, вычитывала корректуры, переписывала новые рассказы мужа.

В любом жанре Алексей Толстой ощущал себя как рыба в воде –
и фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», и историческая эпопея «Петр Первый», и детская сказка «Золотой ключик», написаны ярко и талантливо. Она жила интересами мужа, а писала стихи, только когда Алексею Толстому понадобилась песенка для Пьеро в «Золотом ключике».

Однако случилось непредвиденное, прожив  с Натальей Васильевной более20-ти лет, 52-х летний Алексей Толстой, в октябре 1935 года женился на 29-ти летней секретарше Людмиле Баршевой, и заявил, что он впервые в жизни полюбил человека.

Он уехал в Москву, оставив свою 47-ми летнюю «Тусю» с сыновьями. У Алексея Толстого началась другая жизнь, звание академика, две Сталинские премии, третью за незаконченного «Петра Первого», Алексею Толстому отменят посмертно.

Долгими одинокими ночами Наталья Васильевна размышляла о потерянной молодости, о таланте принесённом в жертву человеку, не способному оценить её.

«Нет! Это было преступленьем
Так целым миром пренебречь
Для одного тебя, чтоб тенью
У ног твоих покорно лечь…»

Удар, нанесённый ей Толстым, Наталья Васильевна выдержала с трудом. Как выжила? Просто снова начала писать стихи и прозу, воспоминания о Горьком и Бунине. Вновь зазвучала её правдивые мелодичные стихи, возвращая ей силы, пережить это горе,

«…Глаза, распахнутые болью,
Глядят на мир, как в первый раз,
Дивясь простору и раздолью
И свету, греющему нас.
А мир цветёт, как первозданный,
В скрещенье радуги и бурь,
И льёт потоками на раны
И свет, и воздух, и лазурь».

Наталья Васильевна не имела права пасть духом, у неё были дети, которых нужно было воспитывать, окружить вниманием и заботой, чтобы они не чувствовали себя брошенными.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на многочисленные предложения уехать, Наталья Васильевна осталась в осаждённом  Ленинграде.
 Она чудом выжила, получая как все пайковые 125 граммов хлеба, хороня близких ей людей, и писала, писала стихи обо всём, что происходило в годы блокады, о людях, способных выжить, когда по всем физическим законам человек должен умереть, о том, что даёт ему силы выжить.

    Стихи написанные в блокадном Ленинграде, сами говорят о мужестве и стойкости  Натальи Васильевны.

***

«Связисты накалили печку,
Не пожалели дров.
Дежурю ночь. Не надо свечку,
Светло от угольков.

О хлебе думать надоело,
К тому же нет его.
Всё меньше сил, всё легче тело.
Но это ничего.

Забуду всё с хорошей книгой,
Пусть за окном пальба.
Беснуйся, дом снарядом двигай, -
Не встану, так слаба.

Пьяна от книжного наркоза,
От выдуманных чувств…
Есть всё же милосердья слёзы,
И мир ещё – не пуст!»

****
«В кухне крыса пляшет с голоду,
В темноте гремит кастрюлями.
Не спугнуть её ни холодом,
Ни холерою, ни пулями.

Что беснуешься ты старая?
Здесь и корки не доищешься,
Здесь давно уж злою карою,
Сновиденьем стала пища вся.

Иль со мною подружилась ты
И в промёрзшем этом здании
Ждёшь спасения, как милости,
Там, где теплится дыхание?

Поздно, друг мой, догадалась я!
И  верна и не виновна ты.
Только двое нас осталося-
Сторожить пустые комнаты».
Ленинград, февраль 1942год.

Ещё один удар получила Наталья Васильевна, 23 февраля 1945 года умер Алексей Толстой, прожив 63 года.

Оплакивая Алексея Толстого, любовь к которому, Наталья Васильевна сохранила до конца своих дней, она за два послевоенных года, написала цикл стихов его памяти.

***

«Длинной дорогою жизнь подводила
К этому страшному дню.
Всё, что томилось, металось, грешило,
Всё предаётся огню.

Нет и не будет виновных отныне.
Даруй прощенье и мне.
Даруй смиренья моей гордыне
И очищенья в огне»
Февраль 1945 год.

За этим ударом последовал другой, не менее страшный, после доклада Жданова о Зощенко и Ахматовой и партийных постановлениях о журналах «Звезда» и «Ленинград», издательство пересмотрело свои «идеологически неправильные» планы, и готовую к печати книгу, под названием «Дороги» запретили, ликвидировав ранее составленный договор.

 Свет она увидела только через 20-ть лет, в 1985 году, после смерти автора.
При жизни у Натальи Васильевны вышло три сборника произведений:

«Стихотворения» -1913год.
«Стихотворения книга 2» -1919год. Одесса.
«От лукавого» 1922год Москва – Берлин.
«Вечерний свет»  1972год. (посмертный сборник)
«Дорога» 1985 год. (посмертный сборник)

Всю свою жизнь Наталья Васильевна Крандиевская –Толстая прожила «на втором плане», в ореоле славы своего мужа, заслонённая томами сочинений классика советской литературы Алексея Толстого.
 
Стихи Натальи Васильевны  малоизвестны  широкому читателю. А между тем, они, несомненно, заслуживают внимания, как, впрочем, и история жизни этой необыкновенной женщины.

В конце жизни Наталья Васильевна много болела, почти полностью потеряла зрение. Но до последнего дня сохранила живой ум, ироничный взгляд на мир. Родные вспоминают, как сын устроил мать «по блату» в больницу старых большевиков, и Наталья Васильевна при этом известии молодо рассмеялась –«их сиятельство» всегда относилась иронически к советскому словарю.

Наталья Васильевна умерла в Ленинграде 17 сентября 1963 года, прожив 75 лет.

Но и сама смерть не сделала её ближе к Алексею Толстому –похоронили Наталью Васильевну не рядом с ним, на мемориальном Новодевичьем в Москве, а на питерском Серафимовском…

Её скромную могилу под старой берёзой не так легко отыскать.

На могильной плите высечены слова из её стихотворения «Эпитафия»:

 «Уходят люди и приходят люди
Три вечных слова – БЫЛО, ЕСТЬ и БУДЕТ –
Не замыкая, повторяют круг.
Венок любви, и радости и муки
Подхватят снова молодые руки,
Когда его мы выроним из рук»

Из поэтического наследия Натальи Крандиевской-Толстой.

***
«Виноградный лист в моей тетради,
Очевидец дней былых и той
Осени, что в спелом винограде
Разлилась отравой золотой.

Выпито вино того разлива
Уж давно. И гол, и пуст, и чист
Виноградник, где он так красиво
Пламенел, засохший этот лист.

Те стихи, в которые закладкой
Вложен он, - боюсь перечитать.
Запах осени, сухой и сладкий,
Источает старая тетрадь».

***
Так случилось под конец,
Не смогли сберечь колец.
Потерялося твоё,
Я не знаю, где моё.

Так случилось, так пришлось, -
Мукой сердце извелось.
Стало каменным твоё
И обуглилось моё.

Не ропщи и не зови,
Не вернуть назад любви.
Бродит по свету моя,
Под крестом лежит твоя».

****
«Смерти злой бубенец
Зазвенел у двери.
Неужели конец?
Не хочу. Не верю!

Сложат, пятки вперёд.
К санкам привяжут.
- Всем придёт свой черёд, -
Прохожие скажут.

Не легко проволочь
По льду, по ухабам.
Рыть совсем уж невмочь
От голода слабым.

Отдохни, мой сынок,
Сядь на холмик с лопатой.
Сьешь мой смертный паёк,
За два дня вперёд взятый
Февраль 1942 года.

***
Такое яблоко в саду
Смущало бедную праматерь,
А я, - как мимо я пройду?
Прости обеих нас, создатель!

Желтей турецких  янтарей
Его сторонка теневая,
Зато другая – огневая,
Как розан вятских кустарей.

Сорву.   Ужель сильней запрет
Весёлой радости звериной?
А если выглянет сосед –
Я поделюсь с ним половиной.
Франция, сентябрь1921год.
г.Камб.

***
«Стрела упала, не достигнув цели,
И захлебнулся выстрел мой осечкой.
Жила ли я? Была ли в самом деле,
Иль пребывала в праздности доселе, -
Ни чёрту кочергой, ни Богу свечкой,
А только бликом, только пылью звёздной,
Мелькнувшей в темноте над бездной?»
1960 год.


Рецензии
Емкое и пронзительное эссе, емкие, пронзительные и краткие стихи, написанные простым русским словом. Спасибо, Лев.

Кленин   28.10.2019 19:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.