Тунгусы

На просторах Восточной Сибири
Коренными народами были
Племена, все опишешь едва ли,
Их тунгусами называли.*
 
Люди тундры и горной тайги
С времен древних выжить смогли,
И свою кочевую натуру
Воплотили они в культуру.
 
У них много самоназваний,
И эвенками себя звали.
Постепенно ядром стали крупным
Для маньчжурской группы.
 
Смыслом жизни была охота,
Гнали зверя через болота
На засаду, а там стрелок
Поражал его прямо в бок.
 
Караулили у реки,
От тунгусской меткой руки
Не так просто уйти, конечно,
Племя мясом все обеспечено.
 
Запасаться надо заранее,
Мясо – главное пропитание.
У костра их легенды рождались,
Все героями восхищались,
 
Как могли на лету схватить птицу,
А с медведем встреча случится,
Перебросят его через голову
И без шкуры оставят голого.
 
Мясо вялили и сушили,
Превращали в муку, солили,
А пушнина шла на обмен,
Все, что нужно, брали взамен.
 
Мясом дань платили бурятам
И монголам они когда-то,
Для охоты способов куча,
Неизвестно, который лучше.
 
Самострелы и петли ставили,
А оленей верить заставили,
Что охотник один из стада,
Только шкуру с рогами надо
 
На себя накинуть умело,
Вот, считай, половина дела,
А в руках- рогатина, лук,
Поражали насмерть, без мук.
 
Ловля рыбы – лук с острогой,
Летом с лодки, в лунке зимой.
Старики, молодые мужчины
Уходили все на путину.
 
Мясо все же самое главное,
Рыба – лакомство очень славное,
Как и ягоды жарким летом,
Между плотным, мясным обедом.
 
Занимались резьбой мужики,
Лодки делали у реки,
В первом случае кость нужна,
Лодки все долбили до дна.
 
Бабы шкуры шили, кроили,
И детей кормили, поили,
Изготавливали посуду,
На все руки были повсюду.
 
Жили в чумах конусообразных,
И покрытия у них разные,
Тут и лиственница, береста,
Это где какие места.
 
Не всегда с соседями дружба.
Быстро выйти из чума нужно?
Вот отверстие выхода дыма,
Если смыться необходимо.
 
Враждовали они с коневодами
И различными скотоводами,
Но тунгусы в жизни бродяги,
Что им разные передряги?
 
Накопительство? Никогда!
Лишь охота важна всегда,
А к одежде вопросов мало,
Лишь бы быстро она просыхала.
 
Рукава отдельно сушили,
Так специально, разборную, шили.
Ведь одежда стеснять не должна,
На охоте легкость нужна.
 
Много всем сказания даже
О шаманах племен расскажут.
Отвечал их шаман за лечение,
А при смерти, причин изучение.
 
Кто виновник? Другого рода?
Шаман слал людей из народа
И наказывал очень строго:
Зуб за зуб и око за око.
 
Он и сам убивать полномочен,
Разжигал вражду шаман очень.
Меж племен столкновения кровавые
Были в дикой, тунгусской ораве.
 
Кузнец делал луки, оружие,
И был племени очень нужен.
Без копья как встретишь беду?
Все тащили ему еду.
 
Войны были почти постоянные,
Ну а что за этим стояло?
Как и часто причина – женщины,
В жены ранее обещанные.
 
За отказ и убийство свата
Начинали войну когда-то,
Но в сражениях кровопролитных
Лишь мужчина, воин элитный,
 
Был в бою, стариков щадили,
Детей, женщин там не губили,
Но когда все ж они погибали,
То досаду всегда вызывали.
 
Забирали их всех, как трофей,
Только женщин и только детей.
В плену женщины все надеялись
На спасение, и что они делали?

В ожидании избавления
Проявляли к нему стремление:
Тетиву подрезали и портили лодки
Не смирившиеся молодки.
 
Проходили годы и годы,
Появились оленеводы
В Приамурской, лишь горной части.
Поворот к тунгусскому счастью?
 
На оленях возили кладь,
К верховой езде приучать
Стали этих животных люди,
И в дальнейшем все так и будет.
 
Олень северный – старожил,
Он веками на севере жил,
В лесотундре и горных районах,
Их обжил он определенно.
 
Светло-бурой шерстью покрытый,
И широкие слишком копыта,
Длинно-гнутые сильно рога,
Не проваливается нога

На глубоком снегу таежном,
И свободно двигаться можно.
Есть особенность чудо-зверя,
И от стада ему потеря

Не грозит, сухожилие трется
На ногах, словно звон раздается.
Этот звук не дает отстать,
Свое стадо не потерять.
 
Он копытом наст разбивает,
Ягель, мох, грызунов съедает,
Яйца птичьи не пропустит,
Птичку мелкую не упустит,
 
Может пить соленую воду,
Переносит всю непогоду,
Если соли нет, иногда,
Грызет сброшенные рога,
 
Снег глотает вместо воды,
Ну а главный символ беды-
Волк, точнее вся волчья стая.
Люди тоже его убивают,
 
Из- за мяса, шкуры, рогов,
Человек убивать готов.
И теснит его, лес вырубая,
Пастухи в беднягу стреляют,
 
Да и сами аборигены,
У тунгусов таежные гены,
Пострадали от цивилизации,
Ну куда им с тайги податься?

Неосвоенный дикий край,
Места хватит всем, выбирай!
Он, по- прежнему, угол медвежий,
Изменившийся, но и прежний.
 
Может прежним ему остаться?
Туда белым зачем соваться?
Погубили природу вокруг,
Человек природе не друг!

Дальше будет что? Неизвестно.
Безграничное дикое место,
Где растет одинокий кедр,
Как хранитель таежных недр,
 
А вокруг него жизнь кипит,
Зверям, птицам он - «общепит»:
Бурундук, кедровка и белка,
Все орешки едят его мелкие,
 
И других зверей кедр накормит,
Он ведь старый, многое помнит-
Чья ступала лапа, нога,
Но хранит все тайны тайга.


       *от тон уус (якут.)

          04.06.2018 г


Рецензии
Читая, попадаешь в Восточную Сибирь, тайгу, где свой уклад жизни. Чтение Ваших стихов - всегда увлекательное путешествие по миру. Спасибо, что показываете нам мир. Это доброе дело.

Елена Себелева   26.11.2018 13:09     Заявить о нарушении