Бумажные фонари. Константин Коровин

В зеленых сумерках в саду
Огни фонариков зажгутся,
Загадочности привнесут,
Возможность к тайне прикоснуться,-
Экзотике далеких стран.
В Китае свадебное платье,
В России красный сарафан -
Символикой цветов на счастье.

Фонарь при входе красный  - знак,
Что в доме бракосочетанье.
Коровин словно предрекал
Судьбу картиной о свиданьи.*
Как теплый свет преображал
Любви волшебной ожиданье!
Казалось бы, бумажный шар,
Но изменялось мирозданье...

Душевный трепет и листвы.
Стена бревенчатого  сруба, -
Избы надежность не избыть,
Но быть действительности грубой:
Жена с фонариками, но
лучом не стала в его царстве
И Форнариной**, но тепло
Ее любви дороже страсти...

Как много дев внутри картин
в уютном комнатном пространстве.***
Невесты же портрет -один,-
В преддверьи жизнепостоянства.


Бумажные фонари.1895г. Константин Коровин.

*Считается, что художник изобразил свою будущую жену Анну Яковлевну Фидлер.

** Форнарина - возлюбленная,муза Рафаэлея (Сикстинская мадонна)

***У Константина Коровина большой цикл  картин «у окна».

Красавец, щёголь и всеобщий любимец Константин Коровин был несчастлив в браке. Так во всяком случае считал он сам. Его законная супруга, бывшая хористка Анна Фидлер, с которой он познакомился в мамонтовской опере, была предана художнику и прожила с ним вплоть до его смерти в эмиграции, но Коровин не раз упрекал её в мещанстве и безучастности к своему творчеству. Его жизнелюбие и оптимизм были обманчивы, на самом деле жизнь Коровина была полна невзгод: самоубийство отца и смерть матери, смерть первого ребенка и потеря родного брата-художника, инвалидность младшего сына и болезнь супруги. Всё это больно ранило Константина Алексеевича. За два года до смерти он с горечью говорил о жене: Она ничего не понимает! Я одинок. Поймите: я – одинок!.

Шаляпин:
"Родину не унесёшь на подошвах башмаков".



Александр Бенуа о К.Коровине.

"Коровин — удивительный, прирожденный стилист. То, что мерещилось Куинджи, то удалось Коровину. Не хуже японцев и вовсе не подражая японцам, с удивительным остроумием, с удивительным пониманием сокращает он средства выражения до минимума и тем самым достигает такой силы, такой определенности, каких не найти, пожалуй, и на Западе."


Во многом Коровину помешал Владимир Маяковский, не только поэт, но и ревнивый художник. Он обвинял Коровина в буржуазности, в недостатке авангардизма. В результате Коровин отказался сотрудничать с властью, писать картины на заданные социалистические темы и скоро оказался смещен со всех постов и отстранен от выставок.

------
http://stihi.ru/2013/10/07/1066 Анна Акчурина.Выдержка  о Коровине из ее статьи:

"ослепительный Коровин , с его пастозными  бутонами  роз и чрезмерной роскошью барочной позолоты   - «Розы» (1916),  и  - зрителя обступает  праздник буйства цвета.
Думаю, не случайно  картины Константина Коровина обладают  таким магнетизмом  и занимают   столь важное место  в экспозиции - они задают вектор поиска,  являясь  примером  прекраснейшего сплава реализма и импрессионизма,  торжеством чистой живописи  - вне тенденций, полюсов, и  идеологических  споров.
И разве не закономерно, что именно творчество учеников Константина Алексеевича  является ядром  этой коллекции,  цветом  наследия русской кисти? Подлинный импрессионист, Коровин  сформировал   в своих учениках превосходное  чувство цвета, редкую  гармонию   и мощь  палитры, что стало характерной чертой   плеяды «московских  сезаннистов», как назвал их А. Бенуа. Коровин  «заражал»  своей  влюбленностью в натуру, своей непосредственностью  восприятия.  Студенты  его  обожали.  Прошедшие  экзамен абитуриенты  Московского  училища ваяния и зодчества  старались попасть  в класс Коровина  -  и справедливо:  стОит оглядеть эти залы,  чтобы  отдать должное  духу и  школе  Константина Алексеевича.
Что характерно: каждый из этой плеяды    глубоко индивидуален. У каждого – свой почерк, своя система и путь развития.  Не случайно объединившее их товарищество - «Бубновый валет»  включает в себя  самые разные направления и школы,  вплоть до беспредметной живописи. Бубнововалетовцы поражали  своей разноплановостью,  витальной силой  и свободой своего искусства : это и было отличительной чертой  группы."




 


Рецензии
Даже не предполагал, сколько символики в этом жанровом на первый взгляд полотне!

Дмитрий Постниковъ   01.02.2023 10:35     Заявить о нарушении
Интересны те картины, которые вызывают ассоциативный видеоряд.
Спасибо, Дмитрий!

Светлана Леснова   01.02.2023 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.