Война на ладони

Татьяна Костышева

             Особая стать у Российской державы,
             Овеянной честью великих побед,
             Не меркнет героев бессмертная слава.
             Есть в каждом из нас ее доблестный след!

Мы сидим в уютной кухне Лидии Сергеевны, моей дальней родственницы. На столе пироги, сладости, ароматный чай. Неспешно ведем разговор о сегодняшней жизни, житье-бытье, о детях, внуках, о том, как нелегко нынешнему поколению строить свое будущее. Постепенно речь заходит о днях семидесятилетней давности, о войне! У нас есть о чем поговорить. Мой дед прошел дорогами войны, демобилизовался с Японской войны.
Лидия Сергеевна по специальности – медицинский работник. Когда началась война, семнадцатилетняя Лида пришла в военкомат, попросилась на фронт. В тыл категорично отказалась идти, только на передовую!
Первый бой запомнился на всю оставшуюся жизнь. Под Днепропетровском получила первое, большое «крещение». Бой был неравным. Фашистам удалось сомкнуть фланги и части оказались окруженными в глубоком тылу. Лидия выводила раненых в безопасное место, делала перевязки. Конечно же, ей было страшно, вокруг рвались снаряды, свистели пули, но она думала о тех, кому больно и кто нуждается в ее помощи. К ночи бой стих, но теперь нужно было выходить из окружения, искать свои части. Вместе с оставшимися в живых бойцами пошла вперед по ночному коридору. По пути к ним присоединились другие военнослужащие. Сутки за сутками группа выбиралась из тыла, изнемогая от усталости, боли, голода! Обходили стороной большие деревни, заходили в хутора, чтобы раздобыть какое-нибудь пропитание. Через две недели в лесу услышали родную, русскую речь. Радости не было предела. Отправив раненых в медсанбат, Лида отправилась в воинскую часть и снова на передовую. Под Речицой ее тяжело ранило. Пуля застряла в области позвоночника. Лечение было долгим, трудным, но она опять вернулась в строй. День Победы встретила в Берлине! На ее гимнастерке под щедрым, майским солнцем сверкали: орден Красной Звезды, медали «За Отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Варшавы», «За Победу над Германией»! Вернувшись с войны, служила медицинской сестрой в военном госпитале для военнослужащих-инвалидов.
Ей часто снятся сны о войне, боевые подруги: Тося Иванова, погибшая в первом бою, Фрося Кирьянова, пропавшая без вести, Катя Сидорова, умершая от ран в госпитале. Снится брат Алеша, сложивший голову под Сталинградом. «Все и всех вижу во сне, как на ладошке», - говорит Лидия Сергеевна. Своей жизнью фронтовая сестра довольна. Сейчас с высоты прожитых лет она может сказать это с уверенностью мудрого человека. Никогда не пряталась за спинами, была на передовой в военное и мирное время. И хоть здоровье уже не то, да и  ранения все чаще дают знать о себе, остается той же оптимистичной, как и много лет назад! И живут рядом с ней ее дети – дочь Елизавета, сын Иван, четверо внуков и пятеро правнуков – ее жизнь, ее гордость! А они все гордятся мамой, бабушкой, прабабушкой.
Я тоже горжусь Лидией Сергеевной и благодарна ей за то, что она в числе миллионов Советских людей отстояла мир, свободу и независимость нашей Родины.
И мы потомки низко кланяемся тем, кто воевал, трудился в тылу, чтобы мы жили в мире и никогда не знали, что такое война! Вечная им Слава!


Рецензии