Майстер Экхарт и предвзятие

         Глаз в любое время одинаково готов к видению как зла, так и добра, а равно и ухо к слышанию того и другого, и так со всеми чувствами.

               М. Экхарт.

       Это не так. Что-то бежит впереди глаза и впереди нашего слышания и потому он быть может готов больше к восприятию дурного, а тот, другой, допустим к восприятию хорошего. Никогда не бывают они абсолютно нейтральны. Никогда не делятся ровно поровну.
       Наш глаз и наше ухо - избирательны, они как мы - направлены и развёрнуты в определённую сторону, сконцентрированы по линии своих самых частых силовых действий.
       Глаз художника видит то, чего не вижу я. Я не вижу таких форм, цветов, красок и линий. Но художник специально ПОКАЗЫВАЕТ их мне - чтобы я их наконец-то увидел, если способен, хотя бы с его помощью.
       А глаз Христа, судя по всем писаниям, видит Добро и Зло так, как мне и не снилось - насквозь. И когда спаситель рассказывает мне о своём видении я удивляюсь.
       Мой глаз прежде чем смотреть, слушается во мне столь многого, что непосредственное созерцание крайне затруднено. К примеру, глаз слушается настроения, как и ухо впрочем - поэтому с плохим настроением - отовсюду слышится дурное, и очень трудно избавиться, выйти из этого состояния - ведь глаз работает на моё состояние и усиливает его, подкрепляет, и ухо замыкает меня в себе самом, таким каков я есть. А если я хочу стать другим, то я натыкаюсь прежде всего на собственные барьеры - и среди них не последние те - как работают мои чувства.
       О! Если бы было, Майстер Экхарт, было так, как ты говоришь!
     Были бы мы тогда точно свободными людьми - восприемниками чуда!
     Не в эту ли страну ведут все твои проповеди и туда направлены?
    Скажи: а там и вправду так, как ты пишешь?
  Кто бы не хотел иметь совершенно свободный глаз и совершенно свободное ухо?!
     Но как быть с таким механизмом как "предвзятие"(термин Хайдеггеровский)? - Лишний он нам или облегчает работу лишь на определённом этапе нашего становления?
     Предвзятость - вовсе не порок по существу своего способа и действия, таковым она становится заслоняя и отторгая собой всё остальное, когда из помощника и строителя превращается в деспота, замыкающего человека в темницу своей "заранее убеждённости".
     Но если бы мы каждый раз постигали заново и всё новое, каждый день нам пришлось бы снова изобретать велосипед - тратить уйму времени на восстановление базовых условий не то, что нашего существования, но и самого восприятия - наподобие того, как если бы кто забывал на каждый следующий день как ходить и проснувшись был вынужден весь день тратить на то, чтобы учиться заново.
     Предвзятие - это захват уже известным знанием того, что лежит перед тобой сейчас. Это - масштабнейшая помощь, активность и пристрастность человеческой души, но вместе с тем и затруднённость её быстрого оборачивания. Чтобы обернуть глаза души на что-то другое, нужно иметь механизмы, способные "снимать" собственное предвзятие.
     Следовательно, устранять полностью предвзятие нельзя, да к тому же это и невозможно, потому что тогда вы на следующий день не только не вспомните как ходить, но и долго будите пытаться вспомнить как вас зовут и кто вы - словно Пруст, проснувшийся однажды в незнакомом месте, которое он никак не мог связать с собственной жизнью несколько секунд после сна.
     Тут, очевидно, не уничтожать предвзятие на корню надобно, а иметь к нему какой-то необходимый нам доступ.
     Предвзятие волит направлять нас по кругу повторения, и из-за него мы быть может упускаем порой счастливые случайности удивления и открытия.
Тот же Майстер Экхарт говорит: нужно каждый день обновляться до простоты и свободы! Переводя это на наш язык, это звучало бы так: нужно каждый день прорывать каким-то образом узы предвзятия. Не избавляться от них полностью и навсегда, а прорывать - давать возможность разомкнуться кольцу, чтобы силы каждого нового бодрого дня не миновали нас, чтобы он не был "ещё одним днём", а был ДНЁМ.
     Предвзятие говорит о том, что прежде чем вы с чем-то познакомились, вы это уже "взяли". Звучит это парадоксально, но на мой взгляд это означает, что звучит истинно - все механизмы нашей свободы - парадоксы друг в друге.
Имея в своём арсенале механизм предвзятия нам трудно быть "здесь" и "сейчас" - труд и усилие это составляет для каждого - и для Майстера Экхарта и для торговки на базаре, и всё же есть между ними и разница. Торговка пустила свои корни в самом предвзятии, механизм помощи она превратила в основание жизни, и жизнь пала, вне радости своего обновления. Торговка - злосчастное существо, она повторяет саму себя в механическом возрождении, но в человеческом повторить себя не имеет возможности. Торговка находится в плену своей свободы, как экзистенциального существа не соответствующего своей собственной экзистенции. И лишь потому, что она несвободна по отношению к истинно человеческому, она несвободна и в отношении вещей - бесполезно освобождать её от последних, путём разъяснения или морализаторства, а также примеров "лучшей жизни" - ни облик Христа, ни деяния святых тут не помогут. Пока не вырвать корень зла, это сердце пропаще. Но поскольку это сделать крайне, крайне тяжело, торговку проще убить, что и делают люди друг с другом, когда друг другу надоедают и в прямом и в переносном смысле. Мы убиваем, потому что место для собственных свобод мы не высвободили.
      Покажите мне этот глаз, который сегодня видит заново, я буду в восхищении не перед ним, а перед душой!

      Мы не становимся свободными не потому что мы плохие, а потому что узы эти страшно, страшно тяжело превозмочь - наши собственные узы свободы и мы не знаем о том и не ведаем, что живём в плену у самих себя, и наше социальное общественное устройство направлено не к тому, чтобы мы становились освобождёнными, а к тому, чтобы нас "отвлечь" во внешнюю для нас сторону дела. Но поскольку я уж говорю сейчас с тобой от сердца к сердцу, я прямо перечислю тебе почему ты не свободен.
     1. Ты не свободен потому, что ты самодоволен.
Ты укоренился не в росте, а в имении и продолжаешь наращивать его, ты получаешь дополнительное наслаждение от массы своего наращивания, подобия движения и социального признания, что "так делают все, хотя ты и отличен от всех"...
     2. Потому что ты не знаешь и даже не догадываешься о своём бедственном положении.
Такое знание приносит горечь и боль, ты никогда "по добру"(по имуществу себя, по достатку себя) не выберешь его.
     3. Потому что общественные условия и другие люди почти ничем не могут тебе помочь, хотя с необходимостью требуется для твоей свободы именно это условие: другая свобода.
Любовь обменивается лишь на любовь и доверие лишь на доверие и свободе человека с необходимостью требуется свобода другого человека. Будучи волками-одиночками свободными не становятся, становятся дикими.
     4. Ты сам не можешь решиться, принять решение быть свободным.


Рецензии