Богословские школы послеапостольского времени

1. Школа апостола Павла

Богословие этой школы охарактеризовано дальнейшей интерпретацией учения апостола Павла. Для понимания основных богословских "догматов" этой школы нужно вкратце расмотреть содержание псевдоэпиграфов - посланий, приписываемых Павлу как автору.
     2-е Фессалоникийцам: Здесь прослеживается интерпретация (дальнейшее развитие темы) эсхатологических взглядов самого апостола, упомянутых в 1-ом Фессалоникийцам (аутентичном послании апостола). В этом псевдоэпиграфе впервые упоминается антихрист, который в аутентичных посланиях Павла не фигурирует вовсе. В качестве противостояния антихристу по 2-ому Фессалоникийцам имеется сила (власть), которая его сдерживает.
     Колоссянам и Ефесянам: Ударение в этих посланиях поставлено особенным образом во-первых на учении о Церкви, которое усиливает различие в Церкви между телом Христа и главой. если для Павла была важна сама община как тело Христа, то в этих псевдоэпигафах важна Церковь в общении со Христом, сквозь время. Здесь главенствуюет уже возвышенный Христос. Во-вторых здесь важно развитие темы крещения. Когда у Павла крещение означало быть со-распятым и со-умершим с Христом, а воскресение предвиделось лишь в будущем времени, то в Колоссянам и Ефесянам крещение означает уже главным образом быть со-воскресшим с Христом уже сейчас.
     Тимофею и Титу: Главными мыслями в этих псевдоэпиграфах являются высказывания о порядке в церкви и увещевания. Здесь всё по-немногу начинает напоминать образование церковной структуры, иерархии, самосознания Церкви.

2. Иудео-христианские богословские концепции

К так называемой школе иудео-христианской богословской концепции относятся следующие книги Нового Завета: послание Иякова, 1-ое послание апостола Петра, послание Евреям, Апокалипсис.
Главным образом характерным для такого богословия являются следующие факты: Увещевания по отношению к церковной организации; Бог - Отец, Судия, неискушающий; Христос - Господь, возвышеный, вернётся снова; Мудрость (София) - снизошла свыше, живёт в нас.

3. Концептия синоптических Евангелий и Деяний апостолов

Здесь очень важно рассматривать Евангелия не в отдельности, а совместно (синхронный анализ).
Особую важность имеют следующие тенденции: учение о Боге не несёт ничего нового, всё взято ит Ветхого Завета. Иоанн Креститель является предтечей Христа. Исусу Христу евангелисты присваивают множество званий и аттрибутов : Сын Божий, Сын Человеческий, Сын Давида, Мессия, Святый Божий, Посланный и Пришедший от Бога, Господь. Также важны качества, которыми был уполномочен Исус: проповедник, целитель. Центральной вестью Евангелий являются Христовы страдания, смерть, воскресение и вознесение. Кроме этого Христос открывает тайну Царствия Божьего, которую дано понять лишь избранным. После вознесения Он оставил на земле учеников-апостолов, их последователей и учеников и тем самым Церковь, которая подвергается искушению в мире.

4. Школа апостола Иоанна

Так называемая школа апостола Иоанна особым образом повествует о страданиях, смерти, воскресении Христа. Можно почти утверждать, что эта тематика занимает практически всё Евангелие от Иоанна. Однако главная мысль при этом это то, что вочеловечение Христа является спасительным откровением. И в плане этого спасительного откровения жизнь Христа увенчена Его страданием, смертью и воскресением. Евангелие от Иоанна преподносит читателю эот план спасения очень ясно и понятно. Также у Иоанна ясно выражена и развита пневматология ("учение о Духе"). Об этом говорят такие слова как Утешитель, который будет присутствовать с верующими вместо христа. Выражена мысль о третъей ипостаси. В эсхатологическом аспекте также имеется разница в богословии Иоанна по отношению к трём другим евангелистам. Если в синоптических Евангелиях речь о будущем, как о страшном судном, то у Иоанна оно великолепное будущее в спасении со Христом. Об ученннии о Церкви (экклесиологии) у Иоанна практически ничего не упоминается.

___

Понятие "школа" в приведённых примерах несёт совсем другую основополагающую черту, чем это понятие сегодня. Хоть и не исключены школы как организопванные группы християнских учеников, однако в основном здесь имеются в виду так называемые "богословские школы", поддерживаемые компетенцией весомых християнских богословов античного мира и существующие параллельно.


Рецензии