Книжная полка-72. Н. Думбадзе. Я вижу солнце

Привет всем авторам и читателям.

С вами Злобный Мышалет. Осенние дни бывают унылы, если нет хорошей книги.

Читайте книги с нашей "Книжной полки", и оптимизм вас не покинет!

Сегодня Мышалет расскажет о своих впечатлениях о прочтении книги
НОДАРА ДУМБАДЗЕ "Я ВИЖУ СОЛНЦЕ".

Страница автора тут:  http://www.stihi.ru/avtor/solyanaya

Эссе можно прочесть тут:  https://www.proza.ru/2018/11/25/1361

Итак: "Первый раз мышь прочел эту книгу в «Роман-газете». Помните, такая была? Эх, молодежь!
Потом приходил к «Я вижу солнце», как к старому и доброму другу — неоднократно. Потому что переживший войну, голод, нищету, потери, предательство и смерть друга Сосойя Мамаладзе может понять тебя, как никто другой.
Сказать об этой повести «светлая и добрая книга» - это не сказать ничего. Это книга — хребет. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос порядочным человеком — вы дадите ему эту книгу.
Как можно потерять родителей в 1937 году и не озлобиться, а написать об этом обыденно в книге? Как пережить войну и голод, и не стать попрошайкой, не думать о пище и не прятать в подполье запасы, а делиться последним. Как полюбить калеку всем сердцем и стать лучшим другом для деревенского дурачка?

Главный герой - мальчик, который живёт с тетей.
Это сам Нодар Владимирович. Он написал книгу так, что  мы смотрим на военные годы глазами мальчишки и юноши, который повзрослел, как и его одноклассники — внезапно. Односельчане уходят на фронт, многие не вернутся. Сосойя и его слепая подружка Хатия утешают, кого могут. По-доброму, искренне. Ходят в школу, возделывают поле, убирают грузинский чай, выхаживают красноармейца, продают последние сапоги, чтобы купить кукурузу.

Книга о временах, когда можно было переночевать у незнакомых людей в чужой деревне  и не опасаться. О том, как деревенский дурачок принимается людьми как член семьи, как близкий друг, и его гибель — страшная трагедия для всех. О том, что кусок хлеба не важнее чести, и что можно отдать последнее и не обеднеть. О том, как твой бригадир, которого все уважали, становится предателем родины, и от него отворачивается село. Не сдают его в НКВД, не пишут доносов, не устраивают травлю, а молча и строго наблюдают за его нравственным падением, превращением в шакала.
И хотя повесть о войне, она  полна юмора и надежды. Будет победа, Хатия прозреет, сыновья вернутся к своим домам.

Своеобразно построение повести. Она — лоскутное одеяло воспоминаний. Написано легко, наивно, но не просто. Такой стиль написания  - это свидетельство высокого мастерства. Рассказать о войне и не скатиться в пафос, говорить о любви и быть не пошлым и слащавым, шутить и не ерничать.

В юности мышь любил главы про сельское собрание, про учителя-фронтовика, про Бежану. Теперь я читаю и поражаюсь всему тексту, как полотну высокой плотности ткачества. Открываю для себя что-то новое.

Потрясает глава о том, как пленному немцу отдают последние мчади, потому что если немец просит хлеба, значит — войне конец. Поразительная глава о том, как дезертир Датико приходит к возлюбленной, но она отказывается ему помочь. Вот где накал страстей, вот где «честь и долг выше любви» и при этом без надрыва и пафоса, без нравоучений и морализаторства.
Такая книга  - на все времена, хоть теперь так и не пишут, но теперь так все еще читают".

*****************************

Мышалет будет рад откликам и дискуссии под этим произведением.


Рубрика обновляется по понедельникам и четвергам.


Рецензии
Читала, конечно же читала! А вот после эссе об этой повести очень захотелось перечитать её, еще раз прочувствовать и увидеть всё глазами Сосо, Хатии, тети Кето… Глазами тех, о ком написана эта история. Казалось бы, война, трудности, лишения и голод. А в каждой главе – свет, солнце, которое видит слепая Хатия, солнце, которое в сердцах этих простых людей из далёкого грузинского села. (А знаете, что образ Хатии Нодар Думбадзе писал со своей жены Нанули? Она не была слепой, но душа, свет, характер – это её!)
Даже не знаю почему, но в этот раз меня больше всего тронули разговоры Сосойи с погибшим лучшим другом Бежаной. Бесхитростные искренние слова и чувства. А ведь мы тоже, становясь старше, всё чаще в мыслях обращаемся к уже покинувшим нас близким людям…
Как бы пафосно или наивно не прозвучало, но вечер, проведённый с этой книгой, добавил мне света. Спасибо, Мышалёт, за то что напомнил об этой удивительной книге! Теперь очень захотелось еще раз перечитать «Я, Бабушка, Илико и Илларион».
Всем добра и света)))

Мари Полякова   27.11.2018 09:34     Заявить о нарушении
Очень мудрые выводы, и вот "Я, бабушка, Илико и Илларион" - да, почему-то крутятся в уме сразу, потому что и там и там - детство, взрослые, мальчик средней послушности... Сосойя, как и Зурикела - изобретатель ещё тот!
Хотя у Нодара Думбадзе много чего интересного.
Действительно, спасибо МышУ, что привлёк внимание, вот, очередь выстроилась, наверное, из жаждущих написать про "Я бабушку Илико и Иллариона"...

Белый Рояль   27.11.2018 14:49   Заявить о нарушении
Вот уж не знаю, будет ли очередь... Да и нужна ли она?
Ведь если эссе появится, на него появятся и отклики. А все они - это же и есть продолжение эссе, каждый автор просто расскажет о том, что ближе и дороже ему, или поспорит. И получится замечательное попурри по произведениям Нодара Думбадзе.

Мари Полякова   27.11.2018 15:00   Заявить о нарушении
Зурикела - это прямо клоун, я о нем читал и вспоминал своего сына-подростка. Ну как же написал Нодар, словно подсмотрел.
Кто напишет о книге "Я, Бабушка...." - не знаю, место эссеиста вакантно.
Очень люблю и эту книгу.

Злобный Мышалет   29.11.2018 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.